Доходы государственного бюджета – средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органа государственной власти от юридических и физических лиц в соответствии с действующим законодательством, а также безвозмездные добровольные перечисления. Доходы формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.
Выделяют два источника доходов бюджета:
1) национальный доход – вновь созданная в экономике в текущем периоде стоимость;
2) национальное богатство – совокупность накопленных в стране активов, в том числе созданных в процессе производственной деятельности человека, а также часть природных богатств, подлежащих эксплуатации.
Классификация доходов и расходов бюджета определена Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ и законом «О бюджетной классификации РФ» от 15.08.1996 года № 115-ФЗ.
Основная классификация доходов – по источнику:
1) налоговые;
2) неналоговые;
3) безвозмездные и безвозвратные перечисления.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
К неналоговым доходам относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия;
- средства, вносимые в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг соответственно для государственных нужд.
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям конкретного бюджета относятся перечисления в виде:
- финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий, субвенций и иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы РФ;
- безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
- безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.
По уровню управления выделяют доходы: федерального бюджета, регионального, местного.
К налоговым доходам федерального бюджета относят:
- налог на прибыль организаций (100%);
- налог на добавленную стоимость (100%);
- акцизы (от 50 до 100% в зависимости от объекта налогообложения);
- налог на добычу полезных ископаемых (от 40 до 100% в зависимости от вида ископаемого);
- регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (100%);
- сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов (от 70 до 100%);
- водный налог (100%);
- единый социальный налог (100%);
- отдельные виды государственной пошлины.
К неналоговым доходам федерального бюджета относят доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, лицензионные сборы, плата за пользование биологическими ресурсами, таможенные платежи, прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности.
К налоговым доходам региональных бюджетов относят:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от некоторых федеральных налогов и сборов в определенной доле[2] (от 5 до 100%).
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами; платы за негативное воздействие на окружающую среду; платы за использование лесов; сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; декларационного платежа.
К налоговым доходам местных бюджетов (поселений, муниципальных районов, городских округов) относят земельный налог и налог на имущество физических лиц, а также (по аналогии с региональным бюджетом) доля от некоторых федеральных налогов.
К неналоговым доходам местных бюджетов относят: прибыль муниципальных предприятий, плата за негативное воздействие на окружающую среду, сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, доходы от продажи и передачи в аренду земельных участков.
По способу закрепления различают собственные и регулирующие доходы.
Собственные доходы бюджета – это те доходы, которые непосредственно зачисляются в данный бюджет в соответствии с действующим законодательством РФ. Перечень этих доходов един для всех бюджетов, находящихся на одном уровне бюджетной системы, и не зависит от конкретной социально-экономической ситуации в регионе или муниципалитете.
Регулирующие доходы – это доходы, предоставленные нижестоящему бюджету из специально создаваемых в вышестоящем бюджете Фондов компенсаций. Размер этих доходов напрямую зависит от социально-экономической ситуации в регионе, в частности, от наличия собственной доходной базы, величины бюджетного дохода на душу населения и других факторов. Структура и размер таких доходов более подвижен, зависит от способностей региона привлекать собственные доходы.
Расходы бюджета – средства, предоставленные из бюджета предприятиям, организациям, учреждениям, физическим лицам в соответствии с действующим законом о бюджете.
Расходы классифицируют:
1) по экономическому содержанию (капитальные, текущие);
2) по функциональному признаку (по однородным направлениям);
3) по ведомствам.
Капитальные расходы бюджетов обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность.
Текущие расходы бюджетов обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, в том числе оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.
Перечень функциональных расходов государственного бюджета с указанием кода статьи и размера в федеральном бюджете на 2007 год представлен в таблице 4.1.
Таблица 4.1.
Расходы федерального бюджета РФ на 2007 год
№ | Код по бюджетному классификатору | Вид расхода | Размер в федеральном бюджете на 2007 г., млн. руб. | Удельный вес, % |
1. | общегосударственные вопросы | 808196,5 | 14,8 | |
2. | национальная оборона | 822035,9 | 15,0 | |
3. | национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 662867,2 | 12,1 | |
4. | национальная экономика | 494791,3 | 9,1 | |
5. | жилищно-коммунальное хозяйство | 53024,5 | 1,0 | |
6. | охрана окружающей среды | 8096,5 | 0,1 | |
7. | образование | 277939,3 | 5,1 | |
8. | культура, кинематография и средства массовой информации | 67804,7 | 1,2 | |
9. | здравоохранение и спорт | 206373,5 | 3,8 | |
10. | социальная политика | 215565,8 | 3,9 | |
11. | межбюджетные трансферты | 1846784,7 | 33,8 | |
ИТОГО | 5463479,9 |
Ведомственная классификация содержит перечень министерств, ведомств, федеральных агентств, комитетов и т.п. с указанием по каждому распорядителю конкретных видов расходов.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
- ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
- средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
- трансфертов населению;
- ассигнований другим уровням власти и другим бюджетам;
- субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
- инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
- межбюджетных трансфертов;
- средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий и некоторых других.