Возрастные периодизации

Автор Кол-во лет Стадия
Теория рекапитуляции Ст. Холла Детское развитие – повторение стадий развития человечества 0-5 Стадия рытья и копания
5-11 Стадия охоты (агрессивность, жестокость)
8-12 Пастушеская (стремление к собственному пространству, покровительству)
11-15 Земледельческая (интерес к окружающему миру, садоводству)
14-20 Стадия промышленности и торговли (стадия современного человека)
Теория кризиса идентификации Э. Эриксона Детство – результат необратимого формирования личности, каждая стадия развития включает параметры, которые могут принимать +/- значения. 0-1 Доверие / недоверие к миру
2-3 Самостоятельность / нерешительность, стыд
4-5 Предприимчивость / чувство вины
6-11 Умелость, компетентность / чувство неполноценности
12-18 Идентификация / путаница ролей
19-25 Дружба / одиночество
25-50 Общечеловечность / самопоглащенность
50-… Целостность, осмысленность жизни / безнадежность
Международный симпозиум Начиная с младшего школьного возраста развитие женщин быстрее на 1 год. 1-10 дн. Период новорожденности
0,1-1 Младенческий возраст
1-3 Раннее детство
3-7 Дошкольное детство
8-12 Младший школьный возраст
13-16 Подростковый возраст
17-21 Юношеский возраст
22-60 Средний возраст
61-75 Пожилой возраст
76-90 Старческий
90-… Долгожители
Эльконин Д.Б. Использует понятие ведущей деятельности Леонтьева А.Н. ВД – деятельность, развитие которой обусловливает главное изменение психологических процессов и свойств личности на данном этапе. 0-1 Младенчество Непосредственно – эмоциональное общение
1-3 Раннее детство Предметно – манипулятивная деятельность
3-7 Дошкольный период Игра
7-10 Младший школьный Учение
10/11-13/14 Подростковый Интимно – личностное общение
15-17 Старший школьный Учебно-профессиональная деятельность
18-… Взрослый период Трудовая деятельность
Выготский Л.С. культурно – историческая концепция. Кризис – качественная перестройка функций, отношений; скачок в литическом развитии   Кризис новорожденности
0,2-1 Младенческий возраст
  Кризис 1 года
1-3 Раннее детство
  Кризис 3 лет
3-7 Дошкольный возраст
  Кризис 7 лет
8-12 Младший школьный возраст
  Кризис 13 лет
14-18 Пубертатный возраст
  Кризис 17 лет

§5. Проблема кризиса развития в психологии.

В ряде психологических теорий онтогенез представляет собой чередование, смену определенных периодов развития. В частности Выготский рассматривал развитие ребенка как диалектический процесс, в котором переход от одной стадии к другой совершается революционным, а не эволюционным путем. В отечественной психологии считается, что возрастной кризис связан с тем, что изменяется система отношений ребенка с миром. Он начинает видеть новую, пока еще потенциально возможную систему связей с окружающим и стремится к ней.

Кризис развития – переломный момент в литическом развитии (Эльконин Д.Б. –пустота), в который происходят качественные, резкие изменения (формируются новые отношения, новая деятельность и пр.).

Л.С. Выготским было предложено деление критического возраста на три фазы для его анализа:

ü Предкритическая. Выход ребенка во «временную перспективу», открытие идеальной формы, (более эффективно и открывает новые возможности) и идеализирование её.

ü Критическая. Период возникновения наиболее острых противоречий, конфликтов Характерна попытка материализовать идеальную форму(от манерничания к чувству взрослости); конфликт с окружающим миром как возможность для ребенка раскрыть собственные возможности т.к. провоцирует запреты и развитие способности преодолевать (самоуважение, самоутверждение) а так же рефлексия своих способностей.

ü Посткритическая. Затухание конфликтности в силу изменения и самой среды и переживания ребенком среды. На данном завершающем этапе реализуется идеальная, а не идеализированная форма, происходит переход к новой ведущей деятельности и поиск «нового значимого другого».

В отечественной психологии наиболее полный психологический анализ кризисов возрастного развития был дан Поливановой К.Н.

В детской психологии чаще всего говорят о трех критических периодах: 3, 7 и 12-16 лет (кризис подросткового возраста). Л.С. Выготский так же рассматривал кризис 1 года, а в подростковом выделял две фазы: негативную (13-14 лет) и позитивную (15-17 лет)

Причины возникновения трудностей:

Божович Л.И., анализируя результаты психологических исследований, отмечает, что особенности детей в кризисный период связаны с отсутствием удовлетворения или активным подавлением возникших новых потребностей ребенка. Во взаимодействии с детьми необходимо учитывать позитивный характер возрастного кризиса, его роль в решении вопросов развития.

Ребенок должен открыть для себя новые способности, которыми скрыто уже обладает. Новая способность – новые возможности, которых можно достичь только в новых ситуациях. Ребенок начинает примеривать свою новую способность к анализу реальных жизненных ситуаций: критикует, анализирует, прежде всего, жизнь семьи, учится анализировать, но не умеет еще предвидеть результаты своих действий, поэтому реально ломаются, деформируются привычные связи, отношения с миром, родители, взрослые пресекают действия ребенка.

Цели участников взаимодействия.

ребенок Взрослый
Объективные Построение новой формы поведения, необходимой для развития Субъективные Превращение во взрослого Создание условий для превращения действий ребенка в пробующие Сохранение привычных, устойчивых форм взаимодействия с ребенком.
Противоречие: усиление требований 4поиск

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: