Автор | Кол-во лет | Стадия | |
Теория рекапитуляции Ст. Холла Детское развитие – повторение стадий развития человечества | 0-5 | Стадия рытья и копания | |
5-11 | Стадия охоты (агрессивность, жестокость) | ||
8-12 | Пастушеская (стремление к собственному пространству, покровительству) | ||
11-15 | Земледельческая (интерес к окружающему миру, садоводству) | ||
14-20 | Стадия промышленности и торговли (стадия современного человека) | ||
Теория кризиса идентификации Э. Эриксона Детство – результат необратимого формирования личности, каждая стадия развития включает параметры, которые могут принимать +/- значения. | 0-1 | Доверие / недоверие к миру | |
2-3 | Самостоятельность / нерешительность, стыд | ||
4-5 | Предприимчивость / чувство вины | ||
6-11 | Умелость, компетентность / чувство неполноценности | ||
12-18 | Идентификация / путаница ролей | ||
19-25 | Дружба / одиночество | ||
25-50 | Общечеловечность / самопоглащенность | ||
50-… | Целостность, осмысленность жизни / безнадежность | ||
Международный симпозиум Начиная с младшего школьного возраста развитие женщин быстрее на 1 год. | 1-10 дн. | Период новорожденности | |
0,1-1 | Младенческий возраст | ||
1-3 | Раннее детство | ||
3-7 | Дошкольное детство | ||
8-12 | Младший школьный возраст | ||
13-16 | Подростковый возраст | ||
17-21 | Юношеский возраст | ||
22-60 | Средний возраст | ||
61-75 | Пожилой возраст | ||
76-90 | Старческий | ||
90-… | Долгожители | ||
Эльконин Д.Б. Использует понятие ведущей деятельности Леонтьева А.Н. ВД – деятельность, развитие которой обусловливает главное изменение психологических процессов и свойств личности на данном этапе. | 0-1 | Младенчество | Непосредственно – эмоциональное общение |
1-3 | Раннее детство | Предметно – манипулятивная деятельность | |
3-7 | Дошкольный период | Игра | |
7-10 | Младший школьный | Учение | |
10/11-13/14 | Подростковый | Интимно – личностное общение | |
15-17 | Старший школьный | Учебно-профессиональная деятельность | |
18-… | Взрослый период | Трудовая деятельность | |
Выготский Л.С. культурно – историческая концепция. Кризис – качественная перестройка функций, отношений; скачок в литическом развитии | Кризис новорожденности | ||
0,2-1 | Младенческий возраст | ||
Кризис 1 года | |||
1-3 | Раннее детство | ||
Кризис 3 лет | |||
3-7 | Дошкольный возраст | ||
Кризис 7 лет | |||
8-12 | Младший школьный возраст | ||
Кризис 13 лет | |||
14-18 | Пубертатный возраст | ||
Кризис 17 лет |
§5. Проблема кризиса развития в психологии.
|
|
В ряде психологических теорий онтогенез представляет собой чередование, смену определенных периодов развития. В частности Выготский рассматривал развитие ребенка как диалектический процесс, в котором переход от одной стадии к другой совершается революционным, а не эволюционным путем. В отечественной психологии считается, что возрастной кризис связан с тем, что изменяется система отношений ребенка с миром. Он начинает видеть новую, пока еще потенциально возможную систему связей с окружающим и стремится к ней.
|
|
Кризис развития – переломный момент в литическом развитии (Эльконин Д.Б. –пустота), в который происходят качественные, резкие изменения (формируются новые отношения, новая деятельность и пр.).
Л.С. Выготским было предложено деление критического возраста на три фазы для его анализа:
ü Предкритическая. Выход ребенка во «временную перспективу», открытие идеальной формы, (более эффективно и открывает новые возможности) и идеализирование её.
ü Критическая. Период возникновения наиболее острых противоречий, конфликтов Характерна попытка материализовать идеальную форму(от манерничания к чувству взрослости); конфликт с окружающим миром как возможность для ребенка раскрыть собственные возможности т.к. провоцирует запреты и развитие способности преодолевать (самоуважение, самоутверждение) а так же рефлексия своих способностей.
ü Посткритическая. Затухание конфликтности в силу изменения и самой среды и переживания ребенком среды. На данном завершающем этапе реализуется идеальная, а не идеализированная форма, происходит переход к новой ведущей деятельности и поиск «нового значимого другого».
В отечественной психологии наиболее полный психологический анализ кризисов возрастного развития был дан Поливановой К.Н.
В детской психологии чаще всего говорят о трех критических периодах: 3, 7 и 12-16 лет (кризис подросткового возраста). Л.С. Выготский так же рассматривал кризис 1 года, а в подростковом выделял две фазы: негативную (13-14 лет) и позитивную (15-17 лет)
Причины возникновения трудностей:
Божович Л.И., анализируя результаты психологических исследований, отмечает, что особенности детей в кризисный период связаны с отсутствием удовлетворения или активным подавлением возникших новых потребностей ребенка. Во взаимодействии с детьми необходимо учитывать позитивный характер возрастного кризиса, его роль в решении вопросов развития.
Ребенок должен открыть для себя новые способности, которыми скрыто уже обладает. Новая способность – новые возможности, которых можно достичь только в новых ситуациях. Ребенок начинает примеривать свою новую способность к анализу реальных жизненных ситуаций: критикует, анализирует, прежде всего, жизнь семьи, учится анализировать, но не умеет еще предвидеть результаты своих действий, поэтому реально ломаются, деформируются привычные связи, отношения с миром, родители, взрослые пресекают действия ребенка.
Цели участников взаимодействия.
ребенок | Взрослый | ||
Объективные Построение новой формы поведения, необходимой для развития | Субъективные Превращение во взрослого | Создание условий для превращения действий ребенка в пробующие | Сохранение привычных, устойчивых форм взаимодействия с ребенком. |
Противоречие: усиление требований 4поиск |