Рисунок 8 - Ограничение зоны работы башенного крана
А - зона запрета - ограничение поворота стрелы; Б - зона запрета - ограничение вылета крюковой подвески и высоты подъема груза; В - зона предупреждения; 1 - строящийся объект; 2 - жилой дом; 3 - ясли; 4 – школа.
Один из вариантов стесненных условий и ограничения зоны работы башенного крана приведен на рисунке 8. В зоне действия крана, обслуживающего строительство объекта 1, находятся жилой дом 2, ясли 3 и школа 4. Система уменьшает зону работы крана путем ограничения поворота стрелы (зона запрета А), вылета крюковой подвески и высоты подъема груза (зона запрета Б). Зоны работы крана и предупреждения показаны соответственно пунктирной и утолщенной пунктирной линиями.
Рисунок 9 - Расположение датчиков системы безопасности на башенном кране.
Также кран снабжается рядом приборов и устройств, обеспечивающих его безопасную эксплуатацию (рис.9). К таким приборам относятся:
а) концевые выключатели, предназначенные для автоматической остановки механизмов кранов. Требования по оборудованию грузоподъемных машин концевыми выключателями изложены в Правилах по кранам;
|
|
б) блокировочные контакты, применяемые для электрической блокировки двери входа в кабину крана с посадочной площадки, крышки люка входа на настил моста и других местах;
в) ограничители грузоподъемности, предназначенные для предотвращения аварий кранов, связанных с подъемом груза массой, превышающей их (с учетом вылета крюка) грузоподъемность. Установка прибора обязательна на башенных кранах;
г) указатель грузоподъемности. Прибор автоматически показывает, какова грузоподъемность крана при установленном вылете, что помогает предотвратить перегрузки крана;
д) анемометр. Таким прибором должны оборудоваться башенные, портальные и кабельные краны для автоматической подачи звукового сигнала при опасной для работы скорости ветра;
е) противоугонные устройства, применяемые на кранах, работающих на наземных рельсовых путях, для предупреждения угона их ветром. Требования к этим устройствам изложены в Правилах по кранам;
ж) упоры, устанавливаемые на концах рельсового пути для предупреждения схода с них грузоподъемных машин;
м) звуковой сигнальный прибор, применяемый на кранах, управляемых из кабины для предупреждения находящихся под краном рабочих.