Двигательные нарушения при ДЦП

Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ри­гидности, гипотонии, дистонии).

Ограничение или невозможность произвольных движений (па­
резы и параличи).

Наличие насильственных движений. Для многих форм ДЦП
характерны насильственные движения, которые могут проявлятьв виде гиперкинезов и тремора.

Нарушения равновесия и координации движений (атаксия).

1. Нарушение мышечного тонуса (по типу спастичности, ри­гидности, гипотонии, дистонии). Часто при детском церебральном параличе наблюдается повы­шение мышечного тонуса (спастичность). Мышцы в этом случае напряжены. Характерным является нарастание мышечного тонуса при попытках произвести то или иное движение (особенно при вертикальном положении тела). При ригидности мышцы напряжены, находятся в состоянии тетануса (максимальное повышение мышечного тонуса). Наруша­ется плавность и слаженность мышечного взаимодействия.

При гипотонии (низкий мышечный тонус) мышцы конечнос­тей и туловища дряблые, вялые, слабые; объем пассивных движе­ний значительно больше нормального. Понижение тонуса мышц во многом связано с недостаточной функцией мозжечка и вести­булярного анализатора.

Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса. Мышеч­ный тонус в этом случае отличается непостоянством, изменчиво­стью. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению то­нус резко нарастает, в результате чего оно может оказаться невоз­можным.

2. Ограничение или невозможность произвольных движений (па­резы и параличи). В зависимости от тяжести поражения мозга может наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных
движений. Полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных (пирамидных) путей головного мозга, на­зывается центральным параличом, а ограничение объема движе­ний —- центральным парезом. При парезах страдают в пер­вую очередь наиболее тонкие и дифференцированные движения,пример изолированные движения пальцев рук.

3. Наличие насильственных движений. Гиперкинезы — непроизвольные насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движе­ний. Они могут наблюдаться в покое и усиливаться при попытках произвести движения, во время волнения. Тремор — дрожание конечностей (особенно пальцев рук и язы­ка). Он наиболее выражен при целенаправленных движениях. В конце направленного движения тремор усиливается, например, при приближении пальца к носу при закрытых глазах (пальце-носовая проба по выявлению тремора).

4. Нарушения равновесия и координации движений (атаксия).
Наблюдается туловищная атаксия в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе.

5.Нарушение ощущений движений (кинестезии). Недостаточное развитие цепных установочных выпрямитель­ных рефлексов (стато-кинетических рефлексов). Стато-кинетичес-кие рефлексы обеспечивают формирование вертикального положения тела ребенка и произвольной моторики. При недоразвитии этих рефлексов ребенку трудно удерживать в нужном положении голову и туловище. В результате он испытывает трудности в овладе­нии навыками самообслуживания, трудовыми и учебными опера­циями.

5. Синкинезии. Синкинезии — это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений (например, при попытке взять предмет одной рукой происходи: сгибание другой руки; ребенок не может разогнуть согнутые паль­цы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы разгибаются

6.Наличие патологических тонических рефлексов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: