СТАНДАРТЫ РАЗРАБОТКИ ИС
Основным нормативным документом, регламентирующим ЖЦ ПО ИС, является международный стандарт ISO/IEC 12207. Разработка отечественных программных средств ИС ориентирована на ГОСТ ЕСПД (Единая система программной документации), ОРММ (Общеотраслевые руководящие методические материалы) по созданию автоматизированных систем управления.
Международный стандарт ISO/IEC 12207 (ISO - International Organization of Standardization - Международная организация по стандартизации, IEC - International Electrotechnical Commission - Международная комиссия по электротехнике) определяет структуру ЖЦ ПО.
Структура ЖЦ ПО базируется на трех группах процессов:
· основные процессы ЖЦ ПО (приобретение, поставка, разработка, эксплуатация, сопровождение);
· вспомогательные процессы (ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99; документирование, управление конфигурацией, обеспечение качества, аттестация, оценка, аудит, решение проблем);
· организационные процессы (управление проектами, создание инфраструктуры проекта, определение, оценка и улучшение самого ЖЦ, обучение).
|
|
Применение любой технологии проектирования, разработки и сопровождения ИС невозможно без выработки ряда стандартов (правил, соглашений):
· стандарт проектирования;
· стандарт оформления проектной документации;
· стандарт пользовательского интерфейса.
Стандарт проектирования должен устанавливать:
· набор моделей (диаграмм) на каждой стадии проектирования;
· правила фиксации проектных решений на диаграммах, правила оформления диаграмм и т.д.;
· требования к конфигурации рабочих мест разработчиков, включая настройки ОС, настройки CASE-средств, общие настройки проекта и т.д.;
· механизм обеспечения совместной работы над проектом.
Стандарт оформления проектной документации должен устанавливать:
· комплектность, состав и структуру документации, требования к ее оформлению,
· правила подготовки, рассмотрения, согласования и утверждения документации;
· требования к настройке издательской системы, используемой в качестве средства подготовки документации;
· требования к настройке CASE-средств для обеспечения подготовки документации в соответствии с установленными требованиями.
Совершенствование управления организацией неразрывно связано со стандартами корпоративной информационной системы. В настоящее время выделяют 5-ть основных общепризнанных стандартов КИС.
1-й стандарт — MRP (Material Requirement Planning) или планирование потребностей в материальных ресурсах. Данный стандарт относится к 70-м гг. XX столетия. Суть стандарта MRP состоит в минимизации издержек, связанных со складскими запасами и различными участками в производстве.
|
|
Базовым в данном стандарте является понятие спецификации изделия (BOM — Bill Of Material), которая показывает зависимость спроса на сырье, полуфабрикаты и пр. от плана выпуска готовой продукции. На основе:
· плана выпуска продукции,
· спецификации изделия и
· учета особенностей технологической цепочки
осуществляется расчет потребностей производства в материалах.
Недостатком этого стандарта является:
· отсутствие учета загрузки производственных мощностей,
· отсутствие учета стоимости рабочей силы при расчете потребностей в материалах.
В 60-х гг. XX в. был создан метод расчета необходимых для производства материалов, получивший название MRP, который в условиях автоматизации предполагал рассмотрение в комплексе задач:
· производственных,
· снабженческих и
· сбытовых
подразделений промышленных организаций.
Такой подход и применение вычислительной техники позволили оперативно корректировать плановые задания в процессе производства (при изменении потребностей, корректировке заказов, недостатке ресурсов, отказах оборудования).
MRP стал альтернативой традиционному методу планирования заказов ресурсов по «точке заказа» и позволил преодолеть многие из его недостатков. Объяснялось это тем, что MRP не оперировал данными о потреблении в прошлом, а ориентировался на будущие потребности. Заказ на пополнение запасов формировался только на необходимое количество и только тогда, когда это было действительно необходимо. Метод предполагал зависимый спрос на всю номенклатуру, т.е. формирование заказов на сборочные единицы и комплектующие изделия происходило в зависимости от заказа на готовую продукцию. Алгоритм реализации метода MRP не только позволяет выдавать заказы на пополнение запасов, но и позволяет корректировать производственные задания с учетом изменяющейся потребности в готовых изделиях.
2-й стандарт — MRP II (Manufacturing Resource Planning) или планирование производственных ресурсов. Этот стандарт, относимый к 80-м гг., представляет собой стандарт MRP в соединении с элементами моделирования бизнес-процессов и обратными связями при планировании, разработанными под конкретный тип производства. Стандарт MRP II в большей степени ориентирован на средние по размеру организации.
3-й стандарт — ERP (Enterprise Resource Planning) или система планирования ресурсов организации относится к 90-м гг. Он представляет собой реализацию стандарта MRP II в совокупности с модулем финансового планирования и является более универсальным, поскольку может быть установлен как в промышленных организациях, так и в организациях сферы услуг (банки, страховые организации, образовательные учреждения).
ERP-системы могут быть рекомендованы к внедрению в организациях:
· крупных;
· со сложным типом производства;
· с разветвленной филиальной сетью;
· с большим ассортиментом выпускаемой продукции;
· с повышенным объемом складских операций.
Концепция ERP предложена аналитической фирмой Gartner-Group в начале 90-х гг. Она представляет собой систему планирования ресурсов организации, реализованная как комплекс интегрированных программных модулей с общей базой данных. Эксперты в области автоматизированных систем отмечают, что главное слово в названии этой концепции — «организация» или бизнес. Главная идея ERP-систем — интеграция всех подразделений и функций организации в единой компьютерной системе, которая предназначена для удовлетворения различных потребностей, учета интересов всех этих подразделений.
4-й стандарт — CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) или планирование ресурсов организации, синхронизированное на потребителя. Этот стандарт относится к концу 90-х гг. и представляет собой реализацию стандарта ERP в соединении с автоматизацией взаимодействия с клиентами. Если первые три стандарта КИС в большей степени ориентированы на внутренние бизнес-процессы организации, то CSRP выходит за рамки конкретной организации и акцентирует внимание на внешних бизнес-процессах.
|
|
5-й стандарт — ERP II (Enterprise Resource and Relationship Processing) или управление внутренними ресурсами и внешними связями организации. По определению Gartner Group, ERP II — это корпоративная информационная система, открытая для всех участников, действующих в поле общих интересов бизнеса. Некоторые специалисты в области ИТ-технологий считают, что ERP II — это бизнес-стратегия организации, принадлежащей к определенной отрасли, и набор ключевых для данной отрасли приложений, помогающих клиентам и акционерам организации увеличивать стоимость бизнеса за счет эффективной ИТ-поддержки и оптимизации операционных и финансовых процессов как внутри организации, так и во внешнем мире — в рамках сотрудничества с другими корпорациями.