Новые информационные технологии

Глава 2. инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности

2.1. Информация – ресурс науки и производства

Общепризнанно, что без накопления и умелого использования информации немыслим научно-технический прогресс. Информация служит определяющим фактором развития экономической, технической и научной сферы человеческой деятельности.

По мере развития индустриального общества информация из категории чисто научной превратилась в категорию коммерческую, в такой же принципиальный фактор развития, как сырье и энергия. Теперь, чтобы восполнить уменьшающиеся запасы сырья и энергии, человечество остро нуждается в информации, открывающей новые пути более рационального и экономного получения средств для поддержания своей жизнедеятельности.

Свойство информации: будучи аккумулированной и обработанной с определенных позиций, она дает новые сведения, приводит к новому знанию.

Информация позволяет специалисту ориентироваться в производственной среде, определяет поведение в конкурентной борьбе, обеспечивает и стимулирует его профессиональную деятельность.

Принципиальные изменения в отношении человека к информации произошли в связи с появившейся возможностью перейти от ручных способов сбора и обработки информации к автоматизированным. Компьютер, открывший перед человеком почти неограниченные возможности в оперировании информацией, позволил превратить ее в ресурс, от состояния которого зависит развитие экономики любой страны. Наряду с энерго- и фондовооруженностью необходима и информационная вооруженность, определяющая степень применения прогрессивных технологий.

Информационный поиск – одна из важнейших функций интеллектуальной деятельности. Традиционный, технологически невооруженный аппарат управления не справляется с информационным валом, реагируя на него лишь более активным бумажным потоком. Темпы роста бумажного производства в США в 60-70-е годы втрое превзошли темпы роста валового продукта, в промышленно развитых странах началось "бумажное загрязнение среды". Поиск необходимых документов в библиотеках США обходился ежегодно в 300 млн.долл., несмотря на то, что уже в те годы шла активная компьютеризация страны.

В создавшейся ситуации поиск необходимой информации можно реализовать лишь с привлечение автоматизированных систем и широкой кооперации на основе электронных средств передачи информации. Компьютер преображает традиционные способы работы с информацией, на его основе возникают новые информационные технологии. Появилась информационная индустрия, основанная на безбумажной технологии: электронные базы данных, информационно-поисковые системы, компьютерные сети, автоматизированные рабочие места.

Информатика – комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты проектирования, разработки, создания и функционирования компьютерных систем переработки информации и их воздействие на различные области социальной практики. Информатика возникла как дисциплина, изучающая информационные процессы и пути их автоматизации. Она охватывает собственно информацию, ее сбор, анализ и методы обработки, а также средства для сбора, хранения и обработки информации – ЭВМ, устройства электросвязи и накопления данных.

Методы и средства информатики материализуются и доходят до потребителя в виде информационных технологий, под которыми подразумеваются различные виды информационного обслуживания, организованного на базе средств телекоммуникации, средств вычислительной техники и различных видов программного обеспечения этой техники. Таким образом, аппаратные и программные средства, средства компьютерных сетей представляют собой инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности.

Основу современных информационных технологий составляют три технических достижения:

· техническая среда накопления информации на машинных носителях;

· средства связи (средства телекоммуникации), обеспечивающие доставку информации практически в любую точку земного шара;

· автоматизированная обработка с помощью компьютеров по заданным алгоритмам.

В последние годы к этому добавился сервис, т.е. предоставление информационных услуг. По уровню услуг информационные технологии можно разделить на два класса: базовые (только аппаратура, иногда с минимумом услуг) и комплексные (использующие во взаимодействии средства накопления, передачи и обработки информации с предоставлением широкого спектра услуг). Примерное разделение информационных технологий на базовые и комплексные приведено в таблице.

Классы информационных технологий

Информационные технологии
Базовые Комплексные
Телефон Телефонная сеть, система сотового телефона
Телеграф Электронная почта
Накопители информации Базы данных
Компьютер Видеотекс
Кабельные линии связи Компьютерные сети
Радиосвязь Интернет
Телевидение Телетекст
Спутниковая связь Видеоконференции
Телефакс Автоматизированные рабочие места
Ксерокс Автоматизированные системы управления

Телефонная сеть – совокупность коммутационных узлов и станций, каналов связи, межстанционных и абонентских линий и оконечных устройств, обеспечивающих передачу и прием информации. Сеть предоставляет большую номенклатуру справочной информации и коммутационного сервиса, что позволяет отнести ее к классу комплексных информационных технологий.

Электронная почта – система почтовых отправлений на базе компьютерной передачи данных с предоставлением разветвленной сети услуг справочного и коммутационного характера, предоставляющая возможности неформального общения с широким кругом лиц путем подписки на телеконференции.

Базы данных – электронные специализированные библиотеки на базе компьютера с системами поиска и переработки данных. Программное обеспечение базы данных дает возможность такого оперирования с информацией, которое недоступно традиционному, "ручному" способу обработки.

Видеотекст – система видеографического информационного обслуживания. В нее входят компьютер, устройства долговременной памяти и электронная коммутируемая телефонная сеть, обслуживающая абонентов, имеющих модифицированные телевизионные приемники. Абоненты могут использовать ресурсы общего мощного компьютера, его базу данных, а также получать необходимые сведения от информационных служб системы.

Компьютерные сети – связующее звено между компьютерами, а также средство совместного использования разными компьютерами общих информационных ресурсов, в том числе баз данных. В них сочетается как различного рода аппаратура по обработке, хранению и передаче информации, так и различные виды обслуживания (информационная служба, электронная почта, видеотекс, телеконференции и т.д.).

Интернет – всемирное объединение компьютерных сетей на базе универсального протокола связи. Он предоставляет различные способы взаимодействия удаленных компьютеров и совместного использования распределенных услуг и информационных ресурсов.

Телетекст – информационная служба передачи данных (текста, таблиц) вместе с телевизионным сигналом в одном канале. Пользователь этой системы может смотреть по выбору телевизионную передачу или принятый в ее запоминающее устройство текст. Телетекст позволяет организовать электронную газету, непрерывно передавая по текстовому каналу статьи из газет и журналов.

Видеоконференции – системы, использующие полный объем технических средств современной информатики. Для их организации используются телевидение, кабельные и спутниковые линии связи, компьютерные сети. Участники видеоконференции могут пользоваться необходимыми базами данных, передавать друг другу любой вид информации и выполнять в случае необходимости вычислительные работы для обоснования принимаемых решений.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) – комплекс информационных технологий для повышения эффективности интеллектуальной деятельности. Примерный состав аппаратуры АРМ: микрокомпьютер, системы быстрой печати, копировальная машина, оборудование для подключения к компьютерной сети, телефон. Состав оборудования может изменяться или дополняться в зависимости от назначения АРМ: для руководителя, конструктора, диспетчера и т.д.

Автоматизированная система управления (АСУ) предприятия – система, использующая информационные технологии в целях управления хозяйственной деятельностью предприятия. В зависимости от целей управления и уровня автоматизации АСУ используют разный набор технических средств, однако центральным устройством всегда является компьютер. АСУ замыкается человеком, который принимает окончательное решение по управлению и реализует его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: