Глава 2. инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности
2.1. Информация – ресурс науки и производства
Общепризнанно, что без накопления и умелого использования информации немыслим научно-технический прогресс. Информация служит определяющим фактором развития экономической, технической и научной сферы человеческой деятельности.
По мере развития индустриального общества информация из категории чисто научной превратилась в категорию коммерческую, в такой же принципиальный фактор развития, как сырье и энергия. Теперь, чтобы восполнить уменьшающиеся запасы сырья и энергии, человечество остро нуждается в информации, открывающей новые пути более рационального и экономного получения средств для поддержания своей жизнедеятельности.
Свойство информации: будучи аккумулированной и обработанной с определенных позиций, она дает новые сведения, приводит к новому знанию.
Информация позволяет специалисту ориентироваться в производственной среде, определяет поведение в конкурентной борьбе, обеспечивает и стимулирует его профессиональную деятельность.
|
|
Принципиальные изменения в отношении человека к информации произошли в связи с появившейся возможностью перейти от ручных способов сбора и обработки информации к автоматизированным. Компьютер, открывший перед человеком почти неограниченные возможности в оперировании информацией, позволил превратить ее в ресурс, от состояния которого зависит развитие экономики любой страны. Наряду с энерго- и фондовооруженностью необходима и информационная вооруженность, определяющая степень применения прогрессивных технологий.
Информационный поиск – одна из важнейших функций интеллектуальной деятельности. Традиционный, технологически невооруженный аппарат управления не справляется с информационным валом, реагируя на него лишь более активным бумажным потоком. Темпы роста бумажного производства в США в 60-70-е годы втрое превзошли темпы роста валового продукта, в промышленно развитых странах началось "бумажное загрязнение среды". Поиск необходимых документов в библиотеках США обходился ежегодно в 300 млн.долл., несмотря на то, что уже в те годы шла активная компьютеризация страны.
В создавшейся ситуации поиск необходимой информации можно реализовать лишь с привлечение автоматизированных систем и широкой кооперации на основе электронных средств передачи информации. Компьютер преображает традиционные способы работы с информацией, на его основе возникают новые информационные технологии. Появилась информационная индустрия, основанная на безбумажной технологии: электронные базы данных, информационно-поисковые системы, компьютерные сети, автоматизированные рабочие места.
|
|
Информатика – комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты проектирования, разработки, создания и функционирования компьютерных систем переработки информации и их воздействие на различные области социальной практики. Информатика возникла как дисциплина, изучающая информационные процессы и пути их автоматизации. Она охватывает собственно информацию, ее сбор, анализ и методы обработки, а также средства для сбора, хранения и обработки информации – ЭВМ, устройства электросвязи и накопления данных.
Методы и средства информатики материализуются и доходят до потребителя в виде информационных технологий, под которыми подразумеваются различные виды информационного обслуживания, организованного на базе средств телекоммуникации, средств вычислительной техники и различных видов программного обеспечения этой техники. Таким образом, аппаратные и программные средства, средства компьютерных сетей представляют собой инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности.
Основу современных информационных технологий составляют три технических достижения:
· техническая среда накопления информации на машинных носителях;
· средства связи (средства телекоммуникации), обеспечивающие доставку информации практически в любую точку земного шара;
· автоматизированная обработка с помощью компьютеров по заданным алгоритмам.
В последние годы к этому добавился сервис, т.е. предоставление информационных услуг. По уровню услуг информационные технологии можно разделить на два класса: базовые (только аппаратура, иногда с минимумом услуг) и комплексные (использующие во взаимодействии средства накопления, передачи и обработки информации с предоставлением широкого спектра услуг). Примерное разделение информационных технологий на базовые и комплексные приведено в таблице.
Классы информационных технологий
Информационные технологии | |
Базовые | Комплексные |
Телефон | Телефонная сеть, система сотового телефона |
Телеграф | Электронная почта |
Накопители информации | Базы данных |
Компьютер | Видеотекс |
Кабельные линии связи | Компьютерные сети |
Радиосвязь | Интернет |
Телевидение | Телетекст |
Спутниковая связь | Видеоконференции |
Телефакс | Автоматизированные рабочие места |
Ксерокс | Автоматизированные системы управления |
Телефонная сеть – совокупность коммутационных узлов и станций, каналов связи, межстанционных и абонентских линий и оконечных устройств, обеспечивающих передачу и прием информации. Сеть предоставляет большую номенклатуру справочной информации и коммутационного сервиса, что позволяет отнести ее к классу комплексных информационных технологий.
Электронная почта – система почтовых отправлений на базе компьютерной передачи данных с предоставлением разветвленной сети услуг справочного и коммутационного характера, предоставляющая возможности неформального общения с широким кругом лиц путем подписки на телеконференции.
Базы данных – электронные специализированные библиотеки на базе компьютера с системами поиска и переработки данных. Программное обеспечение базы данных дает возможность такого оперирования с информацией, которое недоступно традиционному, "ручному" способу обработки.
Видеотекст – система видеографического информационного обслуживания. В нее входят компьютер, устройства долговременной памяти и электронная коммутируемая телефонная сеть, обслуживающая абонентов, имеющих модифицированные телевизионные приемники. Абоненты могут использовать ресурсы общего мощного компьютера, его базу данных, а также получать необходимые сведения от информационных служб системы.
|
|
Компьютерные сети – связующее звено между компьютерами, а также средство совместного использования разными компьютерами общих информационных ресурсов, в том числе баз данных. В них сочетается как различного рода аппаратура по обработке, хранению и передаче информации, так и различные виды обслуживания (информационная служба, электронная почта, видеотекс, телеконференции и т.д.).
Интернет – всемирное объединение компьютерных сетей на базе универсального протокола связи. Он предоставляет различные способы взаимодействия удаленных компьютеров и совместного использования распределенных услуг и информационных ресурсов.
Телетекст – информационная служба передачи данных (текста, таблиц) вместе с телевизионным сигналом в одном канале. Пользователь этой системы может смотреть по выбору телевизионную передачу или принятый в ее запоминающее устройство текст. Телетекст позволяет организовать электронную газету, непрерывно передавая по текстовому каналу статьи из газет и журналов.
Видеоконференции – системы, использующие полный объем технических средств современной информатики. Для их организации используются телевидение, кабельные и спутниковые линии связи, компьютерные сети. Участники видеоконференции могут пользоваться необходимыми базами данных, передавать друг другу любой вид информации и выполнять в случае необходимости вычислительные работы для обоснования принимаемых решений.
Автоматизированное рабочее место (АРМ) – комплекс информационных технологий для повышения эффективности интеллектуальной деятельности. Примерный состав аппаратуры АРМ: микрокомпьютер, системы быстрой печати, копировальная машина, оборудование для подключения к компьютерной сети, телефон. Состав оборудования может изменяться или дополняться в зависимости от назначения АРМ: для руководителя, конструктора, диспетчера и т.д.
|
|
Автоматизированная система управления (АСУ) предприятия – система, использующая информационные технологии в целях управления хозяйственной деятельностью предприятия. В зависимости от целей управления и уровня автоматизации АСУ используют разный набор технических средств, однако центральным устройством всегда является компьютер. АСУ замыкается человеком, который принимает окончательное решение по управлению и реализует его.