Теория жизненного цикла является аналитической основой для определения маркетинговой стратегии. Эта концепция описывает этапы и форму сбыта товара.
Большинство жизненных циклов обладает следующими свойствами:
1. товар обладает ограниченной продолжительностью жизни;
2. сбыт товара имеет вид «S-образной» кривой и в конечном счете исчезает;
3. точки изгиба кривой сбыта определяют положение следующих этапов ЖЦ:
I. Разработка;
II. Выведение на рынок;
III. Рост продаж;
IV. Зрелость;
V. Спад.
4. длительность жизни товара можно продлить;
5. удельная прибыль на единицу продукции растет, а затем падает в течении ЖЦ.
Идеальный ЖЦ представлен кривой сбыта и тенденциями изменения прибыли и издержек. (рис. на доске 3 кривых: продаж, прибыли, издержек).
На первом этапе проводятся исследования рынка качественной стороны спроса, а потом количественной. Анализируются предложения конкурентов, составляется бизнес-план проекта или разработка отдельных туруслуг, поиск источников финансирования, поиск партнёров. Этот этап затратный. Расходы этого этапа планируются в доходы будущих периодов.
На втором этапе начало продаж, рекламное продвижение турпродукта, осуществляется позиционирование продукта (престижный, массовый). Задача маркетинга: обеспечить информацией о товаре и выявить лидеров в группе ранних потребителей.
На третьем этапе рост продаж, предприятие должно получить объём продаж = прогнозируемой доли рынка. Обеспечивать постоянство качества. Рекламная поддержка, продвижение торговой марки и закрепление рыночных позиций.
Четвёртый этап объём продаж стабилизируется, затраты на рекламную поддержку сводятся к нулю. Задача маркетинга: поддержание и повышения прибыльности, сохранить долю рынка и искать перспективные для роста сегменты рынка. Идёт процесс экспансии рынка, вовлечение новых потребителей, новых сегментов рынка(за счет скидок).
Пятый этап снижение затрат, гибкая ценовая политика и направленность сбыта.
Значение теории ЖЦ – каждому этапу соответствуют свои цели, свой маркетинг-mix, свои стратегии и различные организации маркетинга.
Кроме того, в основе ЖЦ лежат процессы распространения товара по категориям потребителей и по времени восприятия новинки:
I. Разработка – min размер потенциального рынка покупателей составляет категория Новаторов, их 2,5%.
II. Выведение на рынок - Ранние последователи - создают мнение, их 13,5%.
III. Рост продаж – Раннее большинство 34%.
IV. Зрелость – Запоздалое большинство 34%.
V. Спад – Отстающие 16%.
Таким образом, концепция ЖЦ позволяет определить периоды спада продаж и начала разработки новых продуктов. Планирование маркетинга связано с точным определением времени перехода по этапам.