Экономические информационные системы оперативного (операционного) уровня
Экономическая информационная система оперативного уровня поддерживает специалистов-исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов). Назначение информационной системы на этом уровне – отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок в фирме, что соответствует оперативному управлению. Чтобы с этим справляться, экономическая информационная система должна быть легкодоступной, непрерывно действующей и предоставлять точную информацию.
Задачи, цели и источники информации на операционном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы. Решение запрограммировано в соответствии с заданным алгоритмом.
Экономическая информационная система оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой. Если система работает плохо, то организация либо не получает информации извне, либо не выдает информацию. Кроме того, система — это основной поставщик информации для остальных типов информационных систем в организации, так как содержит и оперативную, и архивную информацию.
|
|
Отключение этой экономической информационной системы привело бы к необратимым негативным последствиям.
К экономическим информационным системам операционного уровня относятся:
бухгалтерская;
банковских депозитов;
обработки заказов;
регистрации авиабилетов;
выплаты зарплаты и т.д.
Экономические информационные системы уровня менеджмента используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих информационных систем:
– сравнение текущих показателей с прошлыми;
– составление периодических отчетов за определенное время, а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне;
– обеспечение доступа к архивной информации и т.д.
Некоторые информационные системы обеспечивают принятие нетривиальных решений. В случае, когда требования к информационному обеспечению определены не строго, они способны отвечать на вопрос: “что будет, если...?”.
На этом уровне можно выделить два типа информационных систем: управленческие (для менеджмента) и системы поддержки принятия решений.
Управленческие информационные системы имеют крайне небольшие аналитические возможности. Они обслуживают управленцев, которые нуждаются в ежедневной, еженедельной информации о состоянии дел. Основное их назначение состоит в отслеживании ежедневных операций в фирме и периодическом формировании строго структурированных сводных типовых отчетов. Информация поступает из информационной системы операционного уровня.
|
|
Характеристики управленческих информационных систем:
– используются для поддержки принятия решений структурированных и частично структурированных задач на уровне контроля за операциями;
– ориентированы на контроль, отчетность и принятие решений по оперативной обстановке;
– опираются на существующие данные и их потоки внутри организации:
– имеют малые аналитические возможности и негибкую структуру.
Системы поддержки принятия решений обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Они имеют более мощный аналитический аппарат с несколькими моделями. Информацию получают из управленческих операционных информационных систем. Используют эти системы все, кому необходимо принимать решение: менеджеры, специалисты, аналитики и пр. Например, их рекомендации могут пригодиться при принятии решения покупать или взять оборудование в аренду и пр.
Характеристики систем поддержки принятия решений:
– обеспечивают решение проблем, развитие которых трудно прогнозировать;
– оснащены сложными инструментальными средствами моделирования и анализа;
– позволяют легко менять постановки решаемых задач и входные данные;
– отличаются гибкостью и легко адаптируются к изменению условий по несколько раз в день;
– имеют технологию, максимально ориентированную на пользователя.