Проблемные вопросы административного права в обеспечении общественной безопасности

На основе этих критериев автор проанализировал нормы административного права против общественной безопасности, что позволило ему сделать дальнейшие предложения по совершенствованию административного законодательства

2. С целью обеспечения противоэпидемической безопасности населения надо дать четкое понятие численности населения при массовом заболевании и отравлении людей, которое возможно при нарушении статьи 323 КРКоАП «Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм»;

3. Статью 325 КРКоАП «Недостоверная реклама медицинских услуг» перенести из главы 21 в главу 14 административного кодекса как не соответствующей критериями, влияющим на безопасные условия жизни общества, определяющим общественную безопасность. Такой вывод также подтверждается при квалификации состава административного правонарушения. Умысел правонарушителя по субъективной стороне состава правонарушения направлен на извлечение материальной выгоды путем недобросовестной конкуренции, а не угрозу жизни граждан.

Анализ составов административных правонарушений против общественной безопасности, дает основание для следующих выводов и предложений:

1. Кодекс РК об административных правонарушениях и многие ученные, занимающиеся проблемой административной ответственности, трактуют объективное вменение вины юридическим лицам, совершившим административное правонарушение, в том числе и в области общественной безопасности. В исследовании рассматривается проблема привлечения к административной ответственности субъекта правонарушения без вины, противоречащей принципу привлечения правонарушителя без наличия субъективной стороны административного правонарушения. В этой связи предложен принцип вины юридического лица, который следует отнести к статье 13 административного кодекса, в котором определяется административная ответственность юридических лиц;

2. В случае определения признаков уголовного наказуемого деяния в административном процессе по ст. 314 КРКоАП «Нарушение или невыполнение правил безопасности на водоемах», правонарушителя должны привлекать к уголовной ответственности. Но УК РК не предусматривает норму ответственности за такие виды преступлений. Необходимо принятие статьи в Уголовном кодексе Республики Казахстан, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение или не выполнение правил безопасности на водоемах и поместить ее в главу 9 УК РК с преступлениями против общественной безопасности, а также следует определить степень вреда здоровью и материальный ущерб по административному правонарушению, который может быть причинен физическим и юридическим лицам;

3. С целью усиления профилактической направленности борьбы с наркоманией, предлагаем в статьях 318 «Непринятие мер к уничтожению дикорастущей конопли» и 319 «Непринятие мер к обеспечению охраны наркосодержащих посевов» КРКоАП предусмотреть вторые части с квалифицирующим признаком повторности и уменьшения санкций по первым частям указанных статей, в случае совершения правонарушений по неосторожности;

4. С целью эффективной борьбы и искоренению противоправных действий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, считаем, что в ст. 320 «Незаконное обращение с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами без цели их сбыта» КРКоАП должны быть внесены следующие изменения:

а) предусмотреть ее третью часть статьи с ведением признака повторности совершения проступка с усилением санкции;

б) предусмотреть дополнительную часть статьи 320 КРКоАП, которая содержала бы в себе элемент административной преюдиции. Например, за третий раз совершения однородного проступка, после двух раз привлечения к административной ответственности, предусмотреть привлечение к уголовной ответственности;

5. В статье 321 КРКоАП «Пропаганда и незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» необходимо устранить противоречия между диспозиций и санкцией, по определению субъекта правонарушения. Указанные в статье действия по смыслу могут совершить не только физические лица, но и производственный коллектив, то есть юридическое лицо. Согласно Правил выдачи разрешений на рекламу лекарственных средств в Республике Казахстан от 9.09.99 года, заявку на рекламу может подавать не только физические, но и юридические лица, а значит и должны нести соответствующую ответственность.

Внимание мерам предупреждения и профилактики терроризма продиктована не моде, а реально существующим угрозам общественной безопасности (по примеру стран Ирак, Чечня, Израиль, Пакистан, Афганистан и т.п.). Мы знакомы с современными работами криминологической профилактики терроризма, но наше исследование направлено на профилактику терроризма административно-правовыми средствами. На основе анализа традиционных мер общей и индивидуальной профилактики, автором обоснованы меры предупреждения терроризма и сделаны выводы, что данный механизм должен постоянно совершенствоваться правоохранительными органами.

Исходя из традиционных мер предупреждения преступлений и правонарушений, обоснован механизм профилактики и предотвращения антитеррористических акций, который включает в себя следующие действия:

1) временно ограничивать или запрещать движение транспортных средств, в то числе транспортных средств дипломатических и консульских представительств, а также граждан на отдельных участках местности и объектах или удалять их с этих участков и объектов;

2) производить проверку документов, удостоверяющих личность, а в случае их отсутствия задерживать граждан для установления личности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершивших или совершающих правонарушения или иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, участвующих в антитеррористической операции, а так же за действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения антитеррористической операции;

4) беспрепятственно входить при преследовании террористов в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения на земельные участки, на территории и в помещения организаций, независимо от форм собственности, проникать в транспортные средства, если промедление может создать реальную угрозу безопасности жизни и здоровью людей;

5) производить личный досмотр граждан и должностных лиц, независимо от занимаемой должности, а также транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, а также транспортные средства, принадлежащие гражданам и организациям, независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, для предотвращения террористических акций, преследования и задержания лица, совершившего террористическую акцию, или доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также проезда к месту террористической акции;

7) применять в отношении террористов оружие и специальные средства без предупреждения и ограничений, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

Проведенный анализ практического применения административных деликтов и выработал рекомендации по их совершенствованию. Например, в диспозиции ст.318 КРКоАП оговорено, что ответственность за непринятие мер к уничтожению дикорастущей конопли «на землях государственного запаса и закрепленных за организациями» наступает после предписания. Обосновано полагать, что слова «после предписания» необходимо убрать, так как на выполнение предписания отводится определенное время, что создает реальную среду наркодельцам в возможности воспользоваться урожаем.

Литература:

Ø Конституция РК - 30.08.95г.

Ø Назарбаев Н.А. Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации. Послание Президента страны народу Казахстана:- от 18.02.2005г. //Юридическая газета от 19.02.05г. (№39).

Ø Закон РК "Об органах внутренних дел РК". 21.12 95г.

Ø Закон РК "О национальной безопасности РК" от 26 июня 1998 года.

Ø Закон РК №349-1 "О государственных секретах".- 15 марта 1999 года.

Ø Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях.- Алматы, 2001.

Ø Государственная программа профилактики правонарушений и борьбы с преступностью на 2005- 2007 годы.

Ø Административная деятельность ОВД. Общая и Особенная части: Учебник. Под ред. А.П.Коренева.- М,1999.

Ø Альбом схем по административной деятельности ОВД. Под ред. В.О.Руппс, Т.В. Великой.- Костанай, 1997.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: