Понятие распределительной логистики

Дополнительная

Основная

1. Логистика: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Аникина. М.: ИНФРА - М, 1997.

2. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

3. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. СПб.: Политехника, 1997.

4. Дегтяренко В.Г. Основы логистики и маркетинга. Ростов-на-Дону. Экспертное бюро, М.: Гардарика, 1996.

5. Гаджинский A.M. Основы логистики: Учебное пособие. М.: ИВЦ "Маркетинг", 1995.

6. Бережной В.И., Бережная Е.В. Методы и модели управления материальными потоками микрологистической системы автопредприятия. Ставрополь, 1996.

7. Костров В.Н., Цветов В.В. Логистика и экономическая география транспорта: методические указания / Волжская государственная академия водного транспорта. Нижний Новгород, 1997.

8. Костров В.Н. Логистическая концепция управления взаимодействием речного транспорта с обслуживаемыми отраслями: конспект лекций / Волжская государственная академия водного транспорта. Нижний Новгород, 1997.

9. Гордон М.ГТ., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.

10. Гаджинский A.M. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. М.: ИВЦ "Маркетинг", 1998.

11. Маликов О.Б., Малкович А.Р. Склады промышленных предприятий. Справочник / Под общей ред. проф. О.Б. Маликова. Л.: Машиностроение, 1989.

12. Транспортная логистика: Учебное пособие. / Под. ред. Л.Б.Миротина. М,: Браннус, 1996.

13. Родников А.Н. Логистика: терминологический словарь. М.: Экономика, 1996.

14. Производственно-коммерческая логистика: Учебное пособие. Под ред. Залманова М.Е., Новикова О.А. Саратов: СГТУ, 1995.

15. Новиков О.А., Уваров С.А, Коммерческая логистика: Учебное пособие. СПб, 1995.


1. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА

Термин «распределение», использованный в названии изуча­емой функциональной области логистики, имеет широкое при­менение как в науке, так и в практике. Толковый словарь совре­менного русского языка гласит, что распределить — это зна­чит разделить что-либо между кем-либо, предоставив каждо­му определенную часть. Например, распределяют полученную сумму дохода между предприятием, государством и различны­ми фондами; распределяют полученную сумму прибыли между членами акционерного общества и т. п.

В экономике распределение — это фаза воспроизводственного процесса: сначала надо произвести материальные блага, а затем распределить их, то есть выявить долю каждого производи­теля в созданном богатстве. При этом распределяется право собственности на произведенный продукт труда. Сами продук­ты, например, собранные на вагоностроительном заводе вагоны, между участниками производственного процесса не распределя­ются.

В логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Закономерности, связанные с распределением прав собственности, здесь также принимаются во внимание, однако не они являются основ­ным предметом исследования и оптимизации. Главным предме­том изучения в распределительной логистике является рациона­лизация процесса физического распределения имеющегося запа­са материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов (если да, то какая?), нужны ли посредники — вот примерные задачи, решаемые распредели­тельной логистикой.

Логистика изучает и осуществляет сквозное управление ма­териальными потоками, поэтому решать различные задачи рас­пределительного характера, то есть делить что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах:

— распределяются заказы между различными поставщиками при закупке товаров;

— распределяются грузы по местам хранения при поступле­нии на предприятие;

— распределяются материальные запасы между различными участками производства;

— распределяются материальные потоки в процессе продажи и т. д.

Для того чтобы очертить границы распределительной логи­стики, рассмотрим схему процесса воспроизводства капитала, который, как известно, имеет три стадии.

Процесс воспроизводства капитала и функциональные области логистики

Материальные потоки на стадии приобретения средств про­изводства являются объектом изучения и управления закупочной логистики, материальные потоки на стадии производства — объектом производственной логистики. Объектом распредели­тельной логистики материальные потоки становятся на стадии распределения и реализации готовой продукции.

Понятие распределительной логистики легко сформировать на основе общего определения понятия логистики. Логистика определяется как наука (деятельность) о сквозном управлении материальными потоками, включающими в се­бя:

— доведение материального потока до производства;

— управление процессом прохождения потока внутри произ­водства;

— управление процессом доведения готовой продукции до по­требителя.

В этой же главе подчеркивается, что специфика логистики заключается в объединении управления материальным потоком на названных трех участках, а также внутри каждого из них, в «одних руках» (выделение единой функции управления ма­териальными потоками). Распределительная логистика изучает последний этап (не в отрыве, а в глубокой системной взаимосвязи с предыдущими этапами), то есть представляет со­бой науку (деятельность) о планировании, контроле и упра­влении транспортированием, складированием и другими мате­риальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соот­ветствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информа­ции.

Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем:

— подчинение процесса управления материальными и инфор­мационными потоками целям и задачам маркетинга;

— системная взаимосвязь процесса распределения с процесса­ми производства и закупок (в плане управления материальными потоками);.

— системная взаимосвязь всех функций внутри самого рас­пределения.

Определение распределительной логистики формулирует­ся следующим образом: распределительная логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процес­се оптовой продажи товаров.

Процесс розничной продажи в логистике, как правило, не рассматривается. Эффективность этого процесса в основном за­висит от факторов, лежащих за пределами логистики, напри­мер, от знания психологии покупателей, от умения оформить торговый зал, организовать рекламу и т. п. Рациональная организация материальных потоков в процессе розничной продажи, конечно же, необходима, но здесь значимость ее гораздо ниже, чем на более ранних стадиях движения материального пото­ка.

Уточним, что сказанное выше относится не к процессу роз­ничной торговли в целом, который включает в себя и оптовую закупку и розничную продажу, а только к розничной продаже, то есть к обслуживанию покупателя.

Объект изучения в распределительной логистике — мате­риальный поток на стадии движения от поставщика к потре­бителю. Предмет изучения — рационализация процесса физи­ческого продвижения продукта к потребителю.

Распределение материального потока уже достаточно давно является существенной стороной хозяйственной деятельности, однако положение одной из наиболее важных функций оно при­обрело лишь сравнительно недавно. В странах с развитой ры­ночной экономикой в 50-х — начале 60-х годов системы распре­деления развивались в значительной степени стихийно. Вопросы выбора каналов распределения, упаковки товаров, подготовки их к транспортировке и доставки получателю; вопросы произ­водства и закупок материалов решались в слабой взаимосвязи друг с другом. Отдельные подфункции, которые в совокупно­сти образуют функцию распределения, трактовались как само­стоятельные функции управления. Интегрированный взгляд на функцию распределения получил развитие в 60-х — начале 70-х годов. В этот период пришло понимание того, что объединение различных функций, касающихся распределения произведенного продукта в единую функцию управления, несет в себе большой резерв повышения эффективности.

Результатом интегрированного подхода к реализации раз­личных функций распределения стало включение распределения в структуру функционального управления организаций и пред­приятий.

В торговле примером интеграции различных подфункций распределения может служить выделение и развитие специаль­ных структур, занимающихся снабжением магазинов. В странах с развитой рыночной экономикой такие структуры распределе­ния в 70-е годы стали создавать и развивать крупные цепи роз­ничной торговли. Отечественный опыт представлен организаци­ей централизованной доставки товаров в магазины экспедицион­ными подразделениями торговых оптовых баз.

Распределительная логистика охватывает весь комплекс за­дач по управлению материальным потоком на участке поставщик — потребитель, начиная от момента постановки задачи ре­ализации и кончая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решае­мые в процессе продвижения уже готовой продукции к потреби­телю.

Состав задач распределительной логистики на микро- и ма­кроуровне различен. На уровне предприятия, то есть на микро­уровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

— планирование процесса реализации;

— организация получения и обработки заказа;

— выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосред­ственно предшествующих отгрузке;

— организация отгрузки продукции;

— организация доставки и контроль за транспортированием;

— организация послереализационного обслуживания. На макроуровне к задачам распределительной логистики от­носят:

выбор схемы распределения материального потока;

— определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

— определение оптимального места расположения распреде­лительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, обла­сти, страны, материка или всего земного шара.

В следующих параграфах рассмотрены некоторые задачи, решаемые распределительной логистикой на макроуровне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: