Виды мотивации

Теория самоэффективности (С) Альберта Бандуры

С — ощущение себя компетентным в конкретной деятельности. Вера человека, что он может действовать эффективно, знает, как это делать; вера в свои способности в какой-то деятельности.

С обеспечивает настойчивость, эффективность человека, залог низкой тревоги, высокого самоуважения.

С формируется под влиянием:

- опыта собственных успехов

- наблюдение за чужими достижениями

- вербальные убеждения авторитетного человека в его эффективности

- воспринимаемое человеком собственное эмоционально-физиологическое состояние (здоров, бодр, радостен)

Характеристики С:

- уровень (сложность решаемой задачи)

- обобщенность (могут ли переноситься из области в область)

- сила (количественная оценка)

Все это влияет на уровень мотивации, настойчивость и тд.

Надорганические потребности — социальные, культурные аспекты мира. Не витальные, но все равно необходимы для сохранения родовых свойств человека.

Характеристики:

- активный способ удовлетворения

- ненасыщаемость

- динамика не подчиняется гомеостатической модели

Потребность в аффилиации (частный случай потребности в общении). Аффилиация предполагает равные отношения: любить, дружить, быть в группе — взаимные, одинаково удовлетворяющие отношения, равноправие.

При шизофрении нарушение потребности в общении.

Проявляется очень рано: 1,5 месяца — ребенок начинает улыбаться при виде матери. Из этой потребности в эмоциональном общении вырастают впоследствии все остальные.

Чем больше удовлетворяешь потребность — тем больше она развивается (касается и познания, и общения, и др).

Синдром госпитализма — в год ребенок не проявляет интереса к общению, не реагирует на внешние воздействия.

При недостатке эмоционального общения хуже развивается и интеллект, и тело, и иммунитет.

Харлоу: говорил, что потребность в любви, общении не связана, не зависима от удовлетворения пищевой потребности, развивается не на ее базе. Эксперименты на макаках-сиротах. После суток с матерью отделяли от нее, удовлетворяли все потребности. Но они привязывались к коврикам. Помещал в условия, где были суррогатные матери – конструкции. Тактильный контакт – главное; ощущение защищенности, безопасности. "Машина любви" — на суррогатную тряпичную мать детеныш чаще смотрит в окошко (которое сам может открывать в любое время).

Надежда на аффилиацию / страх отвержения (страх неудач, они переживаются болезненнее; поэтому избегают отношений, хотя хотят их). Когда они одинаково высоки — конфликтное поведение. Когда одинаково низкие — шизоидная личность.

В случае незнакомых людей — прямая зависимость ожиданий и мотивации (если думаю, что общаться будет просто, мотивация начать общение растет).

Эксперимент Шехнера. Люди предпочитают ждать неприятности в группе собратьев (студенты, которых скоро будут бить током). Или же ждут в одиночестве. Ждать в группе иных студентов нежелательно.

Познавательная потребность — тоже считается самостоятельной, не производной от органических потребностей. Удовлетворение этой потребности — награда за какое-то поведение (после сложных экспериментов обезьянам разрешали посмотреть в окошко на ученого — это был достаточный стимул).

Возможно, вырастает из потребности сенсорной стимуляции.

Потребность в ощущениях — нарушения психического развития при депривации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: