Особенности европейской культуры

В истории культуры Нового времени особенное место занимает XIX в. — время классики, когда европейская цивилизация, которая возглавила мировой экономический, социальный и культурный процесс, достигла зрелости и завершенности. Именно так оценивают XIX в. труды выдающихся философов и культурологов О. Шпенглера (1880-1936), Х. Ортеги-и-гасета (1883-1955), И. Гейзинги (1872-1945) и др.

В мировоззренческих принципах культура XIX в. полнее всего обнаруживает принципы, присущие культуре Нового времени в целом: рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и т. п. Стремительное подчинение разнообразных звеньев культурной жизни этим принципам определялось новой исторической ситуацией. Она сформировалась под воздействием трех эпохальных событий, которые произошли еще в XVIII в. Речь идет о промышленном перевороте, который начался с Англии, войне за независимость североамериканских колоний (1774-1776), Великой французской революции (1789-1793). Именно эти события составляют исходную логическую границу XIX в., именно они предопределяют культурный поворот на грани XVIII и XIX вв. Верхняя граница культурной ситуации XIX в. — выход в XX в. Август 1914 г., начало Первой мировой войны — вот конечный пункт развития культуры Нового времени с ее рационализмом и оптимизмом, верой в неограниченный прогресс и искренность человеческой натуры.

Какой же была культура XIX в.? Ортега-и-гасет считал, что этот период утвердил новизну в человеческой судьбе: «Построена новая сцена для человеческого бытия. Три принципы сделали возможным этот новый мир: либеральная демократия, экспериментальная наука и индустриализм... XIX век не изобрел ни одного из них; они походят из двух предыдущих столетий. Заслуга XIX века не в изобретении, а в практическом осуществлении». В Европе произошла модернизация, которая начала постепенно охватывать и другие культурные регионы. Модернизация — в настоящее время распространенный социокультурный термин для описания сложного комплекса изменений, которых испытывают общества и культуры на пути от отсталости к прогрессу. Исходным пунктом здесь служит традиционный тип аграрного, крестьянского общества, а целью является современное урбанизированное, индустриальное общество, где большинство населения зарабатывают на пропитание в городах и на предприятиях. Важной составной частью модернизации считается индустриализация. «Ни одно изменение человеческой жизни со времен изобретения сельского хозяйства, металлургии и городов неолитического периода не имело таких глубоких последствий, как индустриализация», — писал английский историк Е. Хобсбаум.

Индустриализация, или промышленный переворот классического образца в середине XIX в, была осуществленным фактом в большинстве стран Европы и Северной Америки. Состоялся качественный прыжок в отрасли техники, которая стремительно двигалась вперед от паровой машины Ватта (1784), — к пароходу Фултона (1807), пассажирской железной дороге Стивенсона (1825) и парового дирижабля Жифара (1852), от двигателя внутреннего сгорания Отто (1876) — к автомобилю Даймлера и Бенца (1885) и аэроплана Аде (1890), от фотографии Ньепса (1826) — к кинематографу братьев О. и Л.Люмьеров (1895), от электрической батареи Вольта (1800) — к генератору фон Сименса (1867), от телефона Райса (1861) — к радиопередатчику Маркони (1901) и др. По подсчетам П. Сорокина, XIX в. дало человечеству открытий и изобретений почти в 8 раз больше, чем все предыдущие века от VIII в. до н.э., а именно — 8527.

Новая техника с ее скоростями и средствами связи вызывала к жизни новые способы преодоления времени и пространства. Она дала возможность приблизить к себе любую точку планеты, интенсивно осваивать новые территории и разнообразную информацию, в том числе культуры. Мир человека, вовлеченного в европейскую цивилизацию, качественно преобразился.

Состоялись значительные изменения и во взглядах человека на самого себя, росло гражданское сознание, личностное самоуважение. Этому способствовали процессы в социально-политической области. Война за независимость северно-американских колоний (1774-1776) выбила из цепи британской колониальной империи важное звено. Принятие Декларации независимости (4 июля 1776 г.) стало знаковым событием, продемонстрировав возможности борьбы за независимость и права человека. В то же время она засвидетельствовала, что новая цивилизация вышла за пределы Европы, началось формирование мировой культуры как определенной целостности.

Еще одним весомым мировым событием было провозглашение в революционной Франции Декларации прав человека и гражданина (26 августа 1789 г.). Она содержала восходящие для последующего продвижения цивилизации политические парадигмы. В частности, отмечалось, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Среди прав человека фигурировали право на собственность, безопасность и сопротивление притеснению. Началось формирование гражданского общества, либерализации политической идеологии европейских государств, привлечение к политической борьбе широких слоев населения, модернизация политического строя.

В конце XIX в. большинство европейских государств уже имели конституции, в которых определялись гражданские права людей, а во многих странах действовали законодательные органы, которые придерживались всеобщего избирательного права.

Всесторонняя модернизация жизни, восходящее техническое, экономическое и социально-политическое развитие европейских стран способствовало распространению идеи общественного прогресса, утверждению оптимистичного мировоззрения. История человечества виделась как целостный восходящий процесс, на вершине которого находились цивилизованные страны Запада. Приоритет западной, европейской культуры не подлежал сомнению. Философы и историки первой половины XIX в. стремились выяснить закономерности разных периодов мировой истории, пытались перебросить мостик между прошлым, современным и будущим, использовать так называемые объективные законы истории для перестройки нового, «совершенного» общества.

Мировоззренческие представления европейского человека этого периода формировались под непосредственным влиянием принципа историзма, интерес к историческим наукам в первой половине века чрезвычайно возрос. Действительно, когда на протяжении жизни одного поколения людей разрушаются монархии, возникают новые государства, полностью перекраивается политическая карта Европы, в корне изменяется жизнь народов, люди на собственном опыте убеждаются в том, что общество непрерывно развивается. Почему возникают социальные катаклизмы? Ожидают ли человечество новые потрясения, когда их ожидать? На все эти вопросы искали ответ в трудах историков. Общее увлечение историей было характерным для XIX в., как и увлечения философией для XVIII или естественными науками для XVII в. Почти во всех европейских странах создавались исторические общества, учреждались музеи, начали издаваться исторические журналы, формировались национальные школы историков. По-видимому, самой весомой среди них была школа, которая сложилась во Франции во время Реставрации (О.Тьерри, О. Минье, Ф. Гизо). В частности, О. Тьерри (1795-1856) считал, что историческая наука должна быть не «биографией власти», а «биографией массы». «...Движение народных масс к свободе, — писал он, — показался бы нам более величественным, чем походы завоевателей, а их бедствования растрогали бы нас больше, чем несчастье королей, лишенных престола».

В XIX в. завершался процесс формирования научного мировоззрения европейского человека, начатый в предыдущие века. На почве научного мировоззрения создавалась новая культура, где экспериментальная наука постепенно занимала доминирующие позиции. Это сказалось уже в начале века, когда наука окончательно заняла надлежащее место среди предметов преподавания и стала независимой от религии и философии.

Для решения технико-экономических задач требовался новый, опытный подход к явлениям природы. Накоплению естественных знаний способствовали развитие международной торговли, исследование и освоение новых географических регионов. Картина природы становилась более полной, ученые открывали «цепочки», которых не хватало в системе пространственных и временных взаимосвязях природы.

На первый план выдвигались физика и химия, которые изучали взаимопревращение и взаимосвязь разных форм движения. В частности, развивались термодинамика, электрофизика, электрохимия, химическая атомистика. В геологии утверждался исторический взгляд на земную кору, в биологии — эволюционная теория; возникали палеонтология, эмбриология, генетика. Среди известных научных разработок природоведения XIX в. выделяются поляризация света (Малюс, 1808), атомный вес (Берцелиус, 1818), электромагнетизм (Эрстед,1819), электрическое сопротивление (Ом, 1837), электрическая индукция (Фарадей, 1831), клеточное ядро (Броун, 1831), акустика (Допплер,1842), деление клеток (Ремак, 1852), теория эволюции (Дарвин, 1859), спектральный анализ (Кирхгоф, 1859), генетика (Мендель, 1865), периодический закон химических элементов (Менделеев, 1869), бактериология (Пастер, 1881), электромагнитные волны (Герц, 1888), электронная теория (Лоренц, в 1895 г.), электрон (Томсон, в 1897 г.), хромосомы (Бовери, 1894), радиоактивность (П. и М. Кюри, 1898), квантовая теория (Планк, 1900) и т. п.

Невзирая на прогресс науки и связанный с ним позитивистский и прагматичный способы мышления, полной секуляризации европейской культуры в XIX в. не произошло. Начала даже формироваться новая религиозная атмосфера: отчасти как реакция против атеизма просветительского и революционного периодов, а отчасти как следствие прекращения многих старых форм религиозной дискриминации, распространения принципа религиозной терпимости. Религия возрождалась, что удостоверяло набожное рвение масс, укрепление церковной организации, большое количество теологических трудов, оживление теологических дискуссий.

Вызов религиозным догмам, который бросила наука, достиг кульминации в крупном споре по поводу произведения английского естествоведа Чарльза Дарвина (1809-1882 гг.) «Происхождение видов» (1859) и связанной с ним теории эволюции. Христианские фундаменталисты, приученные буквально верить истинам книги Бытия, не видели ни одного способа смириться с теорией, что природа и человечество медленно развивались на протяжении миллионов поколений, а не были созданы Господом за шесть дней и шесть ночей. Однако со временем большинство христиан признало эволюцию человека как часть Божьей цели.

В дискуссиях закалялась богословская мысль, они способствовали модернизации религии и церкви. На протяжении столетия достаточно много богословов получили общеевропейский авторитет. К ним принадлежали берлинский профессор-кальвинист Фридрих Шляермахер (1768-1834), французский аббат-радикал Фелисите Ламене (1782-1854), баварский католик Й. Игнац фон Делингер (1799-1890), обращенный в католицизм англиканец Джон Гентри Ньюмен (1801-1890), который работал в Мюнхене.

Нерядовой, глубоко философский взгляд на религиозную веру выразил датчанин Сарен Кьеркегор (1813-1855), чьи труды поняли лишь через несколько десятилетий после его смерти. Произведения Кьеркегора («Одно из двух», 1843; «Страх и трепет», 1843; «Представление о страхе», 1844; «Смертельная болезнь», 1849 и др.) остро критиковали рационализм. По мнению ученого, истина — это субъективность. Он достигает в еще не исследованных интеллектуальных областях, ища в недовольстве миром и отчаяния истоки религиозного сознания. Критикуя разные попытки рационализации религии, он считал: «история христианского мира — это история утонченного пренебрежения к христианству».

В целом в XIX в. христианская вера пробуждала сильные духовные чувства, и религиозное рвение среди крупных масс людей было не слабее, чем в предыдущем столетии, а может, еще более сильным. Ведь общее повышение грамотности укрепило религиозное образование, а противоречия человеческого бытия, которые углублялись в индустриальный период, лишь привлекали к христианству новых людей.

В философском направлении развитие европейской культуры XIX в., в частности его первой половины, происходило под знаком гегелевской философии. Выдающийся немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) сделал попытку систематизации всего содержания выработанной человечеством культуры. Глубокий историзм мышления дал ему возможность проследить в пределах своей системы известные реальные исторические связи. Всю историю человечества философ рассматривал как единственный процесс, где каждый период занимают свое особое место, и оказывает влияние на следующие эпохи. Уже в ранних произведениях он трактовал иудаизм, античность, христианство как закономерные ступени развития духа. В «Феноменологии духа» (1807) культура человечества показана в ее закономерном развитии как постепенное проявление творческих сил «мирового разума». Свою эпоху Гегель считал переходной к новой формации, которая постепенно вызревает в недрах христианской культуры и основывается на буржуазных моральных и правовых принципах. Влияние гегелевской философии на общественное мнение XIX в. огромно. Развитый им диалектический метод стал своеобразным резюме всей предыдущей истории человеческого познания, научного и художественно-эстетического освоения мира.

Показательно, что своим духовным отцом Гегель признавал величайшего немецкого поэта, мыслителя, естествоведа Иоганна-Вольфганга Гете (1749-1832). Чувственно-поэтическое восприятие природы, присущее многим произведениям поэта, своеобразно отобразилось в философской системе Гегеля. «Когда я оглядываюсь назад, на путь, который я прошел в духовном развитии, — писал Гегель Гете в 1825 г., — я вижу, что Вы вплетены в каждый шаг этого пути, и я бы позволил себе назвать себя одним из Ваших сыновей. Мое мышление получило от Вас силу противостоять абстракции, а Ваши издания были теми маяками, по которые я направлял свое движение». Известно, что Гегель имел большое влияние на систему художественного мышления Бальзака, Мериме и других писателей и деятелей культуры XIX в.

В культурной жизни XIX в. можно проследить два взаимоувязанных процесса — развитие национальных культур и возникновение культурных феноменов, которые имели интегрирующее региональное, а иногда — мировое значение, как, скажем, философия Гегеля. Развитие национальных культур было вызвано укреплением национальных государств. В свою очередь создание региональных литератур и искусств было вызвано к жизни подобием социально-экономических условий, мировоззрения, идеологии, углублениям связей между народами. Рост международного культурного обмена происходил благодаря стремительному развитию мировых экономических контактов, усовершенствованию средств коммуникации. Именно в XIX в. созывались первые международные конгрессы, открывались первые международные выставки, расширялись количество переводных изданий, росли количество людей, которые изучали иностранные языки. Литература и искусство Европы проникают в страны Азии и Африки, распространяется и обратное культурное влияние. Так, Гете создает «Западно-восточный диван», утверждая тем самым новый поэтический стиль, а «Восточные мотивы» В. Гюго открыли период романтизма во французской поэзии. Без «Восточных поэм» тяжело себе представить творчество величайшего английского поэта Д. Байрона. Ориенталистские сюжеты были присущи немецким романтикам (Ф. Шлегель, В. Гауф, Ф. Рюккерт, фон П. Галлермунд Август), повлияли на формирование французской романтичной живописи (Ф.В.Є. Делакруа, Т. Шассерио).

Во второй половине XIX в. европейская и северно-американская живопись испытала влияние японского искусства, которому принадлежала важная роль в творчестве Е.Мане, И.Ж. Дега, Е. Вистлера. Большой всемирный обмен культурными ценностями, который имел место и в предыдущие эпохи, в XIX в. развернулся с особой силой. Однако отметим, что культура стран Европы, которые опередили в научно-техническом отношении Восток, была активнее. В странах Азии и Африки начался процесс «европеизации», и он имел противоречивые последствия.

2. Основные художественные течения: неоклассицизм, романтизм, реализм.

Развитие культуры в Европе XIX в. было связано с противоборством и последовательной сменой трех художественных направлений: классицизм, романтизм, реализм.

На грани XVIII и XIX в. в европейской культуре сложился новый вид классицизма, который отличался по содержанию и идейной направленности от классицизма Н. Буало, П. Корнеля, Ж. Расина, Н. Пуссена. Его часто называли неоклассицизмом в отличие от классицизма XVIII в. Искусство классицизма периода буржуазных революций было уже рациональным. Оно предусматривало существование четких критериев высокого и низкого, прекрасного и уродливого. В творчестве классиков конца XVIII — начала XIX в. преобладали сюжеты, которые воплощали идею о необходимости подчинения частных индивидуальных интересов отдельных личностей интересам государства, общества, политического или религиозного движения. Классицизм XIX в. не был однородным явлением. Например, во Франции он эволюционировал от революционного республиканского пафоса ранних драм М.Ж. Шенье (1764-1811) и живописи Ж.Л. Давида (1748-1825) к консервативному академическому жанру в период империи и Реставрации. Развивался новый классицизм в Италии, Испании, Скандинавских странах. США, России. В последней он ярче всего сказался в архитектуре первой трети XIX в.

Самым выдающимся художественным достижением нового классицизма стало творчество величайших немецких поэтов И.В.Гете и И.К.Ф. Шиллера, в частности их произведения, связанные с так называемым периодом веймарского классицизма («Разбойники», «Мятеж Фиеско», «Коварство и любовь» И.К.Ф. Шиллера; «Римские элегии», «Эгмонт» М.В. Гете). В этих произведениях ощутима ориентация на высокие идеалы античности, которые способствовали формированию гармоничной, свободной, гуманной личности. Выразительность рационализма образов и сюжета этих произведений переплетается с тонким лиризмом.

Постепенно классицизм становился официальным академическим искусством, которое теряло связи с реальной жизнью. Зависимость классицизма от официальных эстетичных канонов приобретала гротесковые формы. Это убивало живую душу искусства — творческое вдохновение художника.

И только в конце XIX в. гармоничные и изысканные эстетичные идеалы классической традиции античности, Ренессанса, классицизма XVII — XVIII в. опять привлекли внимание художников. В частности, в 70-80-х гг. немецкие «неоидеалисты» — живописец Х. Маре, А.Фейербах, скульптор А. Хильдебранд противопоставили противоречиям и конфликтам жизни нормы «вечной красоты». Постепенно неоклассицизм распространился в архитектуре, поэзии, музыке, являясь реакцией на усложненный художественный язык декаданса. Неоклассиков отличала от других художников подчеркнутая упорядоченность и прозрачность стиля, благородство образов.

Однако господствующим интеллектуальным и художественным течением в Европе первой трети XIX в. был романтизм, который решительно вытеснил классицизм, проявив себя во всех европейских странах и повлияв на все художественные жанры, в частности на поэзию, живопись и музыку, а также на все области гуманитарных наук.

Зарождение романтизма еще в 70-х годах XVIII в. было культурной реакцией на Просвещение, влияние которого все ослабевало. Но романтизм становится массово привлекательным в 20-30-е годы XIX в., когда на авансцену культурной жизни вышло поколение, что сформировалось за период революционных испытаний и наполеоновских войн, а после 1815 г. очутилось под давлением реакционных режимов. Это поколение убедилось на собственном опыте, что состояние, в котором оказалось общество в период свободной конкуренции, мало напоминало «царство разума» с его идеалами свободы, справедливости, равенства, о чем мечтали философы-просветители XVIII в. Реальность истории оказалась неподвластной «разуму», полной тайн и неожиданностей. Разочарование в социальном, промышленном, научном прогрессе принесло лишь новые социальные контрасты и антагонизмы, привело к духовному опустошению личности, неверию в возможности человека в целом. Настроения безнадежности, «мировой скорби» присущи героям французских писателей Франсуа Шатобриана (1768-1848), Альфреда Виктора Виньи (1797-1863), Альфонса Ламартина (1790-1869), лирической поэзии Генриха Гейне (1797-1856) и др. Тема злого и страшного мира с его слепой властью материальных ценностей, иррациональностью человеческой судьбы, однообразием повседневной жизни прошла сквозь всю историю романтичной литературы XIX в., ярче всего воплотившись в произведениях величайшего английского поэта Джорджа Байрона (1788-1824), немецкого писателя, композитора, художника Эрнста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822), американского писателя Эдгара Аллана По (1809-1849), русского поэта Михаила Лермонтова (1814-1841), автора поэмы «Демон», которая стала гениальным символическим воплощением идеи бунта личности против несправедливого, античеловеческого мирового уклада.

Романтики отрицали все, что отстаивало Просвещение. Просветители отмечали силу ума, романтиков влекло все иррациональное, таинственное, сверхприродное, мистическое, страстное. Суеверия, страдания, безумие, смерть — все, что отбрасывалось классицизмом как антиинтеллектуальное и уродливое, стало предметом художественного осмысления. Просветители отмечали все большую власть человека над природой, романтиков вдохновляло необузданное могущество природы, их привлекала безлюдность пустынь, одиночество морей, величие горных скал и водопадов. Просветители более всего ценили гармонию и сдержанность, правила и каноны, романтики любили все, что бросало вызов господствующим нормам «цивилизованного» общества, их привлекали фантастика, прошлые исторические эпохи, народные легенды, экзотичный быт, обычаи далеких стран. Просветители стремились утвердить порядок во всем, романтики обращались к динамике внутреннего духа, хотя бы хаотического. Если идеи просветителей были нерелигиозными или же откровенно атеистическими, романтики имели искренний набожный нрав, даже тогда, когда презирали определенные традиционные христианские обряды.

В то же время романтикам было свойственное чувство необходимости радикального обновления мира, осознания причастности человека к тайному богатству и безграничным возможностям мирового бытия. Энтузиазм, основанный на вере во всемогущество свободного человеческого духа, страстная, всеобъемлющая жажда нового — одна из самых характерных черт романтичного мировосприятия. Глубокому разочарованию в реальной действительности, в возможностях существующей цивилизации полярно противопоставлялся романтическое стремление к «бесконечному», к идеям абсолютным и универсальным. Романтики мечтали не о совершенствовании жизни отдельного индивида, а о всемирном решении противоречий бытия. Разлад между идеалом и действительностью получил в романтизме чрезвычайную остроту и напряженность. Причем, в творчестве, например, поэтов английской «озерной школы» — У. Вордсворта, С.Т. Колриджа, Т. Саути преобладала мысль о господстве в мире непонятных и загадочных сил, необходимость человека подчиняться судьбе, в творчестве других — Д. Байрона, М. Лермонтова преобладали настроения борьбы и протеста против мирового зла.

Романтики открывали читателю глубину и красоту духовного мира человека, безграничность проявлений человеческой индивидуальности. Человек для них — малая вселенная, микрокосм. Стремление к сильным и ярким чувствам, тайным движениям души, интуитивному и подсознательному — существенные черты романтичного мировоззрения. Характерный была для романтизма и защита свободы, суверенности и самоценности личности. Близкий к романтикам немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) считал, что именно в свободе заключается весь пафос земного, вся «острота» жизни. Апология личной свободы стала самозащитой от безжалостного движения истории. Романтики были склонны рассматривать свободу как разрыв творческой личностью социальных пут, а сам романтизм сначала возник как бунт против догм и идеологических ограничений официального «классического» искусства. Отчужденность творческой личности от окружающей консервативной среды, а из-за этого и от мира в целом — ведущая мировоззренческо-эстетическая проблема, которую пытались решить романтики. Не случайно, по-видимому, «Меккой» европейского романтизма стала Франция, где можно было глотнуть свежего революционного воздуха 30-40-х гг. Как Голландия в XVII в., Франция притягивала эмигрантов, всех, кто убегал от реакции на родине. Так, из Германии приехали Генрих Гейне, из Польши — Адам Мицкевич и Фредерик Францишек Шопен.

Романтики проявили глубокий интерес к проблеме национального духа и национальной культуры, своеобразия разных исторических эпох. Принципы историзма и народности искусства — одно из важнейших достижений эстетики романтизма. Так, принцип историзма романтики целостно реализовали в созданном ими жанре исторического романа. Произведения американского писателя Джеймса Фенимора Купера (1789-1851), англичанина Вальтера Скотта (1771-1832), француза Виктора Гюго (1802-1885) составляют непревзойденное достижение мировой литературы.

Безграничное разнообразие местных, эпохальных, национально-исторических, персональных особенностей имело в глазах романтиков философское содержание: оно была проявлением богатства единственного мирового целого — универсума.

В сфере эстетики романтизм противопоставил классическому «подражанию природе» творческую активность художника, его право на преобразование окружающей среды: художник создает свой особенный мир, более прекрасный и правдивый, а потому реальнее, чем эмпирическая действительность. Романтики считали, что именно искусство составляет тайное естество, глубинное содержание и наивысшую ценность мира. Они страстно защищали право художника на творческую свободу, безграничную фантазию, отбрасывая нормативность в эстетике, регламентацию в искусстве. Романтизм в этом напоминает культуру барокко, которая тоже возникла на почве творческого переосмысления эстетичных принципов другой культуры — Ренессанса. В частности, в творчестве одного из основателей французского художественного романтизма XIX в. Эжена Делакруа (1798-1863) ощутимо близко родственно барочному стилю Рубенса.

Романтичный стиль продолжал развивать барочные особенности в виде стремительного движения форм на полотне, отблеска красок и выразительных мазков кисти, «открытой» формы, в которой контуры слабо очерчены, будто достигая таинственную даль за пределами полотна. Однако это не было возвращением к старому стилю, а скорее проявлением отчуждения самого художника от реальной жизни. «Драма» красок на полотне подменила собой драму, которая случается в жизни. Или же драму ищут в сценах, связанных с бурным действием, скажем, охота на зверей, битвы или экзотичные сцены из жизни Северной Африки и Востока (например, «Алжирские женщины», «Взятие крестоносцами Иерусалима», «Хиоская резня» Е. Делакруа).

Весомым взносом в сокровищницу мировой художественной культуры стало и активное обращение романтиков к народному творчеству, использование сюжетов, образов, языка, присущих народным песням, балладам, эпосу. Именно благодаря фольклору происходило обогащение национальных литературных языков, усиливалась морально-воспитательная функция литературы. В частности, народная мораль и фольклорные сюжеты составляли духовные принципы бессмертных сказок датского писателя Ганса Кристиана Андерсена (1805-1875), где романтика совмещается с реализмом, а лирика — с тонким юмором и иронией.

Народное творчество было источником тем и образов для композиторов-романтиков. Фольклорные музыкальные традиции присущи лирическим песням австрийского композитора Франца Шуберта (1797-1828) и немецкого композитора Роберта Шумана (1810-1856), оперным и симфоническим произведениям чешского композитора Бедржиха Сметаны (1824-1884), фортепьянной музыке польского композитора Фредерика Шопена (1810- 1849). У Шопена картины народного быта легко прослеживаются в мазурках, исторические сцены — в полонезах, народные переводы — в балладах. Сонаты, этюды, ноктюрны Шопена отображают всю полноту и сложность внутренней жизни человека — от лирических размышлений до бурной страсти. Отметим, что музыка занимала особенное место в искусстве романтизма, ведь, отрицая классический рационализм, культ разума в разных его проявлениях, романтики стремились апеллировать к человеческим чувствам, влиять на которые, по их мнению, можно наилучше именно с помощью музыки. Не случайно, что именно романтичные композиторы XIX в. составляют ряд блестящих талантов, которые достигают вершин мировой музыкальной культуры.

Кроме уже названных, в этот ряд входят Иоганн Брамс (1833-1897), Гектор Берлиоз (1803-1869), Ференц Лист (1811-1886), Феликс Мендельсон (1803-1847), Антон Рубинштейн (1829-1894), Петр Чайковский (1840-1893), Рихард Штраус (1864-1949), Клод Дебюсси (1862-1918), Сергей Рахманинов (1873-1943).

С романтическим стилем были связаны успехи оперного жанра, где музыка совмещалась с исторической и литературной драмой. В XIX в. развернулось творческое соперничество трех ведущих центров: французской оперы во главе с Шарлем Гуно (1818 -1893), Жоржем Бизе (1838-1875), Жулем Масне (1842-1912); немецкой оперы, которая достигла кульминации в колоссальной фигуре Рихарда Вагнера (1813-1883); итальянской оперы, чьи несравненные традиции утверждали Джузеппе Верди (1813-1901) и Джакомо Пуччини (1858-1924). Расцвел и жанр музыкальной комедии или оперетты, в частности в Париже — Жака Офенбаха (1819-1880), Вене — Иоганна Штрауса (1825-1899) и Ференца Легара (1870-1948).

Мировоззренческо-эстетичные принципы романтичного искусства имели определенные внутренние противоречия. Критическое отношение к существующим общественным порядкам, стремление усовершенствовать мир, сделать его более человечным, предусматривает не столько углубленность в фантастический, идеальный мир мечты, сколько реалистичное осмысление действительности с целью поиска практических путей ее видоизменения. Потому постепенно в произведениях многих романтиков возникали элементы нового реалистичного мироощущение, кое-кто из выдающихся художников-романтиков переходил на позиции реалистичного изображения действительности.

Хотя история реализма как художественного метода началась еще во время Возрождения, отсутствие четкой эстетичной программы длительное время не давало ему возможности оформиться в отдельное направление культурной жизни, и только во второй половине XIX в. он постепенно завоевал прочные позиции в литературе, изобразительном искусстве, театре, отчасти в музыке. Сам термин «реализм» входит в научное обращение с 60-х гг. XIX в., причем он понимался лишь как отображение действительности и не отличался от натурализма. Лишь постепенно начал складываться взгляд на реализм как на такое направление художественной культуры, которое объективно отображает действительность, которое связана с социально-историческим подходом к изображению человеческих характеров и условий жизни. В реалистических произведениях человек выступает, прежде всего, как общественное существо, действия которого предопределены конкретными условиями, то есть социально детерминированы. Одна из ведущих задач реализма — обнаружить типичную взаимосвязь характеров и жизненных обстоятельств. Герои реалистических произведений были не просто носителями определенной страсти, как это присуще, например, героям классического искусства, и не одинокими романтическими бунтарями, а живыми людьми, которые действовали в реальных типичных обстоятельствах.

Реализм выполнял, прежде всего, критическую функцию относительно существующих общественных порядков. Приблизительно с 40-х гг. XIX в. в европейской литературе оформилось направление критического реализма. Его представители пытались доказать, что существующий социальный уклад противоречит идеалам действительного гуманизма. Они утверждали народные, демократические духовные принципы и ценности. Ведущим литературным жанром критического реализма стал роман. Он дал возможность воспроизвести широкую панораму общественной жизни, исследовать психологию героев в разных жизненных ситуациях. Для многих реалистов критическое отношение к действительности было средством распространения революционных идеалов социального и национального освобождения.

Реализм развивался постепенно. Сначала он был тесно связан с романтизмом. Показательны в этом отношении «Шагреневая кожа» французского писателя Оноре де Бальзака (1799-1850), «Пермская обитель» французского писателя Стендаля (1783-1842), романы английского писателя Чарльза Диккенса (1812-1870). В то же время типично романтичные мотивы все больше трансформировались в реалистичные, опираясь на социальное исследование («Красное и черное» Ф. Стендаля, «Отец Горио» и «Гобсек» О. де Бальзака и др.). Сложный путь к реализму прошел немецкий поэт Генрих Гейне (1797-1856). В его лирической «Книге песен» изображены чувства типично романтичного героя, который страдает от неразделенной любви. Для выяснения тонких нюансов любовного чувства поэт широко использовал напевные интонации немецких народных песен. Не случайно на стихотворения Г. Гейне писали музыку известные композиторы, в частности Роберт Шуман, автор вокального цикла «Любви поэта». Драматизм XIX в. Г. Гейне выразил словами: «Трещина мира прошла сквозь мое сердце». В сборнике «Современные стихотворения» он утвердил реализм в немецкой поэзии, обращаясь к реальным социальным проблемам.

Жизнь людей труда была ведущей темой творчества французских художников Оноре Домье (1808-1879) и Гюстава Курбе (1819-1877). Последний применил термин «реализм» к особому направлению в занятии живописью. «Я... полный реалист, то есть искренний сторонник действительной правды», — писал он. Образ «широкоплечих атлетов из народа» был главным мотивом творчества величайшего американского поэта Волта Витмена (1819-1892), который видел поэзию не только в любви, дружбе, природе, но и в машинах, механизмах, железных дорогах, промышленных городах и др. В. Витмен мечтал о настоящем равенстве и свободе людей.

Полнее всего принципы реализма сказались в творчестве О. де Бальзака. Читатель его произведений имел возможность открыть для себя все хитросплетения финансовых махинаций, структуру «деловой жизни» Франции 40-х гг. XIX в., или «путь наверх» молодого честолюбца. Формулируя идею серии романов под общим названием «Человеческая комедия», О. де Бальзак отмечал: «Составляя описание изъянов и добродетелей, собирая самые яркие проявления страстей, изображая характеры, выбирая главные события из жизни общества..., мне, возможно, удастся написать историю обычаев».

Стремление к выработке реалистичного мировоззрения, присущее европейскому человеку второй половины XIX в., воплотилось и в философии. На волне научной революции распространился позитивизм, который стал одним из ведущих направлений философской мысли. Возникновение позитивизма связано с творчеством французского мыслителя Огюста Конта (1798-1857). Его философия происходит во многом от просветительской традиции XVIII в. Как и просветители, О. Конт выражал веру в безграничные возможности науки, выступает против традиционной философской метафизики. По его мнению, наука не нуждается в ни одной метафизической надстройке. Однако он не отрицал существования теории, которая бы осуществляла синтез научного знания и по которой можно было бы сохранить название «философия». Но возводиться она может лишь к общим выводам из естественных и общественных наук. Однако ни наука, ни философия не должны выдвигать вопрос о причинах явлений, а лишь изучать их фактическое состояние. О. Конт развил идею французского мыслителя и социолога Клода Сен-Симона (1760-1825) о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества. На первой, теологической, все явления объясняются, исходя из религиозных представлений; вторая, метафизическая, связанна с выяснением сущностей, причин, здесь доминирует философия; на третьей стадии распространяется уже научное мировоззрение, возникает возможность организации научно-рационалистической жизни. Особое место при этом О. Конт отводил социологии, которая, по его мнению, должна обосновывать научную политику, примирять консервативные и революционные тенденции в обществе. Он воспринимал социологию как «позитивную мораль» человечества, которая своими принципами должна способствовать «единению умов» и установлению общественного порядка.

В то же время, настаивая на необходимости сохранения институций духовной власти и внедрения своеобразной «научной церкви», Конт, хоть это и парадоксально, повернул науку на объект мистического культа. Потому один из критиков Конта английский биолог-дарвинист Т.Г. Гексли (1825- 1895) высказался, что позитивизм Конта означал «католицизм минус христианство».

Другой лидер позитивизма, английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903), был основателем так называемой органической школы в социологии. Структуру общества, социальные институции он толковал по аналогии с живым организмом, где каждый орган выполняет собственную функцию. Основным законом социального развития Г. Спенсер считал закон выживания наиболее приспособившихся сообществ. Революцию философ воспринимал как «болезнь» общественного организма. Утилитаризм был присущ его этико-эстетичным взглядам и распространялся на культуру. Под последней Г. Спенсер понимал «приготовление к наполненной жизни». Культура «содержит в себе, во-первых, такую дисциплину и такое знание, которые являются необходимыми для действительной самоподдержки и содержания семьи... Во-вторых, всякое развитие одаренности, которая способствует утилизации человеческих наслаждений», — писал он.

Позитивизму принадлежала значительная роль в формировании научно-мировоззренческих принципов культуры второй половины XIX в. Философия позитивизма получила распространение не только среди естественников, но и среди писателей, архитекторов, художников и т. п. В частности, на это почве сформировалось эстетико-художественное направление, которое получило название «натурализм».

3. Культурная жизнь конца XIX в.: от натурализма к символизму.

Натурализм сложился в последней трети XIX в. Он стремился к объективному, точному и непосредственному изображению реальности, человеческого характера. Особое внимание обращалось на окружающую среду, которая в большинстве случаев понималась как непосредственное бытовое окружение человека.

Натурализм зародился и программно оформился, прежде всего, во Франции. Большая роль в формировании натурализма принадлежала достижением естественных наук, в частности физиология. В философско-эстетичном смысле натурализм основывался на позитивизме О. Конта и позитивистской эстетике французского философа, историка, искусствоведа Ипполита Тена (1828-1893), который ввел в эстетику принцип «естественного детерминизма». Саму же теорию натурализма разработал величайший французский писатель Эмиль Золя (1840-1902) в трудах «Экспериментальный роман», «Романисты-натуралисты» и др. Э. Золя талантливо применил принципы этой теории в своем литературном творчестве. В середине 70-х гг. вокруг него возникла натуралистическая школа: Ги де Мопассан (1850-1893), Эдмонд Гонкур (1822-1896), Альфонс Доде (1840-1897) и др. Она просуществовала до конца 80-х гг. В 90-х гг. натурализм потерял теоретическую четкость и сохранился как общее название разных, но единственных по происхождению культурных явлений. Натуралисты выдвигали перед собой задачу: изучать человека и общество так, как естествовед изучает природу. Предметом наблюдения провозглашали «всего человека», о котором натуралисты намеревались рассказать «всю правду». Художественное произведение рассматривали как «человеческий документ», а основным эстетичным критерием считали полноту осуществленного в произведении познавательного акта. Преобладающий интерес к быту, к физиологичным принципам психики, недоверие к любым идеям приводили к ограничению натуралистической литературы. Однако вторжение жизненной правды обусловило глубокое художественное влияние лучших произведений натурализма.

Изучение материального быта часто давало возможность натуралистам сосредоточить внимание на социальных предпосылках человеческих поступков, исследовать механизм взаимодействия среды и человека. Многим писателям-натуралистам были свойственные представления о зависимости судьбы человека от физиологичной природы или социального окружения. И если Золя, веря в науку и социальный прогресс, пытался открыть средства влияния на среду с целью более разумной организации общества, то у других писателей (например, у позднего Ги де Мопассана) преобладали мотивы фатализма. Натуралисты отказались от морализации, считая, что изображенная с научной страстью действительность сама по себе достаточно влиятельна в воспитательном смысле. Они считали, что литература, как и наука, не имеет права выбора материала, а для настоящего художника не существует непригодного сюжета или тем, которые не заслуживают внимания. Отсюда походит стремление расширить тематику натуралистических произведений, пробудить интерес к «простым» явлениям жизни. В 60-80-х гг. натурализм выполнял позитивную роль в европейской культуре: он осваивал новые темы, поднимал новые пласты действительности, показывал жизнь обездоленных и угнетенных, изучал взаимосвязь масс и личности, функционирование социальных организмов, роль подсознательного в человеческой жизни и т. п. Натурализм ввел в обращение новые приемы художественного изображения жизни, обнаружил широкий демократизм и критические тенденции, что способствовало развитию общественной мысли и художественного творчества.

Однако натурализм содержал и существенные эстетичные противоречия, имел уязвимые места. Сущность художественно-эстетических недостатков натурализма метко сформулировал известный философ XX в. М. Бердяев. Он, в частности, писал: «В литературе самой сложной, но и самой чистой формой является роман, присущий душе XIX в. Начали стремиться не столько к красоте, сколько к правдивости. Это само по себе было достижением. Но это же привело к тому, что поблек идеал красоты. В конечном итоге, искусство начало чуждаться красоты... Это порождает глубокий кризис искусства». В конце XIX в. возникают достаточно много альтернативных художественных течений, направленных против натурализма, в частности импрессионизм и символизм.

Импрессионизм возник во Франции в конце 60-х гг. и, как будто подводя итог поискам изобразительного искусства в XIX в. Это направление характерен для творчества таких выдающихся мастеров, как Эдуард Мане (1832-1882), Клод Моне (1840-1926)т Огюст Ренуар (1841-1919), Эдгар Дега (1834-1917), Камиль Писсарро (1831-1903), Альфред Сислей (1839-1899) и др. Истоки импрессионизма связаны с новаторскими поисками Э. Мане, который в предисловии к каталогу своих картин так выразил собственно эстетичное кредо: «Художник стремится лишь к тому, чтобы передать свои впечатления (impressio)». Критика сразу окрестила Э. Мане «импрессионистом», позже так начали называть и других художников, которые придерживались подобных позиций.

В начале 60-х гг. Э. Мане переосмыслил композиционные и живописные приемы мастеров XVI-XVIII в., какие сторонники официального «салонного» искусства считали нерушимыми эталонами. В известных картинах «Олимпия», «Завтрак на траве» (обе — в 1863 г.) он талантливо применил эти приемы к изображению современной жизни, которая была расценена как преступление относительно требований «высокого» искусства. Однако первые негативные оценки не остановили художника. Э. Мане решительно обновлял бытовой жанр. В сценах городской жизни он пытался уловить живые искры поэзии. От уравновешенных «картинных» композиций, четкого рисунка, гладкой манеры письма мастер перешел к более светлым, «импрессионистическим», наполненным воздухом полотнам, написанным широким мазком, к фрагментарной композиции, подчеркнутого «выхвачивания» сцены из жизни и в то же время утверждения нерушимых жизненных принципов человеческого бытия. Такой искрометный, свежий, утверждающий красоту мира «Бар в «Фоли-Бержер» (1882) и другие произведения этого периода. Импрессионисты применили новый метод виденья мира, основанный на непосредственном впечатлении зрителей. В произведениях импрессионистов мир показан в вечном движении, природа — разнообразной в своих безграничных и прекрасных формах. Главное внимание они сосредоточивали на цвете и свете. Этим объясняется их интерес к явлениям светло-воздушной среды, разных состояний атмосферы, изучению проблем цвета, теней и т. п. Отсюда — отказ от сюжета в традиционном понимании в интересах мотива. Новые задачи вызывали к жизни целую систему новых живописных приемов: работа на открытом воздухе, серии произведений на один сюжет, «случайность» композиционного решения, отсутствие четкого контура, раздельный мазок и т. п. Наиболее последовательного воплощения принципы импрессионизма получили в творчестве пейзажистов К. Моне, А. Сислея, К. Писсарро. Свои произведения они наполнили живым духом природы, показали человека в неразрывном единстве с окружающей средой, как его одухотворенную часть. Утверждение полнокровного человеческого бытия, изменчивого, неуловимого мира человеческой души — ведущие темы картин О. Ренуара. «Ввести» зрителя в пространственный мир своих полотен стремился также Э. Дега. Его любимые темы — балет, скачки, повседневная жизнь города. Если картины О. Ренуара будто излучают светло и радость («Мулен где ла Галетт», 1876 г., «Портрет Жанны Самари», 1877 г.), то произведения Э. Дега часто пропитаны горькой иронией — художник остро чувствует несовершенство человеческого бытия («Абсент», 1876 г.).

Значительным событием в истории культуры стало возникновение во второй половине XIX в. эстетики символизма. Символизмкак литературное течение зародился во Франции 60-70-х гг. в творчестве таких известных поэтов, как Шарль Боддер (1821-1867), Поль Верлен (1844-1896), Артюр Рембо (1854-1891),Стефан Малларме (1842-1898). Позже поэтический символизм перерос в общеевропейское культурное явление, охватив театральное искусство, живопись, музыку и т. п. В частности, символизмом увлекались бельгийский драматург и поэт Морис Метерлинк (1862-1949), немецкий поэт Стефан Георге (1868-1933), немецкий писатель Гергарт Гауптман (1862-1946), австрийский, — Гуго фон Гофмансталь (1874-1929), английский — Оскар Вайльд (1854-1900), французский живописец Пьер Пюви де Шаванн (1824-1898), швейцарский — Арнольд Беклин (1827-1901), норвежский живописец и график Эдвард Мунк (1863-1944 гг.), литовский композитор и маляр Микалоюс Чюрленис (1875-1911), российский композитор и пианист Александр Скрябин (1872-1915) и много других известных деятелей культуры.

Реализму и натурализму в искусстве, позитивизму и материализму в философии они противопоставили свою поэтику и эстетику, где акцентировалась идея таинственности мира, конфликта между реальным и идеальным. Символисты обращались к духовному, религиозному миру человека, считали главным в художественном творчестве интуитивное, бессознательное. Чаще всего они обращались к идеям романтиков и мистиков, философских учений Платона, Канта, Шопенгауэра, Ницше, Кьеркегора. Придерживаясь идеи, что любое искусство символическое, основной проблемой художественного творчества символисты считали проблему символа, который, по их мысли, совмещает земное, эмпирическое, временное с другими мирами, с глубинами духа и души, с вечным и абсолютным. В частности, французский поэт Ж. Мореас, внедрив стермин «символизм» в «Манифесте символизма» (1886), отмечал, что символическая поэзия выражает прежде всего «исконные идеи», она — враг любого объективизма. Символический образ знаменует собой существование «области тайного», — отмечал С. Малларме. По М. Метерлинком, он является воплощением «невидимых и фатальных сил». Большое значение символисты предоставляли музыке, ведь музыка лучше других видов искусства передает оттенки и полутона, непосредственно удостоверяет существования потустороннего, а символический образ всегда музыкален по содержанию. Поэзия, прежде всего, требует музыки — так считал П. Верлен. Характерной чертой символизма было противопоставление искусства и реальной жизни. Многие из символистов отстаивали идею самоценности искусства, его независимости от социальных задач и проблем. Например, по мнению О. Вайльда, искусство ничего не выражает, кроме самого себя, искусство выше жизни. Как духовная сила искусство имеет неисчерпаемый потенциал влияния на человека и, по мнению многих символистов (Г. Ибсен, Ф. Сологуб, А. Рембо и др.), является магической силой преобразования жизни и спасения мира. Так, российские символисты (М. Минский, Д. Мережковский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус, В. Иванов и др.) мечтали о слиянии искусства и религии, что должно способствовать «обновлению соборного духа», преодолению распада общественных связей людей, образованию нового духовного сообщества.

Символизм значительно повлиял на развитие культуры XX в., в частности на искусство сюрреализма и экспрессионизма.

Появление в конце XIX в. новых культурных течений, которые отличались и от романтично-гуманистической традиции, возникшей еще в период Ренессанса, и от подхода рационализма и реализма к проблемам человеческого бытия, распространение в философии иррационалистических, а в искусстве декадентских (с французского — упадок) настроений было предвестием глубокого кризиса. Он преследовала культуру на протяжении всего XX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: