Принцип разделения сфер общественной жизни
Индивид принадлежит гражданскому обществу как частное лицо и одновременно является гражданином государства. Гражданство — это не только чисто правовой статус личности, но и социальное состояние. Обеспечение подлинной свободы в обществе предполагает, что каждый человек становится гражданином не только в юридическом и политическом, но также в экономическом и социальном смыслах. Иначе говоря, равенство — это не самоцель, а исходное состояние, которое позволяет создать равные условия выбора для всех членов общества.
При всем том следует подчеркнуть, что главным условием возникновения и утверждения подлинного гражданского общества является размежевание между экономикой и политикой, между собственностью и властью. Соединение экономической власти с политической неизбежно приводит к их концентрации в каком-либо одном центре, в руках од-
ного человека или группы лиц. Если же политическая и экономическая власть разделены и рассредоточены, если существует несколько центров экономического и политического влияния, то они взаимно ограничивают и сдерживают друг друга.
|
|
Вследствие этого свобода личности предполагает существование как многих центров власти, исключающих монополию какого-либо одного лица, социальной группы, партии и уравновешивающих всевластие государства, так и свободы выбора во всех сферах общественной жизни. Основополагающее значение с этой точки зрения имеет частная собственность. Вслед за Гегелем можно сказать, что гражданское общество — это сообщество частных собственников, которые независимо от своего социального статуса, религиозных и политических воззрений, расовой и этнической принадлежности равны перед законом.
Без свободы выбора ни одно занятие не способно принести человеку удовлетворения, раскрыть его призвание. То, что человек не выбрал по собственной воле, что навязано ему принудительно извне, не может стать частью его внутренней сущности, остается чуждым его истинно человеческой природе. Идея индивидуальной свободы, основанная на отождествлении личной свободы с правом неограниченного распоряжения плодами своего труда, частной собственностью, стала в свое время стимулирующей силой развития производительных сил и формирования политической демократии. Как считал, Гегель, те, кто выступают за насильственно навязываемый «братский союз людей с общностью имущества и изгнанием собственности», не понимают природы свободы духа и права.
В экономической сфере идея свободы выбора проявляется в принципах свободной конкуренции и свободного рынка. Возможность вступать в конкуренцию с себе подобными есть законное использование естественных прав человека. Политическим выражением этих принципов является свобода слова и выражения мысли, а соответственно и свобода средств массовой информации, право голосования на выборах, свобода вероисповедания и т.д.
|
|
Одна из сущностных характеристик гражданского общества и тесно связанного с ним правового государства — это их светское начало, которое столь же существенно, как и начало правовое. Здесь преодолевается единство политики и религии, политики и идеологии, утверждается разделение
общественного и частного, общества и государства, права и морали, политической идеологии и науки, религиозного и светского. Иначе говоря, здесь упраздняется единство политики и религии, политики и идеологии, утверждается раздвоение общественного и частного.
Подводя итог, можно сказать, что гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи их ценностей от поколения к поколению. Это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, в задачу которых входит обеспечение условий для самореализации отдельных индивидов и коллективов, удовлетворения частных — индивидуальных.ил и коллективных — интересов и потребностей.
На вопрос «что же такое политика?» люди, как правило, отвечают по-разному. Говорят, например, о валютной политике банков, о политике профсоюзов во время забастовки, школьной политике городских властей, политике дирекции предприятия или школы, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем.
Что же все-таки представляет собой политика?
4.1. Какое содержание вкладывается в понятие «политика»?
Политика в собственном смысле слова представляет собой, с одной стороны, сферу деятельности людей, где осуществляется взаимодействие между различными, зачастую противоборствующими или конфликтующими социально-политическими силами по поводу власти и властных отношений между этими силами. В этом плане политика теснейшим образом связана с миром политического. Более того, нередко эти понятия используются в качестве синонимов.
С другой стороны, под политикой понимается форма деятельности государства и его институтов, общества, политических партий, организаций, движений и даже отдельно взятой личности по управлению различными областями общественной жизни: экономикой, социальной сферой, культурой, образованием, наукой, здравоохранением и т.д. Именно с помощью политики государство определяет общую волю и общий интерес всех членов общества.
Политика в тех или иных форме и степени затрагивает всех граждан государства. В ней принимают участие огромные массы людей, преследующих свои социальные, экономические, культурные и иные интересы. Степень сложности и многогранности политики зависит от масштабов эконо-
мического, социального, этно-национального, конфессионального и других форм плюрализма в обществе.
Политика призвана решать жизненно важные для общества повседневные и стратегические проблемы, разрабатывать и реализовывать программы обеспечения жизнеспособности, эффективного функционирования и дальнейшего развития как общества в целом, так и отдельных его подсистем. В этом плане говорят о политике экономической, промышленной, аграрной, социальной, военной, о политике в области образования, здравоохранения и т.д.
Иначе говоря, с помощью целенаправленной политики осуществляется управление общественными процессами. Не случайно политику иногда называют искусством управлять. В этом смысле политика включает в себя как конфликты, борьбу и конкуренцию за власть и влияние, так и совместные действия людей в поисках оптимальных путей функционирования и развития общества и государства. Поэтому и говорят о политических конфликтах, политической борьбе, политическом курсе, политических программах и т.д.
|
|
Особую важность с этой точки зрения имеет ресурс власти. Без власти не может быть и нормальной, эффективной политики. Правы те исследователи, которые считают, что любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение тем или иным образом связано с властью.
Политика теснейшим образом соединяется с принятием решений. Она воплощает в себе взаимосвязь и взаимозависимость, диалектику внутренних и внешних условий и факторов развития общества и государства. Поэтому естественно, что политика разделяется на внутреннюю и внешнюю.
4.2. Понятие «мир политического»
Для правильного понимания сущности и предназначения политики необходимо прояснить вопрос о мире политического, результатом и проявлениями функционирования которого она является.
Выделение мира политического из всей совокупности общественных институтов и отношений, изучение политических структур и процессов, постижение смысла политических событий представляет собой трудную, но крайне важную для общества задачу.
Мир политического существует как сложное сочетание политических явлений, институтов, отношений, процессов. Это самостоятельная сфера жизнедеятельности людей, отличная от экономической, социальной и духовной сфер. Главная функция мира политического состоит в том, чтобы обеспечить единство разделенного на разнородные группы, слои, классы общества. В сущности, общество едино в качестве политического сообщества. Политическое играет интегрирующую роль или, иначе говоря, оно включает в себя объединяющее всех членов общества начало.
Об обоснованности этого тезиса свидетельствует хотя бы тот факт, что от типа общества и экономики зависит и тип государства. К тому же существует целый ряд институтов и явлений, которые можно с полным правом отнести и к гражданскому обществу, и к политической сфере и которые выполняют роль связующих звеньев между ними. О них более или менее подробно мы говорили в теме 3. Здесь отметим лишь то, что именно от подобных структур и институтов, находящихся на стыке двух подсистем, в решающей степени зависят нормальное функционирование как гражданского общества, так и мира политического, их жизнеспособность, динамика развития.
|
|
Вот почему нужно четко усвоить, что рыночную экономику, гражданское общество и политическую демократию в полном объеме не удастся сформировать до тех пор, пока в обществе не появится ясное и четкое понимание их неразрывной связи и взаимообусловленности, понимания невозможности решить проблемы одной из этих подсистем без реформирования других.