Конфедерация
Конфедерация представляет собой внутренне противоречивую форму политической организации. Для нее прежде всего характерны юрисдикционные споры, немыслимые для федеративного и унитарного государств. Здесь каждое входящее в конфедерацию государственное образование почти
в полном объеме сохраняет свои властные прерогативы, поэтому центральное правительство запрашивает у правительств отдельных государственных образований полномочия для выполнения тех или иных проблем, и именно последние решают, какие именно полномочия предоставить центральному правительству.
Поскольку слабое центральное правительство получает средства на свою деятельность за счет более или менее добровольных взносов от нижестоящих правительств, индивидуальный гражданин испытывает на себе влияние центрального правительства лишь косвенно и отдаленно. В целом можно утверждать, что федерация предполагает наличие центра, который вправе принимать властные решения, затрагивающие всех субъектов федерации. Конфедерация же, будучи союзом независимых государств, таким центром не располагает.
|
|
В качестве примеров конфедерации можно привести США со времени завоевания независимости в 1776 г. до принятия конституции континентальным конгрессом в 1787 г. (точнее до ее введения в действие в 1789 г.), Германский союз в 1815-1867 гг.
Здесь особняком стоит Швейцария. Швейцарская конфедерация возникла в 1291 г. как союз трех кантонов (Швиц, Ури, Унтервальден) для защиты от притязаний монархии Габсбургов. По-видимому, ее можно относить к конфедерациям, в лучшем случае, до середины XIX в. Дело в том, что на протяжении всей ее истории в ней все более отчетливо преобладала тенденция к дрейфу в сторону федерализма.
Как показал исторический опыт, конфедерация является одной из самых нежизнеспособных форм государственного устройства. По-видимому, прав один из отцов-основателей Общего рынка Ж. Моне, который говорил, что существуют два типа конфедераций: те, которые трансформируются в федерации, и те, которые терпят неудачу. США, которые из слабо структурированной конфедерации превратились в мощное федеральное государство, и Швейцария, которая, формально сохранив название конфедерации, на деле приобрела качество федерации, подтверждают обоснованность этого тезиса.
Составной частью мира политического является политическая система. Для правильного понимания ее места и роли в мире политического необходимо определить ее основные структурные элементы и основные функции. Необходимо также выяснить характер взаимоотношений политической системы с государством и политическим режимом. Пожалуй, это один из самых запутанных вопросов современной политологии. В публицистике, а нередко и в научной литературе эти понятия используются в качестве синонимов: например, говорят о президентском режиме и президентской системе, парламентском режиме и парламентской системе и т.д. Так ли это на самом деле?
|
|
9.1. Что такое политическая система?
Политическая система представляет собой комплекс институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества. Это прежде всего институты и органы управления, руководства и координации политической жизни. Центральным или осевым институтом политической системы, вокруг которого группируются остальные институты, является государство, представляющее собой высшую форму самоорганизации человеческих сообществ. О его роли в данном качестве свидетельствует тот факт, что нередко имеет место фактическое отождествление политической системы и государства, что со строго научной точки зрения не совсем правомерно.
В зарубежной и отечественной литературе не затихают споры относительно содержания и сущности политической системы. Многие авторы рассматривают ее как совокупность ролей и взаимоотношений субъектов политической деятельности. Однако правильнее будет сказать, что политическая система предполагает наличие как определенного комплекса отношений, так и — в первую очередь — струк-
тур, институциональной инфраструктуры, на основе которых могут развертываться эти роли и отношения. Как подчеркивал известный американский социолог Т. Парсонс, структура составляет «анатомию» социальной системы, а функции — ее «физиологию». Это положение в такой же мере верно и применительно к политической системе.
При анализе политических отношений и взаимодействий прежде всего необходимо определить их субъекты. Возьмем, например, нормы и правила политической игры. Можно ли изучать их, взятые сами по себе, т.е. без такого основополагающего документа, как конституция, в которой эти нормы и правила законодательно фиксированы? Здесь вопрос, кем и с помощью каких механизмов и инструментов управляется та или иная страна, не менее важен, нежели вопрос, как и между кем осуществляется политическая деятельность в данной стране, кем и как принимаются и реализуются политические решения. Если поставить эти вопросы или один из них перед россиянином, то правильным будет ответ: Президентом РФ и Правительством РФ в тесном сотрудничестве и взаимодействии с Государственной Думой и Советом Федерации, а также судебной властью — при этом руководствуясь федеральной Конституцией. Если задать те же вопросы американцу, то ответ, очевидно, будет аналогичным: президентом страны в тесном сотрудничестве и взаимодействии с конгрессом и верховным судом в соответствии с основополагающими положениями конституции.
Разные политические системы отличаются друг от друга прежде всего наличием или отсутствием тех или иных институтов, их конфигурацией, характером структурных взаимоотношений, выполняемых ими функций и т.д. Можно сказать, что без соответствующего прояснения вопроса об анатомии и институциональных субъектах политической системы не может быть и серьезного разговора о целях и функциях политической системы, условиях и принципах распределения и реализации политической власти и о многих других ключевых проблемах политической науки.
Система состоит из структуры и взаимодействующих друг с другом институтов и учреждений. Речь идет прежде всего об институтах, механизмах и органах управления, руководства и координации политической жизни страны. О структурных составляющих государства мы уже говорили ранее. В политической системе помимо них немаловажное место занимают партии и связанные с ними организации, объедине-
|
|
ния, союзы, комитеты политического действия, институты и механизмы реализации политического процесса, принятия политических решений и т.д. Они во многом определяют жизнеспособность и функционирование политической системы. Более того, современные политические системы немыслимы без партий и связанных с ними институтов.
Особое значение среди институтов политической системы имеют партии. О партиях и партийных системах более подробно речь пойдет ниже. Здесь отметим лишь то, что главная функция партий состоит в том, чтобы превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес, путем сведения этих интересов к единому знаменателю. Существенную роль в современной демократической политической системе играют также избирательная система и механизм выборов должностных лиц на государственные должности на различных уровнях государственной власти. Именно они служат средством реализации таких основополагающих принципов демократии, как политическое представительство, плюрализм интересов, гарантия народного суверенитета и др.
Политическая система характеризуется единством и тесной взаимосвязанностью ее составных частей. Это, в свою очередь, предполагает вертикальную и горизонтальную согласованность ее структурных элементов.
Необходимо учесть, что структура — это некоторая абстракция, основанная на некоем ранжировании институтов и отношений. Однако остается вопрос о принципах и формах этого ранжирования. Оно устанавливается в соответствии с действующими писаными или неписаными конституциями. Составные элементы структуры располагаются в порядке иерархического соподчинения низших уровней высшим: вышестоящие уровни призваны командовать или управлять, нижестоящие — подчиняться и выполнять. Поэтому политическая система характеризуется как иерархическая, вертикальная, централизованная, гомогенная.
|
|
Политическая система располагает определенной совокупностью «правил игры», реализуемых в процессе взаимодействия и функционирования ее институтов. Эти правила и отношения формируются и действуют в более широком контексте мира политического. То же самое можно сказать о политическом поведении, политической культуре, политической этике и других составных элементах и атрибутах мира политического.