Становление государственности

Вопрос №1

История отечественного государства и права

(История государства и права России)

Становление человека как уникального вида среди живых существ заняло примерно 2,5 млн. лет. На протяжении этого срока важнейшие изменения, приведшие к появлению и сохранению современного человека, в главном, сводились к двум процессам – социализации (переходе от зоологического существования к общественному) и сапиентизации (приобретении предками человека способности мыслить, обладать разумом).

Переход предков человека к животной пище имеет 2-а важнейших вероятных следствия:

1. зарождается половозрастное разделение труда;

2. зарождалась смена биологического лидерства с социальным лидерством.

Это, в свою очередь, ведёт к появлению распределительной функции. Она исполняется внутри локальной общности её предводителем.

При появлении первых признаков перехода от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству распределительная функция превращается в распорядительную функцию. Обладание распорядительной функцией постепенно становится наследственным, что, в свою очередь, ведёт к имущественному расслоению и ранжированию (стратификации) каждой общности.

Совместно созданное богатство становится объектом распоряжения предводителя – вождя, имея на него (богатство) преимущественное право, вождь строит отношения с членами общности на основе, во-первых, взаимовыгодного обмена, во-вторых, соединённых с ним дарением и отдариванием. Те, кто не мог отдариться, получив дар, признают себя обязанными дарителю, считают себя зависимыми.

Вслед за этим происходит сравнение между общностями (родами) по поводу наличия ресурсов – прежде всего, еды. Та общность, у которой еды окажется больше, будет пользоваться и большим престижем и, значит, большинством. Укрепление отношений между общностями ведёт к созданию племён – простых протогосударств (прототип государства, ещё не государство по форме, но уже исполняющее функции политической власти).

В VI в. н.э. у племён Восточно – Европейской равнины складывание простых протогосударств уже происходило, но не равномерно. Первобытнообщинный строй эпохи протогосударств достигает стадии военной демократии. Её важнейшими признаками были:

1. исполнение каждым мужчиной 2-х социальных функций: труженик и воин;

2. всеобщая и примерно одинаковая вооружённость населения (до военной реформы Петра I).

Начиная с VII в. и по X в. племена Восточно – Европейской равнины переживают глубинные, сущностные сдвиги в хозяйстве, приведшие к устойчивому наличию излишка над необходимым продуктом к наличию прибавочного продукта (главная экономичесвая предпосылка появления государства).

I-ый сдвиг: тягловое животноводство (с VI в. н.э.) – этих животных не употребляли в пищу;

II-ой сдвиг: губчатое железо;

III-ий сдвиг: металлические наконечники орудий труда;

IV-ый сдвиг: производящее хозяйство;

V-ый сдвиг: патриархат (мужчина находится во главе, женщина – в подчинении);

VI-ой сдвиг: двуполье – озимые (осень) и яровые (весна).

Это, в свою очередь, позволило:

во-первых, эксплуатировать человека;

во-вторых, высвободить из производства часть членов общности, принимающих на себя функции защиты – нападения, военного управления. Таких воинов общность добровольно содержит.

Таким образом, происходит 2-ое социальное разделение труда, в результате которого в составе каждой локальной общности (рода или племени) складывается своя военно – профессиональная верхушка.

На Северо – Западе Восточно – Европейской равнины складывание военно – профессиональных групп у местных племён вначале было ускорено военным временем.

О- ГРАД -А – сооружение вокруг града.

Норманы (варяги) – северные люди.

А затем привело к регулярно возобновлявшимся межплеменным военным столкновениям.

Такие конфликты заключали в себе опасность взаимоистребления, устранить которую удалось по средствам призвания Рюрика, который был способен исполнять посредническую функцию, так как не принадлежал ни к одному из местных племён (он исполнял военно – дипломатическую функцию).

РЯД -ИЛ – договариваться.

РЯД – договор.

На рубеже IX-X вв. князь Олег, возглавляя надплеменную верхушку, занимает Киев и из него, как из центра, совершает походы против отдельных племён по очереди. Располагая военным превосходством, благодаря «революции вооружений», Олег либо обязывал племена, уже знакомые с уплатой дани, её платить ему; либо принуждал племена, не знающие платежа дани, этот платёж осуществлять, для чего племена «примучивались» (принуждались).

Таким образом, усилия Олега приводят к созданию большого «сложного» протогосударства, в котором ПО- ДАН -НЫЕ пользовались правом на военную защиту, оказываемую теми кому они были обязаны данью.

До середины X в. князья сами осуществляли сбор дани, ежегодно отправляясь в ПО- ЛЮДЬЕ, совмещая это с исполнением посреднической функции.

После того, как в 945 г. князь Игорь был убит, княгиня Ольга проводит реформу: «устанавливает уроки и погосты» – размеры и места сбора дани. Тем самым территории исконного обитания каждой отдельной общности – родов, приобретают значение налоговых округов – территориально-административных единиц. В них самому населению предоставлялась функция первичного сбора налогов (дани).

  · П
ПО-ГОСТ(Ь) ПО-ВОЗ

ПО- ЛЮДЬЕ

ПО- ГОСТ (Ь)

ПО- ВОЗ

К(нязь)

Полюдье заменяется ПО- ВОЗ -ОМ.

Вывод: Таким образом, к концу X века на Руси сложились 3-и (из 5-и) признака государства:

1. публичная власть, обособившаяся от общества и олицетворявшаяся князем и его окружением (публичная власть – власть над всеми членами общества в границах этой общности (социума);

2. налоги в виде упорядоченной дани;

3. государственная территория, пространство которой, обозначена расселением подданных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: