Ян Ван Эйг
Северное Возрождение
Урок
Основоположник раннего Возрождения в Нидерландах в своем творчестве он уходит от мрачного аскетизма и обращается к природе и человеку как к истинным ценностям. Работал у герцога придворным художником.
Гендский алтарь
Гигантский складень, состоящий из 12 дубовых камней, исполненный для семейной капеллы в церкви св. Бавона. Внешние створки алтаря исполнены в технике гризайль за исключением фигур заказчиков в нижнем ряду. Рядом с которыми располагались св. Иоанн Креститель и Иоанн Богослов. Выше изображена сцена Благовещения, а в верхнем ярусе ветхозаветные пророки и пророчицы. В раскрытом виде в верхнем ярусе изображен Бог Саваоф?, рядом с ним Дева Мария и Иоанн Креститель их обрамляют музицирующие и поющие ангелы и фигуры Адама и Евы над прародителями в технике гризайль, сцена убийства Авеля Каином и жертвоприношения Авеля. И в середине нижнего яруса ветхозаветные проповедники, апостолы, поклоняются жертвенному агнцу.
|
|
«Портрет четы Арнольфейни» 1434
Джованни Арнольфейни, купец, ростовщик изображен со своей молодой супругой, их руки сомкнуты в знак супружеской верности, а правая поднятая ладонь Джованни подтверждает клятву
Символика:
- Апельсин-знак плодородия
- Щетка- чистоты
- Чётки- благочестия
- Собачка- верность
- Туфли, обращенные друг к другу носами- крепость супружеских уз.
- Зеркало- всевидящее око Бога
В нем отражается 2 фигуры на пороге комнаты, одна из которых сам художник
Над зеркалом надпись: «Йоханнес Ван эйг был здесь 1434»
Раму зеркала украшает 10 сюжетов страстей Христовых.
Происходит из семьи художников из города Аахен
Иероним ванн Ахен
Художник родился и провел всю свою жизнь в городке Хертогенбос, на севере Бробанта, от названия города идет прозвище.
«Сад земных наслаждений» 1500-1510
В левой части композиции художник изобразил рай, сотворение Евы, именно здесь возник грех, последствия греха показаны в центральной части. Правую створку занимает изображение ада, где грешникам воздается наказание. В самый центр художник помещает источник молодости, наполненный эликсиром жизни. Вокруг него водят хоровод разнообразные персонажи, олицетворяющие страсти и пороки.
«Семь смертных грехов или четыре последние вещи» 1475-1480
Большой круг в центре- всевидящее око Бога, как зеркало отражает жалкие слабости человека: Похоть, Лень, гнев, гордыню, скупость, мздоимство, зависть. В центре помещена фигура восставшего из гроба со словами «Берегись! Берегись! Бог тебя видит!» 4 круглых изображения по углам – тондо – это четыре последние вещи, которые согласно Христианскому учению завершают земную жизнь человека, изображают смерть, страшный суд, рай и ад.
«Корабль дураков» 1500
История композиции- лидерский фольклор в котором существовали представления корабля Господа, а корабля Дьявола. Корабль Босха- это ладья, плывущая по житейскому морю и грозящая вот-вот перевернуться. Каждый пассажир этой ладьи олицетворяет грех- пьянство, распутство, мошенничество