Космогонические мифы

В.Н.Топоров

Космогонические мифы и космогонические представления занимают особое место среди других форм мифопоэтического мировоззрения. Они описывают пространственно-временные параметры вселенной, т.е. условия, в которых протекает существование человека и помещается всё, что может стать объектом мифотворчества.

Космогонические представления концентрируются прежде всего вокруг актуального состояния вселенной: структура мира – набор, связь и функция его частей, иногда их количественные параметры. Это – синхронистический аспект описания космоса.

Диахронический аспект – когда описывается то, как возникла вселенная.

В мифопоэтическом мышлении актуальное состояние вселенной связывается с её происхождением (как следствие с причиной).

В мифопоэтическом сознании равнозначно

  1. объяснение и описаниемироздания (его состав, роли, которые играют в нём его объекты),
  2. ответ на вопрос, как это возникло.

Т.е. – то, что порождено в ходе создания космоса, является его составом, а то, что входит в состав космоса, возникло в ходе его развития.

Космологические представления не полностью выходят из космогонических мифов, они реконструируются также при анализе ритуалов, языковой семантики и т.п.

Мифопоэтическое сознание отождествляет природу (макрокосм) и человека (микрокосм), или наоборот - вселенная происходит из тела человека.

Высшей ценностью (максимум сакральности) обладают:

  • та точка в пространстве и времени, где совершился акт творения, т.е. центр мира;
  • само время творения («в начале»).

Космогонические мифы часто начинаются с описания того, что предшествовало творению, т.е. с описания небытия. Как правило, оно уподобляется хаосу. Описание хаоса обычно предполагает серию негативных положений относительно основных элементов космического устройства («Не существовало ещё небо и не существовала земля. Не было ещё ни почвы, ни змей в этом месте. Я сотворил их там из Нуна, из небытия. Не нашёл я себе места, на которое я мог бы встать»– гелиопольская версия древнегреческого мифа творения; «Это – рассказ о том, как всё было в состоянии неизвестности, всё холодное, всё в молчании, всё бездвижное, тихое; и пространство неба было пусто.. Не было ни человека, ни животного, ни птиц, ни человека, ни рыб, крабов, деревьев, камней, пещер, ущелий, травы, не было лесов… Не было ещё ничего соединённого…, не было ничего, что могло бы двигаться… Не было ничего, что существовало бы, что могло бы иметь существование» – «Пополь-Вух», Центральная Америка).

Тексты другого рода, наоборот, не акцентируют внимания на эпохе до творения, а непосредственно начинаются с серии утверждений о последовательном сотворении частей мироздания. Первичный материал для сотворения космоса – это, как правило, огонь, вода, земля, воздух. Иногда добавляется пятая стихия, условно соответствующая эфиру. В хаосе они смешанные и неразделимые, в космосе разъединяются и очищаются.

Основные космогонические акты:

  • разъединение скрытых в хаосе стихий;
  • установление космического пространства (разъединение неба и земли; формирование трёх космических зон и т.п.);
  • создание космической опоры (первая твердь среди первоначального океана; мировая гора; мировое дерево; укрепление на небе солнца и т.п.);
  • наполнение пространства божеством, стихиями, конкретными объектами (ландшафт, люди, растения, животные), абстрактными сущностями (дым, ткань, тень и т.п.);
  • свед е ние всего сущего к единому и выведение всего из единого (золотой зародыш, мировое яйцо).

Порядок сотворения мира соответствует следующей идеальной схеме:

хаос → небо и земля → солнце, месяц, звёзды → время → растения → животные → человек → дом, утварь и т.д.

Происхождение космоса предстаёт как:

  1. превращение тех или иных объектов в другие (австралийские тотемные предки, совершив свой маршрут и «утомившись», превращаются в скалы, холмы, деревья, животных);
  2. пространственные перемещения, добывание или похищение у первоначальных хранителей (гагара, утка, нырок, черепаха и т.п. добывают грязь или ил, из которых возникает мир, со дна океана у народов Сибири, американских индейцев и др.);
  3. изготовление творцом (библейская космология), иногда – необычным способом – из частей тела творца, путём изрыгания, извлечения из себя и т.п.;
  4. развитие из яйца, скорлупы, раковины и т.п.

Творец может иметь природу:

  1. божественную;
  2. человеческую (первочеловек, культурный герой);
  3. животную (ворон, койот, корова, ящерица, червь, гагара и др.).

Космогонические мифы отвечают схеме: некто неким образом сотворил нечто.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: