Мировоззрение римлянина эпохи империи

Характерные черты римской ментальности

Культуры

2.1. Пространственно-временной контекст древнеримской

культуры

Локусы римской культуры.

Культура и история Рима тесно связаны с италийским и средиземноморским локусами[1]. Апеннинский полуостров, включенный в общий средиземноморский бассейн (Внутреннее море), омывается Тирренским, Ионическим и Адриатическим морями. Внутреннее море было мостом, соединявшим народы средиземноморского ареала – Малая Азия (Троя), Балканы, Апеннинский полуостров, Восточное Средиземноморье (Тир), Северная Африка (Карфаген), многочисленные острова. Сицилия связывала Италию с великими финикийскими колониями в Северной Африке (Карфагеном, Киреной), порт Брундизий был воротами в Грецию, Гибралтарский пролив (Геркулесовы столбы) открывал путь на Запад (СМ. КАРТУ).

Постоянное и актуальное присутствие моря, с трех сторон окружающего Апеннинский полуостров, «открытость» моря, его опасности, неопределенности, тайны приглашают человека к испытанию и риску, к личному выбору и инициативе, к адекватной морю «открытости» самого человека перед лицом «последних» вопросов. Все это более чем что-либо другое оформляет духовный облик «средиземноморского» человека.

Примером такого типа комплексной ментально-поведенческой структуры «средиземноморского» человека является один из персонажей римской мифологии – Эней. Мало кто теснее связан со Средиземным морем, чем Эней. Эней отличен от другого многострадального скитальца – Одиссея, также гонимого гневом богов. Там, где Эней вверяет себя судьбе, предназначившей ему спасение, «хитроумный» Одиссей борется с роком, терпит поражение и вынужден уступать высшим силам.

В контексте италийского локуса особенно значим для культуры Рима «узко-римский» ареал: река Тибр, семь римских холмов (важнейшие среди них Палатин, Авентин, Квиринал, Капитолий), Тарпея (Tarpeia sedes, arx) римский форум (Forum Romanum), Аппиева дорога (via Appia) – важнейшая магистраль, шедшая от Капенских ворот Рима вплоть до Брундизия, река Рубикон.

Историческая хронология Древнего Рима.

Согласно преданию Рим был основан в 753 г. до н.э. Ромулом, потомком троянского героя Энея и первым римским царем, получившим божественное предзнаменование – авгурию, предвещавшее 12 веков существования Рима. Легенда гласит, что Ромул при закладке городской стены убил своего брата Рема. После смерти Ромул был отождествлен с богом Квирином – покровителем объединенных в курии взрослых мужчин римской общины – римских граждан. Поэтому народ Рима гордо именовал себя: «римский народ квиритов». Традиция сохранила имена 7 римских царей: Ромула, Нумы Помпилия, Анка Марция, Тулла Гостилия, Тарквиния Древнего, Сервия Туллия, Тарквиния Гордого.

В 509 г. до н.э. в Риме установилась республика, и царская власть сменилась властью выборных лиц, магистратов. Успешное преодоление внутренних противоречий позволило Римскому государству осуществить широкую завоевательную политику – сначала в Италии, а затем во всем Средиземноморье. Используя принцип «divida et impera» («разделяй и властвуй»), Рим стал крупнейшей средиземноморской державой. Одновременно с накоплением огромных богатств в Риме происходило разложение полисной системы. Римский гражданин эпохи гражданских войн (I в. до н.э.), следуя эпикурейскому лозунгу «carpe diem!» («лови мгновение!»), уже не желал подчинять собственные интересы общественной пользе. Пережив проскрипции и эпоху гражданских войн, римляне жаждали мира и приняли единоличное правление Августа как единственное спасение от гибели.

С 30 г. до н.э. начинается эпоха Римской империи, западная часть которой погибла под ударами готских племен в 476 г. н.э., а восточная – Византия просуществовала еще 10 веков.

2.2. Характерные черты римской ментальности

Цикличный образ времени. Его отражение в структуре и генезисе римской культуры.

Римской культуре чужда идея поступательного развития и прогресса. Идея anakukllesis, вечного повторения и возвращения характерна для римской культуры и античности в целом. Никакое событие не представлялось античному человеку уникальным, происходившим лишь однажды, напротив, все повторяется и будет повторяться вечно.

В социальном аспекте в римской культуре идея цикличности проявлялась как обращенность к традициям, нравам и добродетелям предков: virtus (военная и нравственная доблесть), pietas (верность гражданина своим обязательствам по отношению к коллективу), dignitas (достоинство).

В сакральной сфере идея anakukllesis разворачивается в структуре культов. Во время праздников, возобновляемых со сменой времен года, в священных действах знаменуются события в жизни природы. Человек разыгрывает, представляет в драматических образах порядок вещей в природе и тем самым поддерживает существование космического порядка. Праздники возвращали римлянина в пра-время, к первичным вещам и стихиям.

В сфере философии, искусства и науки идея цикличности проявляется как традиционализм, ориентация на авторитет, образцовые произведения прошедших эпох. Римская портретная скульптура воплотила один из таких наиболее консервативных идеалов в римской традиции – образ человека-гражданина (СМ. ИЛЛ.). Для римской культуры образцом и авторитетом являлась греческая культура. Рецепты поэтического мастерства, данные Горацием в «Науке поэзии» опираются на теорию литературы Аристотеля. Философия латинского Запада завершается системой неоплатонизма (Лабеон, Фавоний, Марк Викторин, Августин, Боэций), возвращающей нас к идеям Платона. Век Антонинов (II в. н.э.), век ренессанса римской культуры, создал последнюю крупную риторическую школу «второй софистики». Софисты Дион Хризостом, Лукиан Самосатский, Авл Гелий стремились подражать изысканному стилю и лексике аттических риторов IV-III вв. до н.э. – Лисию и Демосфену. Философской основой второй софистики, прежде всего, были идеи Платона.

Римский миф о «золотом веке» – одна из вариаций идеи вечного возвращения, где доктрина космических и исторических циклов, построенная как схема «сотворение-разрушение-сотворение», отражается в ментальности римского общества переломной эпохи.

«Римский миф».

После установления pax Romana (римского мира) в 17 г. до н.э. с помпой празднуются Секулярные игры (Ludi saeculares), знаменующие возвращение золотого века, когда: «Безопасно бредет, пыля по пашне, вол;/ Сев Цезеря хранит и Изобилие;/ Корабли по морям смело проносятся;/Ни пятна на честности» (Flacc. Od. IV, 5). Таким образом, оказалось, что именно Август осуществил мечту о «золотом веке», характерными признаками которого стали мир, процветание и стабильность.

Полисный характер римской культуры отчетливо проявляется в идее Aeterna Roma (вечного Рима). Одна из основных идей римской культуры – историософская идея провиденциальной предназначенности Рима. Историософская идея Рима воплотилась в миф о Троянском герое Энее, бежавшем из родного города, захваченного греками в ходе Троянской войны. Эней отплыл на запад, где по предначертанию богов должен был основать новое царство, т.е. заложить Рим. Одну из редакций мифа дал римский поэт I в. до н.э. Вергилий в самом прославленном своем произведении – поэме «Энеида», (29-19 г. до н.э.). Ключевые моменты поэмы – бегство из Трои и встреча Энея с отцом Анхизом в царстве мертвых. Анхиз развертывает перед Энеем гигантскую историческую панораму строительства Рима-государства. Перед ними проходит ряд потомков, персонифицирующих историю Рима от его создания Ромулом до возвышения Рима при Августе. Вергилий убежден, что Август, как и Эней, ведется судьбой и богами к цели, заранее предначертанной богами родителю Энею:

Взоры теперь сюда обрати и на этот взгляни ты

Род и на римлян твоих. Вот Цезарь и Юла потомки:

Им суждено вознестись к средоточью великого неба.

Вот он, тот муж, о котором тебе возвещали так часто:

Август Цезарь, отцом божественным вскормленный,…

(Энеида VI, 789-793)

Заглядывая в будущее, Ахиз формулирует историософскую идею Рима, величественную идею его провиденциальной миссии:

Римлянин! Ты научись народами править державно –

В этом искусство твое! – налагать условия мира,

Милость покорным являть и смирять войною надменных!

(Энеида VI, 852-854)

Заказчиком поэмы был сам Август, в число задач Вергилия входило прославление рода Юлиев. Однако поэт в своем самом выдающемся произведении вышел за рамки чисто «пропагандистских» задач. «Истинным предметом «Энеиды» стали не история, а миф, не Август, а Рим, не свершенные подвиги, а предопределенная миссия» [11, с.459]. Идея «вечного Рима» действительно оказалась вечной и через многие трансформации превратилась в мессианскую идею «Москва – третий Рим».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: