Структура оперативного управления

Варианты итогового теста по социологии

I. Верно (неверно) "+" или "-".

1. Индуктивный метод исследования используется в социологии значительно чаще, чем дедуктивный.

2. Европейские школы социологии отличает крен в сторону теоретической социологии, а американские - в сторону прикладных социологических исследований.

3. Социальный институт - устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности.

4. Традиционным обычно называют индустриальное общество.

5. Под социальной стратификацией следует понимать структурно регулируемое неравенство, в котором люди ранжируются в соответствии с той социальной значимостью, которой обладают социальные роли и различные виды деятельности.

6. В социологии выделяют превентивную и специфическую мобильность.

7. В 90-е годы XX века в России процесс "размывания" средних социальных слоев шёл значительно быстрее, чем формирование "среднего" класса.

8. В условиях современной России студенчество является маргинальной группой, чей политический вес значительно превышает долю этой группы в составе населения страны.

9. Семья, основанная не только на браке, но и на кровном родстве называется нуклеарной.

10. Семья, включающая мужа, жену и их детей, называется нуклеарной.

11. Из четырёх вариантов выбрать один.

1. Основоположником социологии является:

а) О.Конт, б) Г.Гегель, в) А.Тойнби, г) Сократ.

2. Классиком "социологической школы" является:

а) Ф.Фейербах, б) Фихте, в) Ф.Бэкон, г) Э.Дюркгейм.

3. Основными видами социологического исследования являются:

а) разведывательное и описательное, б) разведывательное и гносеологическое, в) описательное и ограничивающее, г) пилотажное и выборочное.

4. В число основных элементов общества не включают:

а) социальные институты и организации, б) социальные нормы и ценности,

в) социальные связи и действия, г) социальные представления и ожидания.

5. В социологии широко используется деление обществ на два вида:
а) традиционное и индустриальное, б) традиционное и развитое,
в) индустриальное и этническое, г) социалистическое и капиталистическое.

6. Подготовка вузов специалиста низкой квалификации (малограмотного) является функцией которая может обозначена как:

а) явная функция, б) явная дисфункция, в) латентная функция, г) латентная дисфункция.

7. Не входит в число основных трёх взаимосвязанных элементов социальной структуры общества:

а) норма, б) социальный статус, в) социальная роль, г) социальные цели.

8. Какой статус, социально характеризует человека, являющегося:

а) отцом семейства, б) филателистом, в) членом ЛДПР, г) врачом.

9. Перемещение людей из одних социальных групп в другие, их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью, либо движение к более низким иерархическим позициям - это:

а) социальная стратификация, б) миграция, в) маргинализация, г) социальная мобильность.

10. По Дюркгейму, причина "солидарности граждан в обществе":

а) необходимость защиты и свободы, б) общая религия,

в) разделение труда, г) общие национальные интересы.

III. Из шести вариантов выбрать любое количество верных ответов:

1. Основные функции социологии:

а) теоретико-познавательная, б) ценностно-определяющая,
в) идейно-воспитательная, г) структурно-функциональная,
д) практически-политическая, е) эволюционно-органистическая.

2. Термин "социально-экономический статус" включает в себя следующие признаки:

а) престиж профессии, б) уровень дохода, в) уровень здоровья,

г) продолжительность жизни, д)уровень образования, е)степень общественной активности.

3. Семья, состоящая из взрослых родителей (влияние и власть распределены между супругами более-менее равномерно) и двоих зависимых от них детей, проживает отдельно от других родственников и экономически независима от них, является:
а) нуклеарной, б) расширенной, в) неполной г) неолокальной,
д) эгалитарной, е) патриархальной.

4. Агентами первичной социализации являются:

а) сотрудники телевидения, б) сестры, в) учителя, г)представители государства, д) братья, е) представители администрации школы.

5. В переходном возрасте у подростков часто встречаются так называемые личностные расстройства:

а) синдром отчуждения, б) дереализация, в) деперсонализация,
г) раздвоение личности, д) адаптация, е) конфронтация.

КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

АНОМИЯ — состояние общества, при котором ослаблено действие со­циальных норм и законов как регуляторов поведения, что влечет за собой социальную дезорганизацию.

БРАК— исторически изменяющаяся форма отношений между мужчи­ной и женщиной, посредством котором общество упорядочивает и санк­ционирует их половую жизнь и устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

БЮРОКРАТИЯ - означает: 1) иерархическую систему управления, основанную на строгой суборди­нации, подчинению низших звеньев высшим; 2) слой привилегированных чиновников, занятых в системе государс­твенного управления.

БЮРОКРАТИЗМ — стиль работы чиновника: его отличают формализм, канцелярщина, пренебрежение существом дела ради соблюдения фор­мальности.

ВЫБОРКА, или ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ - часть исследуе­мой общности, отобранная по определенному принципу для социологи­ческого изучения и отражающая по своим важнейшим характеристикам структуру генеральной совокупности.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ - вся совокупность единиц ана­лиза, или респондентов, имеющая отношение к изучаемой проблеме. Её объем обычно ограничивается территорией, временем исследования, про­фессией и т.п.

ГОСУДАРСТВО — это "множество людей, носителей единой духовной культуры" /И. Ильин/. Сущность любого государства выражается не в ка­рательных функциях, а в духовных основах и проводимой им политике.

ДИВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - тип социального поведения, не соот­ветствующий принятым в обществе нормам и ожиданиям.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — уникальное, неповторимое сочетание физи­ческих и психических свойств, отличающих данного индивида от других.

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ— устойчивая форма организации сов­местной деятельности людей, представляющая собой комплекс правил, норм, принципов, а также соответствующих учреждений, регулирующих различные сферы человеческой деятельности.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ — процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой обще­ственной потребности.

КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ — процесс распространения социаль­ной информации на большую аудиторию с помощью технических средств /печать, телевидение, радио и т.д./.

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ — совокупность средств и методов воз­действия общества на негативно отклоняющиеся — формы поведения с целью их устранения или минимизации.

КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ— столкновение интересов, взглядов различных социальных групп, общностей, социальных институтов, яв­ляющееся результатом предельного обострения противоречий в системе общественных отношений.

КОНФОРМИЗМ — подверженность человека групповому давлению, сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежание конфликта с ней.

КУЛЬТУРА — система социальных норм, ценностей, значений, образцов поведения, выполняющая функцию социальной ориентации индивидов в конкретном обществе.

ЛИЧНОСТЬ — социальная сущность человека, совокупность его соци­ально значимых черт; в то же время это конкретный целостный человек в единстве его природных особенностей и социально обусловленных свойств, это человек поступающий: способом его существования является ответственный поступок.

ЛИЧНОСТЬ МАРГИНАЛЬНАЯ— индивид, занимающий проме­жуточное положение на границе между двумя или более культурами. Маргинальная личность тяготеет к созданию антиобщественных объеди­нений с перевернутой системой ценностей.

МАКРОСОЦИОЛОГИЯ — область социологических исследовании, объясняющих общество как целое, делающих акцент на изучение больших социальных групп /классов, наций и т.д../.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ — совокупность технических приемов, связанных с определенным методом.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ — совокупность приемов, спосо­бов организации, и оценки теоретического и эмпирического знания, сис­тема норм и регулятивов проведения социологического исследования.

МИКРОСОЦИОЛОГИЯ — область конкретных социологических ис­следований, направленных на изучение сферы непосредственного соци­ального действия и взаимодействия людей.

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — переход индивида или социально­го объекта из одной социальной позиции в другую.

НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ — исторически сложившаяся в обществе мера дозволенного поведения индивида или социальной группы.

ОБЩЕСТВО — динамически развивающаяся система, продукт целе­направленной и разумно организованной деятельности больших групп людей, объединенных на основе, общих интересов и договора.

ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ — совокупность индивидов или социаль­ных групп, объединенных устойчивыми социальными связями и обладаю­щих общими признаками.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — объединение индивидов, социаль­ных групп для достижения определенной цели и обеспечения упорядо­ченной деятельности на основе принципов разделения труда и суборди­нации.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО - ступень в развитии совре­менного индустриального общества характеризующаяся высоким уровнем развития сферы услуг, потребления, образования, компьютерной техники в обществе, возглавляемом элитой ученых и специалистов.

ПРОЦЕСС СОЦИАЛЬНЫЙ — совокупность однонаправленных и повторяющихся действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ — область социологических исследо­ваний, направленных на практическое решение социальных проблем.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ— соответствие выборки характеристикам генеральной совокупности, позволяющее распространять выводы частич­ного обследования на весь изучаемый объект.

РЕЛЯТИВИЗМ КУЛЬТУРНЫЙ - подход к другим культурам, соглас­но которому члены одной социальной группы не могут понять мотивов и ценностей других групп, если они рассматривают эти мотивы и ценности в свете собственной культуры.

СЕМЬЯ — группа связанных отношениями брака или родства людей, ко­торая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — процесс усвоения индивидом социального опыта /норм, ценностей, образцов поведения, присущих данному обществу/, в результате чего индивид становится личностью.

СОЦИОЛОГИЯ — наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также социальные процессы, протекающие в этих структурах.

СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ — ранг или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами.

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ — разделяемый членами группы образ другой группы или категории людей.

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНАЯ - внутреннее устройство общества или социальной группы, состоящее из определенным образом расположен­ных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой.

СУБКУЛЬТУРА - совокупность культурных образцов, тесно связанных с доминирующей культурой и в то же время отличающихся от нее.

СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - социальное расслоение обще­ства и возникающее на этой основе социальное неравенство.

СУПРУЖЕСТВО - личностное взаимодействие мужа и жены, регули­руемое моральным нормам и поддерживаемое потребностями супругов в интимности и автономии.

ТОЛПА — временное собрание людей, объединенных в замкнутом физи­ческом пространстве общностью интересов.

ТЕХНОКРАТИЯ — одно из направлений мысли, приписывающее техни­ке господствующую роль в общественной жизни.

ТЕХНОКРАТИЗМ — принцип мышления, превращающий развитие техники и экономики в самоцель и существенно принижающий ценность человеческой жизни.

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – докапиталистический уклад аграр­ного типа, для которого характерна стабильность однажды принятых куль­турных образцов, обычаев, способов действия, трудовых навыков, преоб­ладание предписанных моделей поведения, наличие сословий и каст.

ТРАДИЦИИ – культурные нормы и ценности, которые люди принимают в силу прошлой полезности, привычки, и которые передаются от поколе­ния к поколению.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — направленность активности лич­ности, предпочтения, которые человек отдает определенным сторонам общественной жизни, тем или иным жизненным ценностям.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ - 1. Уровень или ступень общественного развития, материальной и духовной культуры. 2. Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л.Морган, Ф.Энгельс).

ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ - область социологических иссле­дований, связанных с накоплением фактического материала и первичным уровнем его обобщения.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ — взгляд на общество, при котором определенная группа считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соот­носятся с ней.


[1] Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1998. С. 13.

[2] Краткий словарь по социологии. М., Политиздат, 1989

Рисунок 28. Схема оперативного руководства работы станции.

Руководят оперативной работой, контролируют выполнение суточных, сменных планов заданий, организуют обработку поездов и вагонов по технологическому процессу начальник станции и другие должностные лица.

Круглосуточное руководство оперативной работы на участковой станции осуществляет маневровый диспетчер. В его обязанности входят согласование работы станции с дежурным по отделению дороги, дежурным по локомотивному депо, дежурным по пункту технического обслуживания. Он обеспечивает выполнение сменного задания станции: прием, расформирование-формирование, отправление поездов и местную работу. В процессе дежурства маневровый диспетчер (ДСЦ) ведет график исполненной работы, который позволяет ему оперативно планировать работу станции и руководить ею, а затем служит документом для учета и анализа выполнения сменного плана.

Оперативное руководство работы отдельных парков осуществляют дежурные по станции (ДСП). Каждый из них отвечает за прием и обработку поездов, передвижение локомотивов по путям конкретного парка или района станции в соответствии с ТРА станции. Дежурный по горке (ДСПГ) руководит расформированием составов. В его подчинении находятся регулировщики скорости движения вагонов, машинист горочного локомотива, составитель.

Дежурный по парку (ДСПП) руководит отправлением поездов,

передвижением локомотивов и составов по путям своего парка

В подчинении у дежурного по станции (ДСП) находятся:

§ оператор при ДСП, ведет поездную документацию и переговоры с ДСП соседних станций, поездными диспетчерами;

§ работники по закреплению вагонов;

§ оператор исполнительного поста;

§ работники ПКО (ВОХР), осуществляет коммерческий осмотр прибывающих и сформированных на станции поездов;

§ работники ПТО, осуществляют технический осмотр поездов.

Старший оператор СТЦ осуществляет обработку документов по прибытии и по отправлению. Оператор-накопитель ведет учет накопления вагонов в сортировочном парке. Операторы СТЦ осуществляют обработку информации, ведут учет вагонного парка, составляют отчетную документацию, проверяют составы на станционных путях в соответствии с документами. Старший приемосдатчик ПKO осуществляет регистрацию и контроль за коммерческим осмотром поездов. Агент конторы передач обеспечивает обработку, документов и информации при передаче вагонов с Белорусской железной дороги на дороги других государств. Товарные кассиры обеспечивают правильное и своевременное оформление перевозочных документов расчет провозных платежей. Приемосдатчики, осуществляют прием грузов к перевозке, выдачу грузов грузополучателю, оформление соответствующих документов.

Оператор поста горочной централизации осуществляет управление вагонными замедлителями на механизированной горке.

Составитель поездов выполняет маневровую работу на станционных путях по указанию ДСП или ДСЦ.

Регулировщики скорости движения осуществляют подтормаживание вагонов при роспуске на горке.

Работники по закреплению вагонов (сигналисты) осуществляют закрепление составов в ПО, снятие и навешивание хвостовых сигналов, нецентрализованное ограждение составов.

Оператор исполнительного поста осуществляет перевод стрелок в отдельном маневровом районе с маневровой колонки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: