Причины возвышения Османского бейлика

  • Далеко от монголов. Признают свой вассалитет, но реально независимы.
  • Соседство с Византией. Она слаба, с ней можно воевать, к тому же обеспечен приток добровольцев на войну с `неверными`.
  • Удобные торговые пути.

Развитие Османского бейлика. Уже при Орхане новая столица - Бурса. Тогда же берут Измит и Никею. Постепенно из военного вождя `бей` становится политическим лидером. Первые везири (при Орхане). Своя монета - акче. Воины получили право обрабатывать свой кусок земли без налогов, началась феодализация.Единого государства ещё нет. Бейликов вокруг много. Этатизация растянулась из-за кочевников, а позже из-за монголов. Но идёт постепенное складывание общетурецкой культуры (используется общий турецкий язык).

Завоевания. На Балканах османов стали привлекать как наёмников при разборках (1353-1357). Столицу перенесли в Адрианополь (Эдирне).

1389 год - битва в Косово, сербы потеряли независимость.

1393 - взяли Тырново и всю Болгарию.

1396 - разгромили под Никополем крестоносцев. Отрезали Балканы от Европы. Загнали их экономику обратно в каменный век.

Централизация. Устраивают жизнь на завоёванных территориях. Мурад I уже султан. Раздавали земли а-ля бенефиции - тимары. Их владельцы - сипахи (воины). Сложились в `феодальный класс`. Параллельно возникли войска на госсодержании, гвардия, замкнутая корпорация с религиозной основой секты бекташей - янычары. Они средство контроля за сипахи. Но экономическая централизация всё же слаба. Власть давит духовным авторитетом. Сильны идеи мусульманского единения.

27. Особенности политического, социального и экономического развития государства кхмеров Камбуджадеша в IX-XV вв.

  1. География. К западу от Въетнама, территория совр. Камбоджи (Кампучии) и Тайланда – см. карту.
  2. Хронология. IX-X – период ранней империи. XI-сер. XIII – расцвет. 2/2. XIII – поздняя империя. XIV-XV – незалежная Кампучия.
  3. Прелюдия. Вначале был Бапном – «раннеклассовая империя». На протяжении IV-VI в. он плавно распадается. А в VII-VIII вв., в условиях борьбы между различными политическими центрами внутри ещё относительно единой Камбуджи (части Бапнома), формируются протофеодальные отношения. Здесь возникают зависимые люди без семьи и земли, которые постепенно становятся феодально-зависимыми крестьянами (кньомами). Но остаются и свободные общинники (анаки). Они платят налоги и несут трудовую повинность. К концу VII в. начинается освоение нового, чрезвычайно плодородного по рису района, будущей столицы Яшодхарапура. К VIII распадается и Камбуджа.
  4. Характер власти на раннем этапе. Князья опираются на феодалов (здесь нет разделения на светских и духовных), хотя по сути их власть неограниченна и в высокой степени сакрализирована. Культ дева-раджи: сочетание культа предков, духов земли, веры в божественную силу государя и шиваизма. Похож на культ императора в Риме. Служа верно князю, подданный угождает Шиве. Культ не единственный, есть буддийские и индуистские общины. Потом всё постепенно меняется – см. ниже.
  5. IX век. Объединение Камбуджи по р. Меконг князьями Аниндитапура (это левый берег Меконга). Главный деятель здесь – князь Джаваярман II (802-854). Государство оформляется при Индравармане I (877-889). Он заявляет о своём господстве аж над империей Тан. На деле при нём – первый храм королевской линги (фалического символа) Баконг + осваиваются новые земли на СЗ.
  6. Кон. IX – нач. X века. Продолжается освоение новых земель, причём как сверху (государством), так и снизу общинами и феодалами. Строятся крупные ирригационные системы и пр. улучшения. Но в то же время начинается борьба между крупными духовными землевладельцами и центральной властью. Отсюда – яд конфликтов между ними (крупный – в середине 10 в., в результате которого к власти пришёл ставленник феодалов).
  7. К середине X в. объединены все княжества, первые походы вовне (945-46 – поход на Тямпу (к В от Камбуд)). Власть укрепляется, строятся новые храмы.
  8. XI век. Расцвет. Облегчается участь кньомов, начинает разоряться свободное крестьянство. Растёт роль чиновного землевладения. Вместе с тем – с буддиста Сурьяврамана I начинает проводиться более терпимая в религиозном отношении политика и опора на более широкие слои => имперские амбиции. Позволяет завоёвывать иноверцев. Так, им захвачено монское буддийское государство Лаво. Доходы от завоеваний – серьёзная статья бюджета. После СI передовая идея терпимости уходит и вновь шиваистское безумие. Укрепление позиций шиваистского духовенства вызывает конфликты с военной верхушкой и, возможно, из-за этого – крупное восстание 1065. Подавлено. Тогда же – ряд крупных поражений от главного врага – Тямпы. В 1080 – самое крупное => период распада до 1107 (там – 2 основных центра, причём не только политических. В центре – только Шива; на севере – чтут и Будду).
  9. XII – нач. XIII века. Продолжаются процессы, начавшиеся в 11 в. Разлагается община, кньомы окончательно превращаются в зависимых крестьян. Исчезает личная зависимость, феодалов интересует только рента. Укрепляется слой наследственных землевладельцев (раньше – держание условное, за службу). Снижается рост храмового землевладения. Объединив в 1107 страну, Сурьяварман II возобновляет внешние войны. Религиозная политика – как у первого, сам он вишнуит. Строит много храмов (самый понтовый - Ангор Ват см. картинку). С середины века всё большее значение начинает приобретать буддизм. Тогда же – крупное народное «восстание Раху» (причина: разорение среднего крестьянства) + очередное поражение от тямпов => кризис. В это время к власти приходит Джаяварман VII (1177- ~1200). Тямы проиграли, зацвели цветы – новый расцвет империи до 1220. Ведёт успешные войны, вводит прямое управление вассальными территориями, но главное – это религиозная реформа. Опора на буддизм махаяны, правитель – это бодисатва (богочеловек). Новая религия => очень обширное храмовое строительство (при нём – Байон см. картинку)
  10. Сер. – кон. XIII. Экономический кризис, вызванный истощение почв + необходимость бороться с монголами + религиозная неоднородность дают почву для сепаратизма. Чем дальше, тем больше народу отпадает. 1287 считается датой окончательного распада. На месте империи образуется небольшое государство Камбоджа.
  11. XIV-XV. Уже в самой Камбодже – религиозные распри на почве постоянных попыток правителей восстановить шиваизм в XIV в. сменяются постепенным отделением власти от религии. В это время утверждается государственная собственность на землю, укрепляется в союзе с мелкими землевладельцами-чиновниками центральная власть. Камбоджа – гегемон в регионе, самая богатая и развитая страна. Центр государства всё больше смещается с севера на восток, к озеру (см. карту). Поздняя столица – Ангкор. 2/2 14- весь 15 вв. идут войны с тайцами с переменным успехом.

28. Внутренняя и внешняя политика шаха Аббаса I.

1. География. Иран, держава Сефевидов.

2. Хронология. 1587-1629.

3. Прелюдия. Плюхается на трон после 11 лет безвластия в Иране. За это время османы успевают захватить весь Азербайджан и Ирак, а на востоке бузят узбекские. С османами заключает Стамбульский мир (1590), по которому отдаёт Закавказье и Курдистан, потом разбирается с распоясавшимися феодалами внутри и в 1597 добивает узбеков. Дальше – сами реформы. Основные проблемы – ещё из истории образования (см. билет). Государство очень аморфно, единственное, что скрепляет – это военная сила кочевников-кызылбашей => основное направление – на централизацию.

4. Внутренняя политика. Реформы.

4.1. Военная. Армия никуда не годится, нет регулярщины, целиком и полностью зависит от кызылбашей. Создаёт регулярную государственную армию: 20 тыс. стрелков с мушкетами, 12 тыс. конницы из кавказцев (надо понимать, она там лучшая), 12 тыс. челов на артиллерию. Теперь это костяк армии. Растёт боеспособность, падает роль феодалов и кочевников => усиливается власть шаха.

4.2. Административная. Хочет увеличить власть шаха и подавить сепаратизм отдельных феодалов, а также отделаться от старой, исключительно кызылбашской администрации. Наместники назначаются и смещаются только шахом, пытается подорвать передачу должности (беглербеги) по наследству (хотя ничего не получается). Наместники теперь из разных слоёв и народностей, поощрает своих военачальников. Расширение соцбазы. В центре – шах и совещательный совет «высочайший меджлис» из главных сановников. Создаются 2 ведомства для управления государственными и шахскими землями (и те и другие Аббас стремится увеличивать, а землю давать только в условное ненаследственное держание - тийюль).

4.3. Кроме того, переносит столицу из Казвина в Исхафан (см. карту), всячески поддерживает торговлю. Восстанавливает систему дорог. Налоговая политика – стандартный пакет: все исламские + трудповинности + всякие мелкие поборы (где-то их сокращает), рождественские скидки. При Аббасе происходит дифференциация общины в основных торговых районах (там, где был шелк). Ещё из внутренней политики – сказать про жестокость. Устроил фаталити одному из своих сыновей, ослепил двух других, перерезал восставшее кызылбашское племя и т.д.

5. Внешняя политика. Отвоевание земель. Проведя реформы и подготовившись к войне, в 1602 АI нападает на османов и за 10 лет отвоёвывает все потерянные в начале царствования территории.

29. Держава Харши на севере Индии: особенности государственной организации и внешние связи.

1. География. Север Индии – области вокруг Дели, Дажмна-Гангаское двуречье.

2. Хронология. Государство одного правителя – Харши (606-647).

3. Прелюдия. Крупная держава Гуптов дохнет всю 2/2 V и начало VI в. На её обломках возникает куча более мелких государств. Среди них – Стханешвара (город-столица – 100 км северней Дели), Гауда (Бенгалия – Дельта Ганга), Канауджа. В начале VII в. правитель Гауды Шашанка ведёт крупную войну за гегемонию в северной Индии. В 606 он, пригласив на встречу, убивает правителей Стханешвара и Канауджа. В Стханешваре к власти приходит ещё подросток Харши (целиком - Харшавардхан). Вскоре он разбивает Шашанку. Источники хороши. Бана «Харшачарита» (Приключения Харши), Сюань Цзан (китайский буддист-путешественник. О нём упоминает даже Керуак). И вообще, их очень много. Государство Харши интересно своей типичностью.

4. Внешняя политика. Разбив Шанашку, Харши смог присоединить к себе оставшийся без правителя Канаудж, большую часть долины Ганга и Мальву (запад Индии). Затем он предпринимает поход в Декан, но неупешно. Всю жизнь проводит в походах, но большего так и не добился.

5. Внутренняя политика. Типичное феодальное государство того периода. Несколько ступенек лестницы, сами феодалы могут давать земельные наделы. Куча вассальных княжеств и т.д. Итого Харша – просто удачливый завоеватель и очень харизматичный чувак, сумевший сплотить всех вокруг себя. Поэтому государство и распалось с его смертью.

30. Движение за реформы в минском Китае. Роль академии Дунлинь.

Хронология. Государство Мин - 1368 - 1644. Движение за реформы – начало 16 в.

1368-1425 Формирование Мин. Тай-цзу (1368-1398), Чэн-цзу (1403-1424). Подъём и спад.

1426-1464 Ослабление и первый кризис.

1465-1566 Расцвет.

1567-1644 Ослабление и кризис.

Прелюдия. Начало 16 века. Классическая средневековая деспотия. Обширный бюрократический аппарат. Император самовластен, опирается на небольшое окружение. Силён фаворитизм - часто правят чуть ли не евнухи. Идеология консервативна, но внутри - коррупция. Продажа госдолжностей в обход закона об экзаменах. Оппозиция всему этому - учёные, предприниматели, городские торговцы. В 1498 - верхушка свергнута. Сделали это чиновники из палаты инспекторов. Начало 16 века – требования следующих реформ:

Политика. Император должен повседневно участвовать в госделах, вернуться к идеалам конфуцианства; должен быть сокращён бюрократический аппарат, изжита семейственность и торговля должностями, убраны евнухи, дорогу молодым образованным людям. Изменение системы должностных экзаменов, свобода слова.

Экономика. Популизм. Возвращение к крестьянским идеалам, режим экономии, отмена крупномасштабных дворцовых строительств. Проведение ирригации, уменьшение налогов. Даже ликивидация госмонополий и предприятий, отмена внутренних госзастав. В отношениях с монголами - отказаться от обмена `шёлк на лошадей`, реорганизация армии.

Последствия. Чжан Цзючжэн. Волна арестов (1508, 1519). Несколько сотен учёных в тюрьмах, разгромлена академия Ханьлинь. Но уже 1567 - евнухи отстранены от власти. Реформатор Чжан Цзюйчжэн. Построили дамбы, создали единый налог, отменили круговую поруку, проверки деятельности чиновников, регулярные встречи императора с чиновниками. 1573 - указ о внимании к докладам (следить, как осуществляется принятый проект). Но после смерти Чжана его объявили преступником и семью убили.

Академия Дунлинь. Ответ оппозиции на это в городе Уси, в культурном центре юга Китая на берегу Янцзы - академия Дунлинь. Скорее даже политическая организация на её базе. Глава - Гу Сяньчэн. Много сторонников среди горожан. Среди них влиятельный сановник Ли Саньцай. Требования те же, что и в начале века, новое - за отмену публичных наказаний сановников батогами. Важны экономические требования - хотят провести в жизнь отмену госмонополии на ткани, фарфор, добычу руды. Передача в частные руки поспособствует развитию экономики. Против захвата земель крупными феодалами.

Итоги. 1620 провели своего кандидата на престол и санкционировали реформы. Но - против них объединились феодалы, отравили императора, вернули евнухов и позакрывали почти все академии и школы. Наплевали на народные волнения. Уже к 1624 окончательно победили и зажили по-своему, по-феодальски. Реакция победила.

31. Делийский султанат: особенности образования и развития аграрных отношений.

1. География. Северная Индия.

2. Хронология. Делийский султанат (1206-1526): с провозглашения Айбеком в 1206 до уничтожения Бабуром в 1526. 2 первых султана: Айбек и Илтумыш (1206-1236).

3. Возникновенеи Делийского султаната. С битвы при Тараине (недалеко от Дели) 1193 в северной Индии господствуют мусульмане во главе с султаном Мухаммедом Гури. В 1206 на обратном пути из очередной карательной экспедиции его убивают, разгорается борьба за наследство. Айбек захватывает местность вокруг Дели, объявляет себя султаном и через 5 лет падает с лошади во время игры в конное поло. Илтутмыш быстро восстанавливает распавшийся после смерти Айбека султанат, немного расширяет границы. После его смерти – разброд и шатание вплоть до правления Балбана (1265-87), он, будучи одним из муктов (см. ниже), свергает династию и провозглашает себя султаном. При нём всё немного укрепляется, но после смерти – снова криво до воцарения Ала уд-Дина Хильджи в 1296. В целом: мусульмане приходят в страну со сложившейся государственностью и системой феодальных отношений как завоеватели. Их не любит никто => консолидация. Из неё – высока степень централизации и большая власть султана в первые десятилетия существования ДС.

4. Аграрные отношения.

4.1. Икта. Иктодары и мукты. При появлении мусульман каждому военачальнику давалась небольшая территория, которую надо доить (платящие налоги – райаты; налог – в основном ¼ урожая) и на которой надо подавлять мелкие восстания. Отсюда – первые феодальные владения. Называются икта (по сходству с арабскими). В первые десятилетия пребывания в Индии иктодары (держатели икты) обладают очень ограниченными правами на надел. Большую часть дохода отдают в госказну (себе оставляют ок. 1/10-1/20), а то, что у них – идёт на создание небольшого отряда для участия в общих походах и поддержания порядка в икте. Держатели особо крупных икт назывались мукты. Икта не передаётся по наследству, её держание воспринимается сначала исключительно как функциональное. Позже, по мере уменьшения опасности, возникает представление о владении иктой, за 13 в. она становится обычным феодальным владением.. Вокруг Дели Илтутмыш создаёт множество мелких икт в деревню или полдеревни для 2 тыс. воинов. На условиях выплаты дани ряд владений остаётся в руках старой знати. Это вассальные князья, старые крупные собственники, общинная верхушка.

4.2. Халис. Харадж. Также есть государственные земли, сначала довольно обширные – халис. С него все налоги (главный – поземельный харадж) идут в казну. В основном – для создания собственных войск султана

4.3. Инамы, мульки, вакфы. Существует и несколько других типов владений: инам (дар кому-либо от султана, безусловная наследственная собственность), мульк (даётся в наследство с условием выплаты части налогов) и вакф (дар мусульманским религиозным учреждениям)

32. Крестьянская война в Китае в XVII в.

Причины. Бушует реакция, крестьянам плохо. Кроме крестьян ещё и шахтёры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: