Тема: «Организация и планирование аудиторской работы»

Цель: дать понятие об организационных особенностях деятельности аудиторов, планировании их работы.

Вопросы:

1. Планирование аудиторской проверки.

2. Организация начальной стадии аудиторской проверки.

3. Обязанности, права и ответственность аудиторов.

4. Аудиторский риск.

1вопрос.

Аудитор должен планировать свою работу таким образом, чтобы она была выполнена эффективно, качественно, на высоком профессиональном уровне и в срок, предусмотренный договором.

При планировании аудита аудиторской организации (аудитору) следует выделить следующие этапы:

а) предварительное планирование аудита – аудитор должен ознакомится с финансово-хозяйственной деятельностью субъекта хозяйствования и иметь информацию о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность, отражающих экономическую ситуацию в республике в целом и ее отраслевые особенности, а также о внутренних факторах, связанных с его индивидуальными особенностями.

б) подготовка и составление общего плана аудита, с описанием предполагаемого объема и характера проведения аудиторских процедур, сроки проведения и продолжительность работ, процедуры (способ и приемы, выполняемые аудитором);

в) подготовка и составление программы аудита. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержание аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа аудита представляет собой серию инструкций для аудиторов, а также средства контроля за надлежащим выполнением работ. Программа аудита должна содержать в себе перечень вопросов по отдельным темам, видам или направлениям ожидаемых работ, подлежащих проверке, время проведения, масштабы и виды аудиторских процедур.

В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аналитической части аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности субъекта хозяйствования (заключительной части аудиторского заключения).

2 вопрос.

В соответствии с Законом РБ «Об аудиторской деятельности» отношения между аудиторскими организациями и заказчиками строятся на основе договора.

Договором на проведение аудита является основным документом, удостоверяющим факт достижения договоренности между заказчиками и аудиторской организацией о проведении аудиторской проверки.

Структура конкретных договоров может несколько различаться, однако его форма в целом должна соответствовать общепринятой в РБ форме:

преамбула: наименование № договора; место и дата его подписания; наименование сторон, заключивших договор и фамилии должностных лиц, подписавший договор от имени с каждой из сторон;

1 раздел: «Предмет договора» (наименование аудиторской услуги);

2 раздел: «Обязательства сторон» (перечень и характеристика обязательств, принимаемых на себя каждой стороной, например: возможность доступа к каким бы то ни было записям, документации и другой информации, запрашиваемой в связи с аудитом; форма, в которой заказчику будет выдана информация о результатах проведенной аудитором работы справка или акт);

3 раздел: «Порядок сдачи и приемки работ»

4 раздел: «Сроки выполнения работ»

5 раздел: «Стоимость работ и порядок расчетов»

6 раздел: «Ответственность сторон» (например: ответственность руководства проверяемого предприятия за полноту представления или непредставления аудитору информации)

7 раздел: «Разрешение споров»

8 раздел: «Особые условия» (например: указание на то, что в связи с сущностью проверки существует вероятность того, что какие – либо, даже иногда существенные, ошибки могут остаться необнаруженными)

9 раздел: «Сроки действия договора и реквизиты сторон».

3 вопрос.

Основной обязанностью аудитора и аудиторских организаций является качественное и своевременное проведение аудиторских проверок в соответствии с заключенными договорами с субъектами хозяйствования.

Для успешного выполнения своих обязанностей аудиторы наделены следующими правами:

- самостоятельно определять формы и методы проверки;

- проверять все бухгалтерские регистры, счета и другую бухгалтерскую документацию, активы и обязательства, фактическое наличие денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей и их соответствие данным бухгалтерского учета и отчетности;

- получать у банков, налоговых органов и иных третьих лиц соответствующие сведения о деятельности проверяемой организации, необходимые для проведения аудита;

- отказать от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемым субъектом необходимой документации.

Аудиторы несут ответственность за нарушения требований действующего законодательства при осуществлении аудиторской деятельности.

Ответственность за ущерб, причиненный аудиторской деятельностью разделяется в зависимости от субъектов, занимающихся данной деятельностью (схема 1).

Виды субъектов, занимающихся Виды ответственности,

аудиторской деятельностью применяемые к каждому субъекту

Аудиторы-предприниматели без образования юр. лица, получившие лицензию и включенные в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм 1.Уголовная ответственность 2.Административная ответственность 3.Гражданско-правовая ответственность
Юридические лица, аудиторские фирмы 1.Административная ответственность 2.Гражданско-правовая ответственность
Физические лица, прошедшие аттестацию и занимающиеся аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы 1.Уголовная ответственность 2.Ответственность, предусмотренная нормами трудового законодательства (дисциплинарная и материальная)

Если в результате небрежности либо неправомерных действий аудитора будет нанесен материальный ущерб, он подлежит возмещению аудиторской организацией или аудитором в соответствии с действующим законодательством и условиями договора.

4 вопрос.

Аудиторский риск – это опасение, что аудитор может выразить свое мнение о финансовой отчетности и бухгалтерском балансе, не соответствующее действительности. Например, аудитор может дать положительное заключение о финансовой отчетности без знания того, что в ней имеется недостаточная информация. В процессе аудита имеется неизбежный риск того, что некоторая существенная недостоверная информация может остаться не выявленной.

Следует различать три компонента аудиторского риска:

- собственный риск (риск того, что бухучет и финансовая отчетность конролируемого предприятия содержат недостаточную информацию);

- риск контроля;

- риск выявления (риск того, что допущенные ошибки или нарушения не будут выявлены аудитором).

Лекция по предмету «Ревизия и контроль» № 5. (2 часа)

Тема: «Этапы и приемы проведения ревизии»

Цель: сформировать знания о последовательности проведения ревизии, приемах используемых в ходе проверок.

Вопросы:

1. Подготовка к проведению ревизии.

2. Проведение ревизии в соответствии с программой:

а) обследование ревизуемого предприятия;

б) ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации.

1 вопрос.

В соответствии со сроками, предусмотренными планом, руководитель

ревизующего органа заблаговременно (за 3-5 дней до начала ревизии) назначает приказом комплексную или не комплексную ревизию деятельности предприятия. В приказе указываются полное наименование ревизуемого предприятия, вид ревизии, период, за который проводится ревизия, срок проведения ревизии, состав ревизионной группы и в том числе руководитель группы.

На проведение каждой ревизии выдается удостоверение, в котором указываются наименование органа, выдавшего удостоверение, ФИО проверяющего, его должность, цель проверки и сроки ее проведения.

На основании задач, поставленных перед ревизией, и изучения материалов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность проверяемой организации, руководитель ревизионной группы составляет программу ревизии, которая включает перечень основных вопросов.

Руководитель ревизионной группы должен ознакомить всех ее членов с содержанием программы и распределить задания между ними. На основании полученных заданий члены ревизионной группы составляют рабочие планы (графики) проведения ревизии порученных им участков деятельности предприятия, которые утверждаются руководителем ревизионной группы.

2 вопрос.

а) По прибытии на ревизуемое предприятие руководитель ревизионной группы предъявляет руководителю этого предприятия приказ о проведении ревизии. После этого проводится проверка кассовой наличности. При отсутствии кассира помещение кассы опечатывается.

Руководитель ревизуемого предприятия предоставляет рабочее помещение, транспорт.

Руководитель ревизуемого предприятия издает распоряжение, согласно которому работники обязаны предъявлять по требованию ревизора денежные средства и ТМЦ для их фактической проверки, а также первичные документы, учетные регистры, отчеты, сметы и т. д.

Проведению документальной ревизии должно предшествовать обследование ревизуемого предприятия, оно позволяет ревизорам установить недостатки в работе предприятия, в хранении и использовании оборудования, техники, материальных ценностей и др. После осмотра ревизор решает какие ТМЦ следует подвергнуть контрольной инвентаризации, проводятся она как правило вначале ревизии. Вместе с тем применяются и в ходе ее осуществления, когда выявляются те или иные нарушения.

Когда имеются сведения, сигналы о хищении материальных ценностей или нарушении правил их отпуска, ревизию следует начинать с инвентаризации ТМЦ (сплошным методом).

После проведения подготовительной организационной работы на предприятии ревизор приступает к непосредственной ревизии, в ходе которой используются способы и приемы документального и фактического контроля.

б) Ревизия фин.-хоз. деятельности организации проводится путем:

- проверки документов в целях установления законности и целесообразности произведенных хозяйственных и финансовых операций;

- проверки действительности совершения сделок, получения или выдачи в указанных документах денежных средств и материальных ценностей, оказания услуг;

-сопоставление бухгалтерских записей по учету с оправдательными документами,

данных бухгалтерского учета с данными отчетности;

- сличения в необходимых случаях выписок банка и платежных документов по расчетным, валютным и другим счетам с подлинными записями по этим счетам в банке;

- проведение встречных проверок;

- инвентаризация – включает комплекс обязательных мероприятий: создание инвентаризационной комиссии и издание об этом приказа; подготовка к инвентаризации данных учета на дату инвентаризации по каждому МОЛ; требование материального отчета от МОЛ, расписки о включении в материальный отчет к моменту инвентаризации всех приходных и расходных документов; пересчет фактического наличия всех материальных ценностей и составление инвентаризационных описей; составление сличительной ведомости; рассмотрение и утверждение результатов инвентаризации;

- контрольных обмеров объемов выполненных работ – применяются для проверки достоверности учета незавершенного производства, расходования строительных материалов в сравнении с нормами и фактически выполненным объемом работ, проверки правильности начисления зарплаты, расчетов с подрядчиками за выполненный объем работ;

- взвешивания и обмера сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий;

- контрольных запусков сырья в производство, контрольных анализов сырья, материалов и соответствия продукции государственным стандартам, правильности списания на производство сырья и материалов, а также установление норм их расходов;

- проверки полноты оприходования готовой продукции, соблюдение норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей;

- проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, организации их охраны, состояния пропускной системы.

Для систематизации материалов ревизии ревизор должен иметь рабочую тетрадь, в которой регистрируются вскрытые факты нарушений, злоупотреблений и другие недостатки в работе предприятия, по отдельным разделам ревизии в соответствии со структурой основного акта ревизии.

Лекция по предмету «Ревизия и контроль» № 6

Тема: «Этапы проведения аудита»

Цель: сформировать знания о последовательности проведения аудита.

Вопросы:

1. Этапы проведения аудита.

2. Приемы получения аудиторских доказательств.

1 вопрос.

Подготовка к проведению аудита включает в себя определение объема аудита, его

стоимости и заключение договора на проведение аудита.

Для определения объема аудита аудитор должен получить достаточное представление обо всех сторонах хозяйственно-финансовой деятельности объекта проверки, об организации бухгалтерского учета и внутреннего аудита на предприятии. Это необходимо ему для того, чтобы установить объем, характер и виды деятельности проверяемого предприятия, что прямо влияет на объем и содержание аудиторской проверки.

В зависимости от объема и сложности работы определяется стоимость аудита, которая согласовывается с клиентом. Согласованная сумма указывается в договоре на проведение аудиторской проверки.

Следующим этапом аудита является планирование, которое необходимо для того, чтобы своевременно и качественно провести аудит. Планирование включает в себя составление плана и программы ожидаемых работ.

Важнейшим этапом аудита является организация и непосредственное проведение аудиторской проверки на предприятии с целью сбора и анализа информации, необходимой для оценки достоверности финансовых отчетов и бухгалтерского баланса.

· Если проверка предприятия осуществляется впервые, следует вначале внимательно изучить учредительные документы, устав предприятия, характер и содержание его уставной деятельности. Затем нужно сравнить деятельность предприятия с той, которая предусмотрена учредительными документами или уставом, и выявить отклонения и нарушения, если они имеют место.

· Если на предприятии проводится аудиторская проверка повторно одной и той же фирмой, и характер его уставной деятельности не претерпел изменений, аудит начинается с анализа показателей годового отчета и предварительной проверки полноты и правильности составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности. Для этого нужно установить, насколько показатели баланса соответствуют остаткам на счетах в Главной книге, если есть расхождения, нужно проверить данные соответствующих учетных регистров (Ж/О, накопительных и группировочных ведомостей, машинограмм), чтобы выяснить, каким образом они исчислены.

Затем аудитор внимательно анализирует за весь отчетный период записи в Главной

книге.

При проверке первичной документации и записей в учетных регистрах аудитор должен установить соблюдение следующих требований:

· полноты учета (например: прибыли или себестоимости, все ли расходы или доходы учтены);

· точности записей;

· верности стоимостных оценок;

· достоверности (например: реальное состояние дебиторской задолженности);

· соблюдение границ учетного периода;

· открытости сведений.

При аудите основное внимание уделяется проверке правильности формирования,

учета и исчисления показателей себестоимости продукции (работ, услуг) и прибыли. При этом проверяют все калькуляционные статьи, формирующие себестоимость продукции. При проверки прибыли следует изучить формирование и распределение балансовой прибыли, исчисленной с учетом внереализационных доходов и расходов, проверить правильность и своевременность платежей в бюджет.

Сплошной проверке необходимо подвергнуть все денежные и расчетные документы, авансовые отчеты подотчетных лиц. Выборочной -документы по учету материальных ценностей и по расчетам с рабочими и служащими по оплате труда.

Аудиторская проверка должна сопровождаться внесением аудитором руководству организации предложений и пожеланий по улучшению учета и внутреннего аудита.

На основании собранной информации, составляется аудиторское заключение.

2 вопрос.

Аудитор получает аудиторские доказательства с помощью одной или нескольких процедур: изучения, наблюдения, опроса и подтверждения, подсчета и аналитического обзора.

- изучение заключается в исследовании записей, документов или материальных активов;

- наблюдение закл. в просмотре процедур или процессов, выполняемых персоналом клиента, в том числе участие в инвентаризации различных активов клиента;

- опрос состоит в изучении соответствующей информации компетентных лиц внутри или за пределами экономического субъекта;

- информацию, содержащуюся в учетных записях, необходимо подтвердить (прямое общение с самими дебиторами);

- подсчет заключается в проверке арифметической точности первичных документов и бухгалтерских записей в выполнении независимых подсчетов (выборочный или сплошной);

- аналитические процедуры предусматривают анализ основных показателей и общих направлений.

Лекция по предмету «Ревизия и контроль» № 7. (2 часа)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: