Международная торговля лицензиями на объекты интеллектуальной собственности.
Определение целесообразности проработки лицензионной темы на внешних рынках начинается с выбора предполагаемых рынков и потенциальных лицензиатов. Выбор рынков для продажи лицензий основывается на изучении информации о конъюнктуре мирового рынка, состоянии экономики и тенденциях ее развития в странах предполагаемой продажи лицензий, производственных возможностях фирм, коммерческой и финансовой деятельности, их позиций в международной и внутренней торговле. Кроме того, необходимо иметь информацию о патентной политике и технико-экономическом уровне производства у предполагаемых лицензиатов, предложениях и спросе на рынках.
Важно также знание законодательных актов страны лицензиата, регулирующих торговлю лицензиями и, в частности, системы налогообложения.
Изучение мирового рынка — только часть работы по подготовке продажи лицензии, и оно должно осуществляться взаимосвязанно с изучением фирм-лицензиатов. Тщательное изучение и выбор лицензиата до заключения соглашения- один из основных факторов, определяющих успех лицензионных операций. При выборе лицензиата необходимо учитывать также, каким спросом пользуется продукция, выпускаемая фирмой на рынок.
|
|
Предприятия (организации) имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в том числе и в области лицензионной торговли. Это дает определенные преимущества, однако требует знания технологии лицензионной торговли, конъюнктуры и ценообразования на рынке, выполнения всего объема работ, начиная от поиска партнера вплоть до выполнения условий конкретного лицензионного соглашения и т. д. Главное, что необходимо положить в основу успешной продажи лицензий, - это обеспечение конкурентоспособности предлагаемого объекта лицензионного соглашения на мировом, региональном и другом конкретном рынке
Экономические выгоды от приобретения иностранных лицензий заключаются в экономии средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в сокращении сроков освоения новых технологий и технических средств, в повышении уровня и конкурентоспособности продукции.
Закупка иностранных лицензий взамен проведения собственных исследований и разработок особенно эффективна в тех областях техники, где имеется отставание от уровня мировых достижений.
Договор коммерческой концессии (франчайзинга) — договор, по которому одна сторона (правообладатель или франчайзер) обязуется предоставить другой стороне (пользователю или франчайзи) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в т. ч. право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав — товарный знак, знак обслуживания и т. д. По договору франчайзинга (франшиза), франчайзи (принимающая сторона) получает комплексную предпринимательскую лицензию, включающую в себя не только объекты ИС, но также и всю структуру самого бизнеса, (ст.910 ГК).
|
|
Преимущества для франчайзеров:
Для франчайзера, приоритетная выгода франчайзинга заключается в том, что он получает хоть и небольшой, но гарантировано-стабильный объем продаж своей продукции, так как франчайзи обязаны покупать у него определенные договором партии товара, расходных материалов или иной продукции/услуг.
Преимущества франчайзинга: