Трактовка вопросов воспитания и образования в трудах утопистов Т.Мора и Т.Кампанеллы

Критика средневековой схоластики в книгах Рабле, Бокаччо, Сервантеса.

Глубокие перемены затронули мировоззрение, художественную культуру, науку эпохи Возрождения. В то же время школа, как общественный институт, осталась прежней, средневековой по содержанию, и формам образования. На это не могли не обратить внимания лучшие умы эпохи. Описания школы и учителей у писателей Возрождения носят выраженный сатирический характер.

Франсуа Рабле (1494-1553) получил схоластическое образование в монастырских школах, затем окончил медицинский факультет Сорбонны, остался там же преподавателем анатомии. Его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» – сатира на средневековое мышление и образ жизни. В одной из глав романа рассказывается об учителях Гаргантюа: сначала учитель-схоласт заставляет его все учить наизусть безо всякого понимания; потом учитель-гуманист создает для воспитанника здоровый режим дня, меняет содержание занятий, знакомит с реальными процессами, соединяя теорию с практикой.

В сборнике новелл Джованни Бокаччо (1313-1375) «Декамерон» среди множества персонажей немало неграмотных монахов, скрывающих свою необразованность, пройдошливых школяров, вынужденных неправедными способами добывать себе деньги на жизнь и образование; есть и псевдоученые, и врачи-шарлатаны. Словом, налицо все издержки несовершенной системы образования.

Оторванность университетского образования от реальности стала предметом осмеяния и для М.Сервантеса (1547-1616). В новелле «Стеклянный человек» боязнь встречи с жизнью становится для студента причиной безумия.

Томас Мор (1478-1535), лорд-канцлер Английского королевства. Казнен Генрихом VIII за отказ признать короля главой новой англиканской церкви. Его книга «Золотая книжка, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516) положила начало утопизму. Выдвигая идею гармонического сочетания умственного и физического труда, в сущности рассматривает первый вид как наслаждение, второй – как наказание. Высказал ряд новых по тем временам идей:

– О всеобщем и обязательном обучении.

– О равенстве образования мужчин и женщин.

– Об обучении на родном языке.

– О соединении обучения с трудом.

– О самообразовании взрослых.

Томазо Кампанелла (1568-1639), итальянский филлософ. В 15 лет вступил в орден доминиканцев и посвятил себя изучению богословия. В 27 лет был заключен в тюрьму за участие в заговоре протип испанского господства. Там написал (в 1602 г.) книгу «Город Солнца». В идеальном городе, описанном Кампанеллой, образование во многом схоже с тем, о котором мечтал Мор. Из оригинальных интересна идея использования гигантских рисунков на стенах домов в качестве своеобразных наглядных пособий. О ценности образования в утопическом городе-государстве Кампанеллы говорит тот факт, что на должность правителя избирается самый образованный из жителей (прилагается длинный список необходимых знаний).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: