Место и роль государства в политической системе общества

Система разделения властей.

Понятие государственного аппарата (механизма). Виды государственных органов.

Конфедерация и иные государственные и межгосударственные образования.

Демократия как форма государственного режима.

Федерация как форма государственного устройства.

Признаки федерации:

- состоит из субъектов федерации, которые обладают политической и правовой самостоятельностью;

- субъекты федерации имеют свои органы государсвенной власти, бюджет, законодательство, двойную систему налогов и сборов, могут установить свой государственный язык.

- единое экономическое пространство;

- прямое действие федеральных законов на всей территории государства;

- единство правового статуса граждан.

Виды федерации.

По принципу образования - национальные, территориальные, национально – территориальные.

По способу образования – договорная (по договору), конституционная (по конституции)

По статусу субъектов – симметричная (все субъекты равны в правах), ассиметричная.

Политический режим - совокупность приемов, методов и способов для осуществления государственной власти и контроля за государственной властью со стороны государства.

Два вида режимов: демократический и антидемократический.

Признаки демократического режима:

- народ – источник власти, выбирает власть;

- госвласть выражает интересы большинства населения;

- высшая ценность – человек, приоритет прав и свобод человека;

- политический плюрализм (многопартийность);

- экономический плюрализм (разнообразия форм собственности);

- идеологический плюрализм (много идеологий);

- меры принуждения по нормам права носят правовой характер;

- принцип разделения властей, сменяемость, гласность;

- развитость институтов гражданского общества;

- реальная конституция.

Признаки конфедерации: (СНГ, Евросоюз)

- создается по международному договору;

- все субъекты конфедерации имеют суверинетет государства;

- создается для определенных целей;

- образуются общие органы управления для достижения целей конфедерации;

- субъекты имеют право на выход из конфедерации.

20. Антидемократические режимы: понятие, виды.

Политический режим - совокупность приемов, методов и способов для осуществления государственной власти и контроля за государственной властью со стороны государства.

Два вида режимов: демократический и антидемократический.

Антидемократический режим признаки:

- власть принадлежит узкому замкнутому кругу лиц, элите, народ не участвует в госуправлении;

- власть выражает интересы меньшинства, отдельный слоев общества;

- отсутствуют права и свободы или существуют в минимальных количествах;

- монополизм правящей верхушки в политике, экономике, идеологии;

- меры принуждения произвольны и неправомерны;

-принципы единовластия, назначаемости, централизации;

- конституция формальна.

Сюда же относятся авторитарные и тоталитарные, социалистический и фашистский режимы.

Механизм государства – это система государственных организаций, посредством которой реализуется государственная власть и обеспечивается государственное руководство обществом.

В состав гос аппарата входят: гос органы (гос аппарат), госучреждения и органы принуждения, гос предприятия.

Государственный аппарат – часть механизма государства, как совокупность государсвтенных органов наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Государственный орган – это часть государственного аппарата, который имеет по закону свою собственную структуру, строго определенные властные полномочия и органически взаимодействующий с другими элементами гос аппарата.

Признаки гос органа:

- формируется по воле государства;

- осуществляет задачи и функции государства от имени государства;

- является частью механизма государства;

- обладает определенной самостоятельностью и территориальным масштабом деятельности;

- наделяется полномочиями государственного властного характера (издание актов, контроль, принятие мер принужденния);

- имеет компетенции которые определены законом и соотв нормативно- правовыми актами;

- наличие определенной организацинной структуры;

- обладает собственной материально – технической базой и источниками финансирования;

- состоит из государственных служащих, которые имеют иерархию, чины, звания и атрибуты.

Виды гос органов:

По порядку образования – первичные (выборы или наследование), производные (создаются первичными органами);

По объему властных полномочий – высшие (в пределах всего гос-ва), местные (в пределах границ определенных для них);

По характеру компетенций – общая компетенция (широкий круг вопросов), специальные компетенции (конкретные ф-ции). Общие - это правительство.

По способу принятия решений – коллегиальные (госдума, госсовет), единоличные (суд, милиция);

По срокам полномочий – постоянные (срок не ограничен), временные (срок ограничен);

По принципу разделения власти – законодательные, исполнительные, судебные.

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями:законодательной

, исполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем-Луи де Монтескьё

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

23. Политическая система общества: понятие, особенности, структура.

Государство – главный элемент общества.

В широком смысле:

Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть.

Элементы политической системы общества:

- субъекты политики, носители политических интересов (классы, социальные группы, этносы);

- политическая структура (все виды политических организаций);

- политические нормы (правила, которые регулируют политические отношения);

- политические отношения (отношения между участниками политической жизни общества – выборы, референдумы и т.д.);

- политическая деятельность (действия по осуществлению политических отношений);

- политическое сознание и политическая культура (отношение человека к политике и его поведение).

В узком смысле слова:

Политическая система общества – совокупность гос органов, а также ассоциаций, объединений, образуемых гражданским обществом для участия в делах государства и решения иных политических вопросов.

Элементы ПСО:

- государство и его органы;

- политические партии;

- общественные объединения;

- религиозные объединения (косвенное участие в политической жизни);

- органы местного самоуправления (это не органы гос власти);

- СМИ;

- трудовые коллективы;

- группы давления (преступные сообщества);

- отдельные граждане (участники политических отношений);

Гос-во – ядро политической системы общества, так как гос-во обладает только ему присущими признаками:

- единственное политическое объединение всех членов общества;

- обладает системой юридических средств по обеспечению правопорядка (регистрация, надзор и контроль деятельности);

- обладает аппаратом исполнения управления и принуждения (монополия по применению мер принуждения в отношении граждан);

- обладает суверенитетом;

- крупнейший собственник;

- обладает исключительным правом принимать общеобязательные правовые акты.

Гос-во центр ПСО, всегда присутствует в система, остальных может и не быть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: