Железнодорожный транспорт

Преимущественно осуществляет перевозки грузов и пассажиров на дальние расстояния. По объемам перевозок грузов и пассажиров занимает 2 место после автотранспорта.

Основные виды взаимодействия с окружающей средой:

- потребление топливных ресурсов и электроэнергии;

- потребление воды предприятиями (депо, мастерские) и подвижным составом;

- разнообразные выбросы твердых, жидких и газообразных веществ во все геосферы предприятиями, подвижным составом, при погрузочно-разгрузочных работах, из-за некачественной упаковки. При этом выбросы предприятий локальны, а выбросы подвижного состава распространены на всем протяжении дорог.

Хотя ж/д транспорт оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, но по абсолютным значениям загрязнение от железнодорожного транспорта значительно меньше, чем автомобильного, т.к.:

- это один из самых экономных по расходу топлива на единицу транспортной работы транспорт (меньший расход топлива обусловлен более низким коэффициентом сопротивления при движении колесных пар по рельсам по сравнению с движением автомобильных шин по дороге;

- широким применением электрической тяги (в этом случае выбросы от подвижного состава отсутствуют);

- меньшим отчуждением земель под железные дороги по сравнению с автодорогами (одна полоса движения для автодорог 1 и 2 категории составляет 3,75м, соответственно для автодороги с 4-мя полосами движения ширина проезжей части равна 2х7,5м, с 6-ю полосами – 2х11,25м, а на двухпутную железную дорогу будет приходиться 10-12м).

Принципиально тепловозные двигатели не отличаются от автомобильных, поэтому отработавшие газы имеют аналогичный состав. Но режим работы тепловозных дизелей более стабилен, поэтому выделение загрязняющих веществ меньше, чем при автомобильных перевозках. Степень загрязнения приближается к автомобильной только при маневренной работе. С электрификацией воздействие железной дороги на окружающую среду уменьшается.

Основное влияние на атмосферу наблюдается при использовании тепловозов с дизельными силовыми установками, 2-3% от всего объема выброса составляют картерные газы и испарения топлива, а 97-98% - токсичные вещества отработавших газов. Одна секция магистрального тепловоза выбрасывает в атмосферу за час работы 28кг СО, 17,5кг NОх, до 2кг сажи. Вместе с тем маневровые тепловозы работают в переменных режимах с частыми троганиями, ускорениями и торможениями. В этом случае выброс отработавших газов значительно возрастает.

Железные дороги загрязняют литосферу металлической пылью за счет интенсивного стирания чугунных тормозных колодок. Она оседает вдоль пути на почве, на растениях. Ежегодно в пыль переходит 300-350тыс.т чугуна. При остановке и трогании поездов из букс колесных пар выливаются жидкие смазочные материалы. Из вагонов-цистерн на пути во время перевозок вследствие негерметичности клапанов и сливных приборов, неплотностей люков теряются нефтепродукты. Наибольшее загрязнение почв и грунтов подвижными формами тяжелых металлов отмечается на земляном полотне дороги и в технической полосе земельного отвода, непосредственно примыкающей к рельсовой колее.

Элемент Фон, мг/кг Уровень загрязненности в полосе отвода, мг/кг
Марганец ‹50  
Хром ‹10  
Ванадий ‹10  
Цинк ‹5  
Никель ‹2  
Медь ‹1  
Свинец ‹0,8  
Молибден ‹0,3  
Кобальт ‹0,5  
Кадмий ‹0,1  

Помимо загрязнения тяжелыми металлами следует отметить загрязнение примагистральных территорий органическими веществами. Анализ химического загрязнения грунтов трехметровой полосы у рельсового пути на железнодорожных станциях показал, что грунты загрязнены по меньшей мере десятью полициклическими ароматическими (ПАУ) и иными углеводородами. При этом содержание 3,4-б(а)п превышает ПДК в почвенном и грунтовом покрове до 70 раз.

В отдельных районах возникает проблема загрязнения пути и прилегающих районов угольной и рудной пылью, нефтепродуктами из-за утечки и сдувания перевозимых грузов, пропарки цистерн и очистки вагонов.

К стационарным источникам загрязнения относятся локомотивные, вагонные депо, предприятия промышленного железнодорожного транспорта, заводы по ремонту подвижного состава, предприятия по переработке щебня, пункты подготовки и обмывки грузовых и пассажирских вагонов. Основная функция локомотивных депо – ремонт и профилактика подвижного состава. При проведении ремонтов в атмосферу поступает пыль (металлическая, древесная, песчаная, каменноугольная), сажа, оксиды марганца, оксиды азота, соединения фтора, пары серной кислоты и щелочей, оксид углерода, нефтяной бензин. В составе вагонных депо или как самостоятельные предприятия действуют промывочно-пропарочные станции (ППС), где производится очистка цистерн от остаточных нефтепродуктов. В Украине функционирует 5 ППС. Очистка состоит из следующих операций:

- пропарка внутренней полости паром,

- промывка горячей водой,

- продувка и удаление остаточных газов из цистерны (дегазация).

Все они сопровождаются выделением загрязняющих веществ. На ППС в сутки обрабатывается более 250 цистерн, вредные выбросы составляют более 3т в сутки:

Тип обрабатываемой цистерны Выделяющиеся вещества, кг/цистерна
бензол ксилол СН
Вместимостью 60т из-под светлых нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо) 4,55 2,77 8,47
Тоже из-под темных нефтепродуктов (мазут, нефть) - - 3,97

Сточные воды ППС (объемом от60 до 500м3) загрязнены нефтепродуктами, растворимыми органическими кислотами, фенолами. Если в цистерне перевозили этилированный бензин, стоки содержат тетраэтилсвинец.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: