Вагоны (отечественные).
Вагоном называется единица ж/д пс-ва, пред-ная для перевозки пассажиров или грузов.
Важнейшие требования к вагонов обеспечивает БД.
Вагоны бывают:
- самоходные
- несамоходные.
По назначению вагоны различают:
- общего парка (универсальные)
- специализированные
- технологические (прим. в промышленности)
По числу осей вагоны бывают:
- 2х
- 4х
- 6х
- 8х
- многоосные
По ширине колеи:
- нормальные (1520мм)
- узкоколейные (750, 900, 1060мм)
По месту эксплуатации:
- общесетевые
- пром.-транспорта;
По конструкции кузова:
- крытые (для зерновых, сыпучих, тарноупаков., боящихся атм. осадков и ценных грузов) с крытым кузовом, люками и дверями
- полувагоны (для наволочных, лесных и др. не боящ. осадков грузов, различных крупногабаритных машин и тарно-упаков. грузов) с дверями и, чаще всего, разгрузочными люками
- платформы (для перевозки длинных и громоздких грузов, контейнеров, машин и др.) с деревянным настилом и откидными бортами.
- цистерны (для жидких и газообразных грузов а также порошкообразных грузов – цемент, мука, кальцинированная сода) имеют котел с люками для налива и устройствами для слива груза.
Хоппер – для перевозки шипучих грузов – кузов выполнен в виде бункера для самовыгрузки груза.
Душпкар - (вагон-самосвал) для перевозки шипучих грузов кузов-платформа с увеличенными бортами и поднимающейся одной стороной при помощи пневмоцилиндров.
Изотермические – для перевозки скоропортящихся грузов. У енго изолированный кузов и оборудование для поддержания необходимого температурного и влажностного режимов.
Вагоны состоят из:
- ходовой части
- ударно-тяговые приборы
- тормозное оборудование
- кузова.
Ходовая часть состоит из:
- колесных пар
- рессорного подвешивания.
Перечисленные элементы объединяются с некоторыми другими в тележки.
На ж.д.м. применяют тележки двух типов:
ЦНИИ-Х3-0 – на 5, 6 или 7 двухрядных пружинах с клиньями гасителей колебаний.
- МТ-50 – на 4 двухрядных пружинах и эллиптической листовой рессоре (по ходовым качествам МТ-50 значительно уступает ЦНИИ-Х3-0).
В шестиосных вагонах тележки соединяют между собой по три с обеих сторон вагона, в четырехосных – по две, в восьмиосных – по четыре.
Колеса могут быть:
- цельнокатаными
- бандажными (составными)
Материал: чугун, сталь.
Способ изготовления: катанные и литые.
Оси внешних сторон колес заканчиваются буксами, которые могут быть с подшипниками качения (роликовые) не требующие дополнительгой смазки при движении, и подшипниками скольжения – требующими смазки при движении (почти уже не выпускают).
Тележки у чугуновозов и др. видов технологических вагонов выполняются с усиленными коксными парами (тип ДВЗ-30) ® по типу ЦНИИ-Х0.
Кузов – часть вагона, опирающаяся на ходовые части и предназначенная для перевозки грузов.
Усиленными элементами в раме являются шкворневые балки (место крепления тележек) и хребтовая балка, на которую действуют продольные силы. Шкворневые балки опираются на тележку пятниками (по середине балок). Место опоры на тележке наз. подпятниками. В пятники и подпятники вставляются шкворни, вокруг которых поворачивают тележки относительно кузова. Боковые повороты кузова относительно тележек ограничиваются скользунами.
Ударно-тяговые приборы – пред. Для соединения вагонов и локомо-
тивов, удержания их на определенном расстоянии друг от друга, передачи и смягчения действия растягивающих и сжимающих продолбных усилий при движении и маневрах. Эти функции выполняет автосцепка (у нас тип СА3).