Прикладное ПО

Классификация программного обеспечения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Источники:

1. Patrologiae cursus completus omnium ss. patrum, doctorum scriptorumque ecclesiasticorum sive graecorum et latinorum / Accurante J.-P. Migne Bibliothecae Cleri Universae. – Turnholti (Belgium): Typographi Brepols Editores Pontificii, 1978.

2. Викентий Лиринский, прп. О Священном Предании Церкви. – СПб.: Свиток, 2000. – 542 с.

3. Григорий Богослов, свт. Творения. В 2 томах. – Том 1. – М.: Сибирская благозвонница, 2007. – 896 с.

4. Евсевий Памфил, еп. Церковная история. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2001. – 608 с.

5. Иероним Стридонский, блаж. О знаменитых мужах // Творения: в 17 ч. – Кн. VIII. Ч. 5. – Издание второе. – К.: Тип. Акц. Об-ва «Петр Барский в Киеве», 1910. – 444 с. (Библиотека творений Св. Отцов и Учителей Церкви западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии).

6. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений: в 12 томах. – Т. 2. Кн. 2. – М.: Православная книга, 1994. – 986 с.

7. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. – М.: Синодальная библиотека, 1991. – 370 с.

8. Новый Завет на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык / Под ред. А. А. Алексеева, М. Б. Бабицкой, Д. И. Захарова. – СПб.: Российское библейское общество, Санкт-Петербургское отделение, 2002. – 1406 с.

9. Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – 672 с. (Серия «Творения святых отцов и учителей Церкви»).

10. Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере // Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о Православной вере. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. – 271 с.

Пособия:

11. Quasten J. Patrology. – Vol. 1. – Utrecht; Antwerp, 1975. – 349 p.

12. Trapp E. Lexicography and electronic textual resources // The Oxford Handbook of Byzantine studies / Ed. by E. Jeffreys with J. Haldon, R. Cormack. – New York: Oxford University Press, 2008. – P. 95-100.

13. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви: в 4 томах. – Т 2. – М.: Издательство Валаамского монастыря, 1994. – 599 с.

14. Дворкин А. Очерки по истории вселенской православной Церкви. Курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2006. – 937 с.

15. Емельянов А., прот. Введение в Четвероевангелие: учеб. пособие. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. – 257 с.

16. Епифанович С. Л., проф. Лекции по патрологии (Церковная письменность I-III веков) / Под общ. ред. доц. МДА Н. И. Муравьева. – СПб.: Воскресение, 2010. – 608 с.

17. Игнатий Богоносец // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. – Т. 21. – С. 138-147.

18. Илларион (Алфеев), игум. Святоотеческое наследие и современность // Доклад на конференции «Православное богословие на пороге III тысячелетия». – Богословская конференция РПЦ, 7-9 февраля 2000 г. – С. 76-107.

19. Карсавин Л. П. Св. отцы и учители Церкви (раскрытие Православия в их творениях) / Предисл. и коммент. С. В. Мосоловой. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 176 с.

20. Ким Н., свящ. Тысячелетнее царство. Экзегеза и история толкования XX главы Апокалипсиса. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2003. – 331 с. – (Серия «Византийская библиотека. Исследования»).

21. Киприан (Керн), архим. Патрология. – К.: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. – 304 с.

22. Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. – Мн.: Лучи Софии, 2001. – 384 с.

23. Мецгер Б. М. Канон Нового Завета / Пер. с англ. (Серия «Современная библиистика»). – 5-е изд. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. – 342 с.

24. Михалицын П. Е. Современные информационные технологии и развитие духовного образования в Украине // Труды КДА. – 2010. – № 12. – С. 341-346.

25. Попов И. В., проф. Патрология. Краткий курс / Под общей ред. проф. МДА А. И. Сидорова. – М.: Учебный комитет РПЦ; МДА, 2003. – 288 с.

26. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / [Сост.: свт. Филарет (Дроздов); Предисл., подг. текста, примеч. и указ.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев ]. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. – 168 с.

27. Сагарда Н. И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А. Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – 756 с. (разд. паг.): ил.

28. Сидоров А. И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. Учебное пособие. – М.: Русские огни, 1996. – 349 с.

29. Столяров А. А. Патрология и патристика. – М.: Канон +, 2001. – 120 с.

30. Феофан, еп., затворник Вышинский. Толкование на книгу «Пастырь» Св. Апостола Ермы. – М.: Лествица, 2004. – 288 с.

31. Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви (изд. второе, исправ. и дополненное). Т.1. – СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1882. – 205 с.

32. Флоровский Георгий, прот. Восточные отцы IV-VIII веков. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. – 541 с. (Репринтное издание. Восточные отцы IV века – 239 с. Византийские отцы V-VIII вв. – 260 с. Приложения – 42 с.).

33. Фокин А. Р. Блаженный Иероним Стридонский: библеист, экзегет, теолог. – М.: Центр библейско-патрол. исследований, 2010. – 224 с.

34. Шмонин Д. В. Введение в средневековую философию. Патристика. Учебное пособие – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Рус. христианск. гуманит. академии, 2008. – 145 с.


[1] Столяров А.А. Патрология и патристика. – М.: Канон +, 2001. – С. 4.

[2] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 41.

[3] Киприан (Керн), архим. Патрология. – К.: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. – С. 7.

[4] Столяров А.А. Патрология и патристика. – М.: Канон +, 2001. – С. 5.

[5] См.: Епифанович С. Л., проф. Лекции по патрологии (Церковная письменность I-III веков) / Под общ. ред. доц. МДА Н. И. Муравьева. – СПб.: Воскресение, 2010. – С. 36.

[6] Епифанович С. Л., проф. Лекции по патрологии (Церковная письменность I-III веков) / Под общ. ред. доц. МДА Н. И. Муравьева. – СПб.: Воскресение, 2010. – С. 36-37.

[7] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 37-38. Владыка Илларион Алфеев следующим образом сформулировал практические результаты изучения дисциплины: «Знание отцов помогает православному христианину среди великого множества современных философских и мировоззренческих течений не сбиться с правильного пути, не увлечься учениями…чуждыми (Евр. 13, 9). Оно помогает христианину познать себя, правильно построить свои взаимоотношения с Богом, наладить духовную жизнь». См.: Илларион (Алфеев), игум. Святоотеческое наследие и современность // Доклад на конференции «Православное богословие на пороге III тысячелетия». – Богословская конференция РПЦ, 7-9 февраля 2000 г. – С. 106.

[8] Цит. по: Киприан (Керн), архим. Патрология. – К.: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. – С. 5.

[9] См.: Епифанович С. Л., проф. Лекции по патрологии (Церковная письменность I-III веков) / Под общ. ред. доц. МДА Н. И. Муравьева. – СПб.: Воскресение, 2010. – С. 31-32.

[10] Столяров А.А. Патрология и патристика. – М.: Канон +, 2001. – С. 9.

[11] Там же. – С. 11.

[12] Проспер Аквитанский (Prosper Aquitanus, 390-463) – галльский монах, секретарь папы Льва I, участвовал в создании знаменитого «Томоса» Льва, последователь Августина. Именно он назвал прп. Кассиана и Викентия Лиринского полупелагианами.

[13] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 9.

[14] Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви (изд. второе, исправ. и дополненное). – Т.1. – СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1882. – С. XI.

[15] Каллист (Уэр), еп. Оборотная сторона суперобложки книги: Аверинцев С. Собрание сочинений / Под ред. Н. П. Аверинцевой и К. Б. Сигова. Переводы: Многоценная жемчужина. Пер. с сирийского и греческого. – К.: ДУХ I ЛIТЕРА, 2004.

[16] В русских святцах не значится.

[17] Викентий Лиринский, прп. О Священном Предании Церкви. – СПб.: Свиток, 2000. – С. 94-95.

[18] Необязательный признак, в связи с вышеизложенным замечанием Свт. Филарета, архп. Черниговского. Даже в V в. этот признак не имел самодовлеющего значения. Так на первом заседании III Вселенского Собора (431г.) «отцами» названы в числе прочих Феофил Александрийский (+412) и Аттик Константинопольский (+425). См.: Столяров А.А. Патрология и патристика. – М.: Канон +, 2001. – С. 10.

[19] Приоритетный признак. Под «признанием» понимаются, прежде всего, постановления Вселенских и поместных соборов, декреты и оросы предстоятелей поместных церквей, а в отдельных случаях и мнение группы признанных отцов. См.: Столяров А.А. Патрология и патристика. – М.: Канон +, 2001. – С. 12.

[20] Цит по: Емельянов А., прот. Введение в Четвероевангелие: учеб. пособие. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. – С. 25.

[21] Послание патриархов Восточно-Кафолической Церкви о Православной вере // Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о Православной вере. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. – С. 164-165.

[22]Касательно блаж. Августина необходимо отметить, что ситуация вокруг его почитания оказалась более сложной, чем может показаться на первый взгляд. На Востоке, где было мало поводов к дискуссиям об Августине (чьи сочинения все еще были мало известны), суждение о блаженном Августине просматривается наиболее ясно в связи с великим событием этого века - встречей Отцов Запада и Востока на V Вселенском Соборе, проходившем в Константинополе в 553 году. В деяниях этого Собора имя Августина упомянуто несколько раз. Так, на первом заседании Собора было прочитано письмо святого императора Юстиниана к собравшимся Отцам. Оно содержало в себе следующее: "Мы далее провозглашаем, что твердо храним постановления Четырех Соборов и во всем следуем Отцам: Афанасию, Василию, Григорию Константинопольскому, Кириллу, Августину, Проклу, Льву и их писаниям об истинной вере ("The Seven Ecumenical Councils", Eerdmans ed; p. 303)". Кроме того, в заключительном Постановлении Собора, где Отцы ссылаются на авторитет блаженного Августина в определенном вопросе, они упоминают его следующим образом: "Собственные письма блаженной памяти Августина, затмившего блеском прочих африканских епископов, были прочитаны... " (Там же, с. 309). Как отца Церкви Августина именует патр. Фотий в 9-м веке, а св. Марк Ефеский в 15-м. В конце XVIII в. св. Никодим Святогорец включил Житие блаженного Августина в свой "Синаксарь" или "Собрание Житий Святых", тогда как до этого времени оно не включалось в Восточные календари и сборники житий святых. Само по себе это не содержит ничего примечательного. Ведь имя Августина было одним из многих сотен, которыми св. Никодим дополнил очень неполный православный календарь, следуя своей ревности еще больше прославить святых Божиих. В XIX в., исходя из подобной же ревности, Русская Церковь заимствовала имя Августина из "Синаксаря" преп. Никодима и внесла его в свой собственный календарь. Это вовсе не было "канонизацией" блаженного Августина, поскольку на Востоке на него никогда не смотрели иначе, как на Отца и Святого; речь шла просто о расширении церковного календаря, чтобы сделать его более полным - тот самый процесс, который продолжается и поныне.

В XX веке имя блаженного Августина обычно уже включается в Православные календари, как правило, под 15 июня (вместе с блаженным Иеронимом), но иногда под 28 августа, днем его преставления. Греческая Церковь в целом, быть может, воспринимает его с меньшими оговорками, чем Русская, как это можно увидеть, например, в официальном календаре одной из современных "старостильных" греческих Церквей, где его называют не "блаженным Августином", как в русском календаре, а "святым Августином Великим" (agios Augustinos о megas). Т.о., блаж. Августин, как и блаж. Иероним не только на Западе, но и на Востоке с древности почитались как отцы Церкви. См.: Серафим (Роуз), иерм. Вкус истинного православия. Блаженный Августин, епископ Иппонский.

[23] Впервые этот термин был использован Евсевием Кесарийским (Ц.И. I, 1, 5).

[24] Об этом Свт. Кирилл Иерусалимский так говорит своим слушателям: «Не верь ты и мне, когда я говорю тебе просто…, если на мои слова не получишь доказательства от божественных Писаний» (Cateches. IV, 17). Его слова дополняет Свт. Василий Великий: «Должно Писаниями поверять то, о чем говорят учителя, и согласное с Писаниями принимать, а несогласное отвергать, и всячески отвращаться тех, которые держатся такого учения» (Regulae morales 72. 1). Цит. по: Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 16.

[25] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 19. Этот древний критерий был впервые сформулирован прп. Викентием Лиринским в V в. (См.: Викентий Лиринский, прп. О Священном Предании Церкви. – СПб.: Свиток, 2000. – С. 19).

[26] Этот принцип впервые был сформулирован Ап. Павлом: «Посему умоляю вас: подражайте (μiμηtaί) мне, как я Христу» (1 Кор. 4, 16); «Подражайте (Sumμiμηtaί), братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Флп. 3, 17).

[27] Говоря словами Пятого В.С. Св. отцы, веру, которая изначала дарована Великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом Св. апостолам и ими проповедана во всем мире, исповедали, изъяснили и святым Церквям предали. По выражению блж. Августина, они «что нашли в Церкви, то удержали, чему научились, тому учили, что получили от отцов, то передали сыновьям» (Contra Julianum II, [10] 34). Цит. по: Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 19.

[28] Термин «просопография» от греч. πρόσωπον – «лицо», «личность» и γράφω – «писать», «описывать», т.е., буквально – «описание личностей».

[29] Издание: Bardy G.; Périchon P. Sources Chretiennes 31 (1965), 41 (1965), 55 (1967), 73 (1971); Евсевий Памфил, еп. Церковная история. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2001.

[30] Уточненная дата. См.: Фокин А. Р. Блаженный Иероним Стридонский: библеист, экзегет, теолог. – М.: Центр библейско-патрол. исследований, 2010. – С. 103.

[31]См.: PL 23, 601-720; Иероним Стридонский, блаж. О знаменитых мужах // Творения: в 17 ч. – Кн. VIII. Ч. 5. – Издание второе. – К.: Тип. Акц. Об-ва «Петр Барский в Киеве», 1910.

[32] Quasten J. Patrology. – Vol. 1. – Utrecht; Antwerp, 1975. – P. 2.

[33] См.: PL 58. – Col. 1059-1120.

[34] См.: PL 83. – Col. 1081-1106.

[35] Первоначальное название Ἱερά (лат. sacra, De rebus sacris). Собственно «Параллелями» была первоначально озаглавлена только третья книга, в которой попарно противопоставлялись добродетели и пороки.

[36] PG 103. – Col. 104; Henry P. Photius Bibliotheque, 1-4. – Paris, 1959-1965.

[37] Именно этому ученому принадлежит первый в истории труд, имеющий название «Патрология» (1653 г. – издан посмертно).

[38] Harnack A. Geschichte der altchristlichen Literatur bis auf Eusebius. Altchristlichen literatur in den ersten drei Jahrhunderten, I-II – Leipzig, 1893, Freiburg im Breisgau, 21898.

[39] Столяров А.А. Патрология и патристика. – М.: Канон +, 2001. – С. 18-34.

[40] Там же. – С. 35.

[41] Там же.

[42] TLG (Thesaurus Linguae Graecae’s) [Electronic resource] / CD-ROM # E (ancient Greek texts) contains 1823 authors and collections from the 8th century BC to the 1453 AD + MUSAIOS 2002 Release A (Copyright © 1992-2002. By Darl J. Dumont and Randall M Smith). Более подробную информацию об этой программе смотри: Михалицын П. Е. Современные информационные технологии и развитие духовного образования в Украине // Труды КДА. – 2010. – № 12. – С. 343.

[43] Приводится по: Владимир (Иким), митр. Предисловие к Полному собранию творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе // Святитель Григорий Богослов. Творения. В 2 томах. – Том 1. – М.: Сибирская благозвонница, 2007 – С. 9-15.

[44] Bardenhewer O. Patrologie. – Freiburg im Breisgau, 31910.

[45] Bardenhewer O. Geschichte der altkirchlichen Literatur. – Freiburg im Breisgau, 1913-1932 (5 томов).

[46] Altaner B.; Stuiber A. Patrologie. – Freiburg im Breisgau, 71966.

[47] Quasten J. Patrology, 31986, Christian Classics, Maryland, USA (5 томов).

[48] Χρήστου Π. Ἑλληνικὴ Πατρολογία. – Салоники (5 томов).

[49] Παπαδόπουλος Στ. Πατρολογία. – Афины, 21999, (2 тома).

[50] A patristic greek lexicon / edited by G. W. H. Lampe. – Oxford: At the Clarendon Press, 1982.

[51] L’Annee philologique: Bibliographie critique et analytique de l’antiquite Greco-latine (T. I- LXXI). – Paris: Les Belles Lettres, 1914-2002.

[52] Bibliographia Patristica. Internationale patristische Bibliographie. – Berlin: Walter de Gruyter, 1959 to date (begins with 1956). Annual. Includes English-language books and articles.

[53] Thesaurus Patrum Graecorum. Turnhout, 1990 -.

[54] Trapp E. Lexicography and electronic textual resources // The Oxford Handbook of Byzantine studies / Ed. by E. Jeffreys with J. Haldon, R. Cormack. – New York: Oxford University Press, 2008. – P. 95-100.

[55] Clavis Patrum Graecorum // Corpus Christianorum. – Turnhout: Brepols N.V., 1974-2003 (7 томов); Clavis Patrum Latinorum // Corpus Christianorum. – Turnhout: Brepols, 1995 (editio tertia).

[56] Исихазм: аннотированная библиография. – М.: Изд. Совет РПЦ, 2004.

[57] См.: https://www.bogoslov.ru/patrology.rw3/.

[58] Киприан (Керн), архим. Патрология. – К.: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. – С. 57.

[59] Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – С. 29-30.

[60] Киприан (Керн), архим. Патрология. – К.: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. – С. 48.

[61] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 66, 73.

[62] Там же. – С. 73.

[63] Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – С. 31.

[64] Там же. – С. 70-71.

[65] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 69.

[66] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 75.

[67] Там же. – С. 75-76.

[68] Киприан (Керн), архим. Патрология. – К.: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. – С. 53-54.

[69] Епифанович С. Л., проф. Лекции по патрологии (Церковная письменность I-III веков) / Под общ. ред. доц. МДА Н. И. Муравьева. – СПб.: Воскресение, 2010. – С. 161-162.

[70] Киприан (Керн), архим. Патрология. – К.: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. – С. 56.

[71] Интересно, что еще в 1-м Послании к Кор., св. Климента (59, 2-3), написанном в I-м веке, присутствует молитва о продолжении существования мира. Это обстоятельство характеризует особенности римской литургической практики того времени.

[72] Попов И.В., проф. Патрология. Краткий курс / Под общей ред. проф. МДА А.И. Сидорова. – М.: Учебный комитет РПЦ; МДА, 2003. – С. 11.

[73] Такое наименование есть в Ц. И. IV, 13. 6, а в Ц. И. III, 25.4 Евсевий относит «Послание» Варнавы к подложным.

[74] Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. Учебное пособие. – М.: Русские огни, 1996. – С. 112.

[75] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 96.

[76] Киприан (Керн), архим. Патрология. – К.: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. – С. 86-87.

[77] Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. Учебное пособие. – М.: Русские огни, 1996. – С. 112.

[78] Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. Учебное пособие. – М.: Русские огни, 1996. – С. 113.

[79]Т.н. «хилиазм» – учение о телесном царствовании Спасителя с праведниками на земле 1000 лет до Второго пришествия Спасителя.

[80] Киприан (Керн), архим. Патрология. – К.: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. – С. 92-93.

[81] Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви (изд. второе, исправ. и дополненное). Т.1. – СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1882. – С. 7.

[82] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 111.

[83] Датировка не точная, более вероятно, что с 88 по 97 гг. см.: Дворкин А. Очерки по истории вселенской православной Церкви. Курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп. – Нижний Новгород: «Христианская библиотека», 2006. – С. 932.

[84] Quasten Johannes. Patrology. – Vol. 1. – Utrecht; Antwerp, 1975. – P. 42.

[85] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 111-112.

[86] Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви (изд. второе, исправ. и дополненное). Т.1. – СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1882. – С. 8.

[87] Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – С. 135.

[88] Там же. См. также: Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви (изд. второе, исправ. и дополненное). Т.1. – СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1882. – С. 10.

[89] Киприан (Керн), архим. Патрология. – К.: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. – С. 70-72.

[90] Убедительным подтверждением этому факту служат следующие цитаты: «И пусть окажемся мы верующими и внимающими наставляющим нас пресвитерам не только в настоящую минуту, но и когда вернемся домой…» (17.3); «Посему, братия и сестры, вслед за Богом истинным я читаю вам поучение, дабы внимали вы написанному, чтобы спасти и себя, и читающего среди вас» (19.1).

[91] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 124.

[92] См.: «Пастырь», Видение второе, IV (речь о предсуществовании Церкви всему сотворенному миру).

[93] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 125-126.

[94] Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. Учебное пособие. – М.: Русские огни, 1996. – С. 76.

[95] Проф. С. Л. Епифанофич объясняет возникновение этого учения антииудейской полемикой. Дело в том, что среди иудеев, особенно в эпоху возникновения христианства, бытовала идея предсуществования всех наиболее важных религиозных предметов и даже лиц – Закона, Храма, патриархов. Евреи попросту заменили идеальное предсуществование в замыслах Божиих вполне реальным – в виде духовных существ. В след за ними и христиане усвоили это учение. Они позиционировали себя как духовный Израиль (Церковь), для которого и создан мир. А если мир создан ради Церкви, то ее идея у Бога существовала еще до творения мира. См.: Епифанович С. Л., проф. Лекции по патрологии (Церковная письменность I-III веков) / Под общ. ред. доц. МДА Н. И. Муравьева. – СПб.: Воскресение, 2010. – С. 209-210.

[96] Попов И.В., проф. Патрология. Краткий курс / Под общей ред. проф. МДА А.И. Сидорова. – М.: Учебный комитет РПЦ; МДА, 2003. – С. 16-17.

[97] Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. Учебное пособие. – М.: Русские огни, 1996. – С. 78.

[98] Киприан (Керн), архим. Патрология. – К.: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. – С. 80.

[99] Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. Учебное пособие. – М.: Русские огни, 1996. – С. 82-85.

[100] Там же. – С. 86, 90.

[101] The Apostolic Fathers / Transl. by J. B. Lightfoot and J. R. Harmer. Ed. and revised by M. W. Holmes. – Baker Book House, 1989.

[102] Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – С. 474.

[103] Флоровский Георгий, прот. Восточные отцы IV-VIII веков. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. – С. 5 (Приложение 1).

[104] Похвала св. священнмуч. Игнатию Богоносцу. См.: Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений: в 12 томах. – Т. 2. Кн. 2. – М.: Православная книга, 1994. – С. 640.

[105] Игнатий Богоносец // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. – Т. 21. – С. 139.

[106] Попов И.В., проф. Патрология. Краткий курс / Под общей ред. проф. МДА А.И. Сидорова. – М.: Учебный комитет РПЦ; МДА, 2003. – С. 30-31.

[107] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 146-147.

[108] Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. Учебное пособие. – М.: Русские огни, 1996. – С. 94.

[109] Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. Учебное пособие. – М.: Русские огни, 1996. – С. 95.

[110] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 148.

[111] Флоровский Георгий, прот. Восточные отцы IV-VIII веков. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. – С. 12 (Приложение 1).

[112] Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. Учебное пособие. – М.: Русские огни, 1996. – С. 96.

[113] Флоровский Георгий, прот. Восточные отцы IV-VIII веков. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. – С. 17-18 (Приложение 1).

[114] Adversus haereses. Libri 1, 10.

[115] Перевод этого место у Флоровского («полно и без опущения») произвольный и не совсем вяжется с контекстом всего отрывка. См.: Флоровский Георгий, прот. Восточные отцы IV-VIII веков. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. – С. 18 (Приложение 1).

[116] Catecheses ad illuminandos 18, 23. Цит. по: Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. – М.: Синодальная библиотека, 1991. – С. 307.

[117] См.: Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / [Сост.: свт. Филарет (Дроздов); Предисл., подг. текста, примеч. и указ.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев]. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. – С. 67.

[118] Флоровский Георгий, прот. Восточные отцы IV-VIII веков. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. – С. 18-19 (Приложение 1).

[119] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 149-151.

[120] Мейендорф Иоанн, прот. Введение в святоотеческое богословие. – Мн.: Лучи Софии, 2001. – С. 16. ̉Επὶ – предл. –«в», «на» (в отношении места), τὸ αυ̉τό - местоимение ед.ч., ср.р., 2.л. – «оно», «тот же самый», «подобный кому-либо», «одинаковый». Дословный перевод – «в (на) то же самое» или «в одно место».

[121] Там же. Подобный пассаж встречается и в Послании Псевдо-Варнавы (IV, 10), где автор говорит о «собрании в одно место, чтобы противостать всякой неправде (букв. – ὁ μέλας, «темному», т.е. диаволу) и не совратиться на путь злого».

[122] Флоровский Георгий, прот. Восточные отцы IV-VIII веков. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. – С. 15 (Приложение 1).

[123] Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви (изд. второе, исправ. и дополненное). Т.1. – СПб.: Издание книгопродавца И.Л. Тузова, 1882. – С. 26.

[124] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 153.

[125] Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. Учебное пособие. – М.: Русские огни, 1996. – С. 103.

[126] Флоровский Георгий, прот. Восточные отцы IV-VIII веков. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. – С. 25 (Приложение 1).

[127] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 153.

[128] Киприан (Керн), архим. Патрология. – К.: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. – С. 141. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви: в 4 томах. – Т 2. – М.: Издательство Валаамского монастыря, 1994. – С. 88-92.

[129] Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – С. 394.

[130] В 20 главе 1 стихе названо его имя – Маркион (Μαρκίωνος), в других рукописях – Маркиан (Μαρκιανου̃) или Марк (Μάρκου). Переписчиком письма был Эварест (20, 2). См.: Мецгер Б.М. Канон Нового Завета / Пер. с англ. (Серия «Современная библиистика»). – 5-е изд. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. – С. 119.

[131] Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – С. 422.

[132] Там же. – С. 398-399.

[133] Там же. – С. 415.

[134] Там же. – С. 400.

[135] Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. Учебное пособие. – М.: Русские огни, 1996. – С. 107-108.

[136] Флоровский Георгий, прот. Восточные отцы IV-VIII веков. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. – С. 31 (Приложение 1).

[137] И. Квастен пологает, что Послание не могло быть написано ранее 30-х годов II в., т.к. в нем осуждается еретик Маркион. See: Quasten Johannes. Patrology. – Vol. 1. – Utrecht; Antwerp, 1975. – P. 80.

[138] Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – С. 382.

[139] Киприан (Керн), архим. Патрология. – К.: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. – С. 143.

[140] Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. Учебное пособие. – М.: Русские огни, 1996. – С. 104.

[141] Флоровский Георгий, прот. Восточные отцы IV-VIII веков. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999. – С. 30-31 (Приложение 1).

[142] Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. Учебное пособие. – М.: Русские огни, 1996. – С. 104-105.

[143] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 158-159.

[144] Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. Учебное пособие. – М.: Русские огни, 1996. – С. 120-121.

[145] Как отмечает Свт. Феофан Затворник в своих толкования на книгу «Пастырь» «отличительное свойство души Ерма составляли преискренняя простота веры и беспрекословная покорность внушениям Божиим». См.: Феофан, еп., затворник Вышинский. Толкование на книгу «Пастырь» Св. Апостола Ермы. – М.: Лествица, 2004. – С. 239.

[146] Киприан (Керн), архим. Патрология. – К.: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. – С. 97-98.

[147] Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – С. 221.

[148] Виноградов А. Ю., Дунаев А. Г. Ерма́ // Православная энциклопедия / [под общ. ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II]. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». – Т. 1. – 2000. – С. 614.

[149] Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. Учебное пособие. – М.: Русские огни, 1996. – С. 121.

[150] Киприан (Керн), архим. Патрология. – К.: Общество любителей православной литературы. Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2003. – С. 99-100.

[151] Там же. – С. 101.

[152] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 172.

[153] Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – С. 146-148.

[154] Там же. – С. 146.

[155] Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – С. 130.

[156] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – C. 162.

[157] Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церковной письменности. Учебное пособие. – М.: Русские огни, 1996. – С. 122.

[158] Там же. – С. 124.

[159] Там же. – С. 123-125.

[160] Там же. – С. 126-127.

[161] Там же. – С. 127.

[162] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 170.

[163] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 176.

[164] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 173.

[165]Там же. – С. 176-177.

[166] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 176-177.

[167]Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – С. 429.

[168] Сагарда Н.И. Лекции по патрологии. I-IV века / Под общ. и науч. ред. диакона А. Глущенко и А.Г. Дунаева. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2004. – С. 177.

[169]Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – С. 430-431.

[170]Там же. – С. 434.

[171] См.: Ким Н., свящ. Тысячелетнее царство. Экзегеза и история толкования XX главы Апокалипсиса. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2003. – С. 307.

[172]Писания мужей апостольских. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – С. 435-436.

[173]Там же. – С. 437-439.

[174] Мецгер Б.М. Канон Нового Завета / Пер. с англ. (Серия «Современная библиистика»). – 5-е изд. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. – С. 55.

Программное обеспечение разделяется на три большие группы.

1. Системное ПО.

Служит для обеспечения функционирования компьютера. К нему относятся в первую очередь операционные системы, обеспечивающие поддержку работы всех программ, их взаимодействие с аппаратными средствами компьютера, общее управление ЭВМ. Операционная система включает ряд очень важных систем:

ü файловую систему, являющуюся основой всего ПО;

ü систему ввода/вывода, которая задает правила ввода информа­ции от различных устройств (клавиатура, мышь, датчики) и вывода ее на различные устрой­ства (дисплей, принтер, плоттер);

ü командный процессор, осущест­вляющий обработку команд пользователя и запуск программ на выполнение.

К системному ПО относятся также драйверы — специальные программы, управляющие устройствами компью­тера (клавиатурой, мышью, принте­ром и др.)- В каждой операционной системе есть свои драйверы.

Примеры ОС: MS-DOS, UNIX, Windows.

К нему относятся прикладные системы и пакеты прикладных программ, которые бывают следующих типов:

ü функционально ориентирован­ные системы, использующиеся в различных областях применения ЭВМ и обеспечивающие автома­тизацию в них;

ü системы текстовой обработ­ки, предназначенные для редак­тирования текстов и подготовки документов, включая разбивку на страницы и вывод на при­нтер;

ü системы обработки электрон­ных таблиц, позволяющие хра­нить и обрабатывать информа­цию в виде таблиц, включая раз­личные вычисления;

ü системы графической обработ­ки, обеспечивающие создание, редактирование, обработку раз­личных рисунков, фотоизобра­жений, диаграмм, графиков, чер­тежей и вывод их на принтер или на плоттер;

ü системы управления базами дан­ных (СУБД), предназначенные для хранения взаимосвязанной информации и выдачи ее по за­просам пользователей;

ü системы автоматизированного проектирования (САПР), позво­ляющие разрабатывать элек­тронные модели реальных объек­тов и создавать конструкторскую документацию;

ü интегрированные системы, объединяющие несколько функ­циональных подсистем и пре­доставляющие широкий ряд воз­можностей.

Примеры прикладных систем: MS Word, Adobe PhotoShop и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: