Шпиндельные узлы и их опоры

Классификация направляющих

Направляющие

Направляющими называют поверхности двух сопрягаемых корпусных деталей, обеспечивающие движение одной детали относительно другой по прямой линии или окружности. Направляющие обеспечивают необходимую точность перемещения рабочих органов станка.

Требования, предъявляемые к направляющим:

- высокая геометрическая точность;

- высокая жёсткость;

- высокая износостойкость;

- между соприкасающимися поверхностями направляющих должна быть минимальная сила фения чтобы обеспечить высокую точность перемещения и стабильность положения узлов - точность позиционирования.

Чаще всего направляющие станков изготавливают из чугуна за одно целое со станиной. Однако встречаются и накладные направляющие.

Накладные направляющие (закрепляются механически или приклеиваются к станине, например, гранитной) изготавливают из следующих материалов:

- конструкционная углеродистая сталь (сталь 15, 20);

- легированная сталь (40Х, ШХ15, 38ХМЮА);

- синтетические материалы (текстолит, полиамид, фторопласт и др.);

- цветные сплавы (бронза, цинковый сплав ЦАМ — для тяжёлых станков).

По виду трения:

- направляющие скольжения (рис.3.1). По виду смазки в них может применяться: смазка полужидкостная, жидкостная (гидростатические направляющие), газовая (аэростатические направляющие);

- направляющие качения. В зависимости от формы тел качения: роликовые (рис.3.2, 3.3) и шариковые (редко в виду плохой несущей способности).

При большой длине хода всё шире применяются направляющие с роликовыми опорами ("танкетки"), одна из которых показана на рис. 3.3. Корпус 1 у них привёрнут к верхней подвижной детали 2 (например, к салазкам) винтами 3. Вертикальные силы, действующие на салазки, через корпус 1 и нижние ролики 6 замыкаются на стальную накладную направляющую 5. Цапфы на торцах роликов 6 входят в выточки обойм 4 и 7, охватывающих корпус 1 по длине и прикрепленных к нему. Обоймы удерживают ролики от выпадания на закругленных концах корпуса. При движении салазок 2 ролики циркулируют по замкнутому контуру вокруг корпуса 1.

По форме профиля:

- прямоугольные направляющие (рис. 3.1, а);

- треугольные несимметричные (б) и симметричные (в);

- остроугольные (типа "ласточкин хвост") (г);

- цилиндрические (скальчатые или штанговые) (д);

- комбинированные(например, прямоугольная и треугольная) (е).

Если нижняя горизонтальная направляющая любой формы выпуклая, то на ней хуже удерживается смазочный материал, но не задерживается и попавшая стружка. Вогнутая направляющая может быть заполнена смазочным материалом, но при недостаточной защите скапливает стружку и грязь.

Для предотвращения отрыва верхнего узла при действии опрокидывающих моментов направляющие должны быть замкнутыми (см. рис. 3.1, ж).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: