Цепные передачи

Цепная передача — механизм, служащий для преобразования вращательного движения между параллельными валами при помощи звёздочек, жёстко насаженных на валы, и надетой на них цепи.

Цепь — многозвенная гибкая связь, которая может использоваться для перемещения грузов (тяговые цепи), подвески или подъёма грузов (грузовые цепи), для передачи движения (приводные цепи).

Достоинства цепных передач:

возможность передачи вращения на большие расстояния (до 8 м);

• сравнительно небольшие (меньшие, чем у ремённых и фрикционных передач) радиальные на1рузки на валы и их опоры;

• большая прочность стальной цепи по сравнению с ремнём позволяет передать цепью большие нагрузки с постоянным передаточным отношением и при значительно меньшем межосевом расстоянии (передача более компактна);

• возможность вращения одной цепью нескольких звёздочек (системы валов);

• сравнительно высокий КПД (при нормальных условиях h = 0,92...0,95; при благоприятных условиях h = 0,97...0,99);

• простота конструкции и эксплуатации.

Недостатки цепных передач:

• сравнительно быстрый износ шарниров из-за трения и трудности смазки;

• повышенный шум вследствие ударов звеньев цепи при входе в зацепление на высоких скоростях;

• ограниченные частота вращения и крутящий момент;

• невозможность использования передачи при реверсировании без остановки;

• вытягивание цепи вследствие износа шарниров и удлинения пластин, что требует натяжных устройств;

• некоторая неравномерность хода (цепь зацепляется со звездочками как с многоугольниками, а не по окружности).

Типы приводных цепей: роликовые, втулочные, зубчатые (рис. 3.10). Роликовая цепь (рис. 3.11) состоит из наружного звена / (собранного из двух наружных пластин / и валиков 2, неподвижно закреплённых в отверстиях наружных пластин) и внутреннего звена // (состоящего из двух внутренних пластин 3, втулки 4, неподвижно закрепленных в отверстиях внутренних пластин) и роликов 5, свободно установленных на втулки 4. Ролики, перекатываясь по зубьям звёздочек, уменьшают их износ. Роликовые цепи имеют широкое распространение.

Втулочная цепь отличается от роликовой тем, что у нее нет роликов. Это увеличивает изнашивание цепи и звёздочек, но снижает их массу и стоимость. Применяют в неответственных передачах (рис.3.12, а).

Зубчатая цепь (см. рис. 3.12, б) состоит из набора пластин 1, имеющих два зуба с впадиной между ними для зуба звёздочки, соединённых шарниром 2. Шарнир состоит из двух призм с рабочими цилиндрическими поверхностями. Одна из призм соединяется с пластинами одного звена, другая — с пластинами соседнего звена, поэтому при движении цепи призмы перекатываются одна по другой, обеспечивая трение качения. Для устранения бокового сползания цепи со звёздочки применяют направляющие пластины 3, которые не имеют впадины и попадают в специальные канавки звездочек (см. рис. 3.10, в). Зубчатые цепи по сравнению с другими позволяют передавать большие нагрузки, работают более плавно, с меньшим шумом, но и сложней в изготовлении, тяжелее и дороже.

Передаточное отношение цепной передачи

где z1, z2 - числа зубьев ведущей и ведомой звездочек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: