Способы монтажа. Наиболее часто применяют метод постепенного наращивания и крупноблочный метод. Если оборудование поступило на шахту в разобранном на крупные блоки виде, то применяют второй метод, иначе – первый (последовательная установка смонтированных узлов на фундамент) или же собирают детали на складе в крупные блоки и применяют второй метод. Второй метод наиболее эффективен, но требует оснащения производства необходимыми монтажно-транспортными средствами.
При выборе технических средств монтажа учитываются такие факторы:
- габариты и масса оборудования;
- стеснённость монтажной площадки;
- наличие подъездных путей и электроэнергии;
- компоновка и размеры зданий и выработок, в которых производится монтаж;
- способы монтажа и варианты технологий его проведения;
- технические характеристики монтажных средств;
- форма организации труда монтажников;
- ТЭП монтажных машин.
Первые четыре фактора характеризует объект монтажа (неизменны), остальные характеризуют условия монтажа.
Для интенсификации монтажных работ и понижения их стоимости необходимо:
1) своевременное оформление НТД;
2) комплектная своевременная доставка оборудования к месту;
3) применение высокопроизводительных монтажных машин;
4) предварительная сборка деталей в блоки;
5) возможность совмещения монтажных работ с другими видами работ.
Процесс разработки оптимальной технологии монтажных работ включает в себя следующие этапы:
1. На основе утверждённого плана определяются сроки начала и окончания работ, формируется вся необходимая информация об объекте (габариты, масса, специфические условия монтажа и др.). Производится анализ специфических условий производства монтажных работ, выявляются факторы, влияющие на выбор метода монтажа, средств механизации и способов выполнения отдельных операций. Наиболее часто при этом в качестве критерия принимаются время и стоимость монтажных работ. Оценка наилучшего варианта производится в такой последовательности:
а) определяются допустимые методы монтажа, и производится предварительная оценка их эффективности;
б) определяются допустимые варианты механизации монтажа с учётом имеющихся машин (или доступных);
в) из выбранных методов и средств механизации выбирается наилучшие комбинации, для которых определяется монтажная оснастка и наилучшие схемы организационных работ;
г) производится окончательный выбор оптимальной технологии.
При выборе технологии может возникнуть ситуация, в которой не удовлетворяются условия безопасности, либо выбранный вариант не может быть обеспечен. Тогда необходимо повторить методику выбора.
2. Подготовка к монтажу.
Для каждого интервала проверяется планируемый и фактический объём выполненных работ, проверяется монтажная площадка и достаточность ресурсов (нормы и запасы).
3. Оценка качества выполненного монтажа.
4. Наладка смонтированного оборудования, определение его показателей и сдача в эксплуатацию, в результате которой составляется акт приемки-сдачи.
На месте установки стационарных машин обычно создают специальный фундамент, передающий давление от машины на почву выработки. Размер фундамента указывается на чертежах. Глубина фундамента зависит не только от размеров и веса машины, но и от характера грунта и глубины его промерзания. Перед изготовлением фундамента учитывается его положение и будущая установка оборудования. Необходимо, чтобы фундамент лежал не на насыпи, а непосредственно на грунте. Глубина фундамента должна быть больше глубины промерзания грунта.
Для поверхности условно по чертежам намечаются главные оси, размечают почву, определяются места установки фундаментных болтов, роется котлован, и приступают к возведению фундамента.
Для подземных условий при наличии крепких пород фундамент делается так: площадка выравнивается, пробуриваются шпуры, в которые устанавливаются фундаментные болты и заливают их цементным раствором.
Монтаж машины начинается через 15 суток для бетонных фундаментов, при чём пуск оборудования осуществляется через 30 суток.
При монтаже стационарной машины сначала устанавливают раму, которая крепится к фундаменту при помощи фундаментных болтов. В машинах с большими габаритами фундаментные болты устанавливаются заранее, до установки рамы. После предварительного крепления рамы её выставляют строго горизонтально при помощи подкладок, которые устанавливаются с обеих сторон крепёжного болта. Установка вентиляторов, насосов, компрессоров может считаться законченной, если общий наклон вдоль оси вала не превышает 0,15мм, а в поперечном направлении – до 0,3мм на 1м длины. После выставления раму закрепляют и крепят на неё узлы (по монтажной схеме). После окончания монтажа основных узлов проверяют зазор между рамой и фундаментом, после чего рама обносится опалубкой и заливается жидким цементным раствором. Когда подливка затвердеет, крепёжные болты затягиваются полностью.