Для обеспечения бесперебойного финансирования потребностей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйствующих субъектов. Одним из способов получения данных ресурсов является государственный кредит.
Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны и юридическими и физическими лицами с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Причем преобладающей является деятельность государства как заемщика средств, то есть когда государство привлекает денежные средства от юридических и физических лиц. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Кредитные отношения, при которых государство выступает в качестве заемщика и кредитора, сразу влияют на величину централизованных денежных фондов. Гарантирование погашения обязательств необязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитывается по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях, так как они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух денежных отношений - финансов и кредита и отражает их особенности.
В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, то есть бюджета и внебюджетных фондов.
Как кредит функционирование госкредита осуществляется на тех же принципах.
Как один из видов кредита госкредит имеет ряд особенностей.
1. в отличие от налогов он имеет добровольный характер;
2. если налоги движутся только в одном направлении - от плательщика в бюджет, то основой госкредита является его возвратность и платность.
3. государственный кредит отличается от банковского прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства, а направляются на покрытие всей совокупности расходов государства.
4. при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.
Государственный кредит играет важную роль:
1. в перераспределении финансовых ресурсов в процессе перелива капитала между сферами производства и обращения;
2. в повышении эффективности использования средств;
3. в ускорении концентрации финансовых ресурсов.