Потребности, интересы, желания, воспитание

Ключевые понятия и термины

Содержание занятия.

Тема 12. Потребности и интересы личности как отображение общественных отношений.

Механизм социального действия права.

Социальный механизм права – это механизм взаимодействия правовых и иных социальных факторов, которые принимают участие в жизни права на всех этапах его функционирования. В механизме правового регулирования выделяют три основные момента: юридические нормы, правоотношения и акты реализации прав и обязанностей. По сущности это юридические механизмы действия права. Если считать, что субъективные права реализуются не только в правоотношениях, но и в правовых обязанностях, то в таком случае юридический механизм правового регулирования представляет взаимосвязь двух элементов: юридических норм и правовых связей. Социальный аспект механизма действия права предусматривает исследование, прежде всего, социальных обстоятельств, которые находятся за этим механизмом, но так или иначе его определяют.

Сам механизм действия права имеет определенную структуру6 управляющие социальные системы (механизм государственного и социального управления, нормы права); социальные факторы (социально-экономические, политические, социально-демографические, ситуационные); передающие системы (информационная, нормативно-ценностная, социально-психологическая); регулирующие социальные системы и как результат правомерная и социально-активная модель поведения.

Контрольные вопросы для закрепления знаний, и самоконтроля:

1.Что является предметом социологии права? В чем состоит отличие социологии права от юриспруденции?

2. В чем заключаются основные функции социологии права?

3. Что входит в механизм социального действия права? Как этот механизм действует на Украине?

4. Что такое правомерное и неправомерное поведение с точки зрения социологии?

5. Что такое правовая культура? И под влиянием каких факторов по вашему мнению она формируется?

1. Потребности и интересы личности как отображение общественных отношений.

2. Социальные программы воспитания.

Потребности являются исходным моментом человеческой деятельности. Гегель говорил, что: «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов,… и лишь они играют главную роль». Слово «потребность»часто используется в повседневной жизни. Довольно часто их отождествляют со средствами их удовлетворения. Отсюда пошло понимание потребности как нужды в чем- то: в пище, одежде, и т.д. Выходит, что потребность существует вне человека, т.е. она не присуща самому человеку – абсурд;

Еще более распространенное понимание потребности как желания. Отсюда возникает мнение, что количество потребностей бесчисленно и что потребности человека изменяются на каждом шагу и по любому поводу как картинки в калейдоскопе. О чевидно, неизменное и изменчивое должно выражаться в разных понятиях – и эти понятия потребности и желания; Они сходны лишь в одном – являются движущими силами человека, а в остальном они отличны:

1. потребности объективны, не зависят от воли и сознания человека. Желания субъективны, выражают индивидуальность человека и особенности конкретной ситуации;

2. потребности непреходящи, они движут человеком всю жизнь. Желания же кратковременны, скоротечны, имеют значения только «здесь и сейчас»;

3. потребности не подлежат оценке, желания же оцениваются как «разумные и неразумные»;

4. количество потребностей невелико, а количество желаний бесконечно;

5. потребности индивида не могут быть подавлены, отменены, а желания подавляются и иногда это даже необходимо для блага самого индивида;

6. неудовлетворение потребностей существенно тормозит развитие личности, иногда может привести к смерти (от холода, голода). Неисполнение желаний не приводит к замедлению развития личности. Желания способны замещать друг друга;

Потребности выражают биологическую или духовную природу человека, поэтому они делятся на материальные и духовные потребности. И они закладываются в каждом человеке от рождения.

Материальные потребности:

  1. потребность в производстве энергии, удовлетворяется пищей, водой, воздухом;
  2. потребность в сохранении энергии, удовлетворяется одеждой, жильем, обувью;
  3. потребность в расслаблении (релаксации), которая удовлетворяется перерывами в физической активности (отдых, сон, отпуск), половыми актами, употреблением наркотиков, спиртного табака;
  4. потребность в самосохранении удовлетворяется избеганием неприятных ощущений;

Духовные потребности:

1. потребность в познании, удовлетворяется чувственными восприятиями, информацией других лиц, собственными практическими действиями;

2. потребность в творчестве, удовлетворяется созданием чего-либо нового;

3. потребность в самоутверждении, удовлетворяется осознанием явного или мнимого превосходства над людьми в чем-либо;

4. потребность в общении, удовлетворяется обменом информации с другими людьми;

5. потребность в вере, удовлетворяется созданием предмета поклонения, либо в принятии такого предмета у других;

6. потребность в наслаждении, удовлетворяется восприятием произведений искусства;

Социология изучает как потребности, так и желания людей. Потребности выступают глубинными причинами массовых социальных изменений, поэтому их изучение, наряду с изучением ценностей и интересов, ведет к выработке истинного знания об обществе.

В повседневной жизни люди постоянно оценивают других людей, вещи, явления природы, общества. Человек не может жить, не оценивая кого- либо, и это факт оценивания свидетельствует о наличии объектов оценки - ценностной предметности. Сравнительно легко оценивать что-либо на чувственном уровне, когда благодаря ощущением человек оценивает предмет (если вкусно – съедают все). Гораздо сложнее оценивать что-либо с рациональной точки, в сознание людей внедряются оценки (воспитание и пропаганда есть не что иное, как внедрение оценок). Однако следует помнить, что нет таких объектов которые бы играли только положительную или только отрицательную роль (огонь, безработица). Каждый объект имеет двойственную оценку. Ценность – есть положительное воздействие какого либо объекта на человека, социальную группу, общество. Наряду с ценностями существуют неценности – объекты которые не удовлетворяют потребности или желания человека (камни). Объекты которые наносят вред человеку являются антиценностями (землетрясения, ураганы, наводнения);

Они все вместе (ценности, антиценности, неценности) выражают качественный аспект бытия. Осознание значимости ценностей происходит в двух ситуациях:

1. Переоценка ценностей:

- происходит периодически, зависит от возраста;

2. Ценностная ориентация:

- имеют значение при принятии важных решений;

- это мотивация при принятии тех или иных решений;

Всякий желающий понять поведение отдельных людей, социальных групп, государств, должен прежде всего узнать, какими ценностями они руководствовались в своей деятельности. Преуспевающий бизнесмен может считать своего друга неудачником, не понимая того, что у него могли быть другие ценности. Исходя из этого можно выделить несколько видов ценностей:

1. ценности личной жизни:

2. групповые ценности:

- преданность языку, культуре, традициям;

- музыка, стиль поведения, наличие «врага»;

3. общественные ценности:

- патриотизм, демократия, престиж профессии;

И что очень важно, несовпадение ценностей очень часто приводит к конфликтам.

Понятие интереса используется в разных дисциплинах: философии, психологии, правоведении. Популярность этой категории объяснил фр.философ КЛОД ГЕЛЬВЕЦИЙ: «Если мир физический починен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета». Обыденному сознанию присуще понимание интереса, как любопытства, иногда как выгоды. Однако в социологии интерес толкуется двояко:

1. интерес - это совокупность условий, ситуаций, положения дел, при котором субъект удовлетворяет свои потребности или желания;

Очень часто условия, ситуации, положение дел – не зависят от человека. И в данном случае задача субъекта воспользоваться ситуацией,

но удобные ситуации возникают не всегда, нередко их приходится создавать самим. Очень часто такие ситуации создают политики:«Люди всегда были и будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов» В.И.Ленин

Смысл данного понимания интереса состоит в ответе на вопрос «Кому это выгодно?».

2. интерес - направленность активности личности на удовлетворение потребностей или желания вне зависимости от условий удовлетворения. Французский философ ПОЛЬ ГОЛЬБАХ: «Интерес скупого заключается в том, чтобы собирать богатства, расточителя же в том, чтобы их тратить. Интерес честолюбца заключается в том, чтобы добиваться власти, чинов, отличий; интерес мудреца – в том, чтобы наслаждаться покоем; интерес распутного человека заключается в том, чтобы предаваться без разбора всякого рода удовольствиям; интерес же благоразумного человека в том, чтобы воздерживаться от удовольствий, которые могут навредить ему».

Следует помнить, что интересы могут совпадать, не совпадать, или совпадать частично. Полностью несовпадающие интересы называются антагонистическими. Именно они привлекают наибольшее внимание исследователей. Они позволяю глубже понять динамику общественной жизни. Общество движется и развивается благодаря именно антагонистическим противоречиям. «Противоречие – корень всякого движения и жизненности» Гегель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: