Особенности услуг по перевозке пассажиров и грузов как вида производственной деятельности

Рис.2 Схема производственного процесса транспортной отрасли

Рис.1 Схема взаимосвязи в области производства и потребления

Специфика транспорта как отрасли материального производства заключается в том, что с одной стороны, транспорт имеет свой производственный процесс, а с другой, транспорт не перерабатывает сырье и не создает продукции. На транспорте производственный процесс и продукция этого процесса совпадают во времени и пространстве. Поэтому перемещение грузов и пассажиров является и производственным процессом и продукцией транспорта.

Таким образом, специфика транспорта заключается в следующем:

1. Транспорт не производит новой продукции, а является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Процесс производства продукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления, поэтому транспорт является продолжением процесса производства, начатого в промышленности и сельском хозяйстве. Конечный результат производства реализуется у потребителя, этим и определяется отношение к транспорту работников промышленности и сельского хозяйства, их забота об условиях перевозки своей продукции, улучшении показателей использования подвижного состава и экономии транспортных расходов.

2. Продукция транспорта - процесс перемещения пассажиров или грузов между определенными пунктами - неотделима от процесса транспортного производства. Итак, в отличие от других отраслей материального производства, в транспортной отрасли производство и потребление продукции совпадает, выражаясь в последовательном перемещении предмета труда во времени и пространстве. Поэтому нельзя, с одной стороны, путем перевыполнения плана создать какой-то запас продукции, а с другой - невыполнение плана за некоторый период компенсировать в последующие периоды без ущерба для интересов пассажиров. Это ставит транспортные предприятия в непосредственную зависимость от колебаний спроса на перевозки, ведет к не зависящей от предприятия неравномерности производства.

3. Продукция транспорта не содержит сырья. Доля заработной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Расходы на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себестоимости перевозок имеет увеличение производительности труда, улучшение использования транспортных средств, особенно подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы или транспортного процесса.

4. Кругооборот средств, выделяемых на развитие транспорта, отличается от кругооборота средств, направляемых на развитие промышленности и сельского хозяйства. На транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс транспортной промышленности, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, конечному результату транспортной деятельности, но и непосредственно к транспортному производственному процессу. Особое значение имеют ускорение и бесперебойность транспортного процесса, сокращение сроков доставки и улучшение сохранности грузов, безотказность в работе всех звеньев транспортного конвейера, повышение качества работы каждого работника, бригады, каждого предприятия, производственного объединения, каждого вида транспорта и транспортной системы в целом. Производственный процесс транспортной отрасли можно изобразить в виде схемы, приведенной на рис. 2.

На входе системы, в месте производства товара, имеем грузы, которые необходимо доставить в место их потребления. В ходе производства за счет использования комплексного ресурса (технических средств, квалифицированного персонала, финансов, времени, искусства управления и т.д.) происходит перемещение грузов (преобразования "сырья" в "готовую продукцию", фигурирующую на выходе).

Особенность услуг по сравнению с продукцией Влияние особенности услуг по перевозке на формирование границ товарного рынка
1. Невещественный характер услуги  
2. Единство процесса производства и потребления, невозможность накопить услугу впрок  
3. Направленность непосредственно на конкретного потребителя  
4. Повышенная роль персонала в получении потребителем полезного эффекта  
5. Преимущественно массовый характер спроса на услуги  
6. Большое количество предприятий и индивидуальных предпринимателей - производителей услуг  
7. Сделанная услуга на всех стадиях ее жизненного цикла не является собственностью производителя  
8. Специфическое содержание жизненного цикла услуги по сравнению с продукцией  
9. Услуга по перевозке всегда оказывается вне территории предприятия  
10. Услуга по перевозке часто проявляется в строго определенное время  
11. Услуга по перевозке пассажира характеризуется оговоренным уровнем комфорта  
12. Тарифы на похожие услуги и условия перевозки на различных видах транспорта могут существенно отличаться  

Характеристика транспортной продукции обусловлена особенностями транспортного процесса. Особенность транспорта заключается в том, что производственный процесс на транспорте - это процесс перемещения грузов и пассажиров, и является продукцией транспорта. Поэтому транспортная продукция имеет нематериальный характер. Транспорт продолжает и завершает процесс производства до момента доставки ее в сферу потребления. Процесс производства продукции считается завершенным только тогда, когда продукция доставлена в сферу потребления, и соответственно процесс производства транспортной продукции прекращается сразу после того, как груз (пассажир) доставлен в нужное место. Итак, транспортная продукция производится только во время движения транспортного средства с грузом или пассажирами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: