Лекция №6
Лекция №5
Социализация личности
Существует 4 этапа социализации:
- Детство - 70% - формируется человеческая личность.
- Юность
- Зрелость
- Старость.
Социализации всегда помогают люди и учреждения – их называют агенты социализации. Они бывают
1) Первичные (родители)
2) Вторичные (преподаватели)
Культура как социальное явление.
Термин культура пришел из древнего Рима, где означает «возделывание земли» и только с 18 века термин стали применять к человеку и его качествам.
К – совокупность материальных памятников и духовных ценностей.
Долгое время отождествляли термин К и цивилизация. Первым разграничил их Иммануил Кант, а в начале 20 века другой немецкий философ Освальд Шпенглер противопоставил их.
Социологи считают, что цивилизация – технические достижения, а К – духовный мир человека.
Выделяют 2 основные части К:
1)Культурная статика (рассматривают К в покое)
2)Культурная динамика (рассматривают К в развитии и движении)
Выделяю элементы К:
|
|
1) Материальная - артефакты
2) Нематериальная
Одни элементы существуют в одиночестве, а другие создают К комплекс.
Та часть К, которая создана прошлыми поколениями и которая передается следующим называется культурное наследие.
В рамках всего человечества культурное наследие представляют такие элементы К, которые присущи всей К независимо от места и времени - 70 элементов (универсалии).
Существуют 3 формы К и 2 разновидности.
3 формы:
Массовая – появилась во второй половине 20 века, когда телевиденье и радио распространились во всех странах мира и стали всем доступны. У неё есть автор, она понятна всем возрастам независимо от образования.
Элитарная - создается профессионалами для привилегированной части общества.
Народная – фольклор – создается непрофессионалами. Их имена неизвестны, включает песни, танцы, музыку.
2разновидности:
1)субкультура- у каждой группа общества есть своя собственная К.
2) контркультура – такая разновидность К, которая противостоит официальной, или находится с ней в конфликте.
Регуляция поведения в обществе (социальный контроль).
Социализация касается прежде всего индивидов, это индивидуальный процесс, но проходит под контролем окружающих людей, обществе.
Соц. Контроль – механизм для поддержания порядка в обществе, включает нормы и санкции.
В обществе очень важно сохранить правила поведения, законы, ценности – помогает это сделать соц. Контроль. Он – фундамент стабильности. Его отсутствие или ослабление ведет к аномии (беззаконие).
Нормы – это правила поведения в обществе. Отличаются нормы:
1) Масштабом –одни нормы существуют в больших группах, другие в маленьких.
|
|
2) Степенью строгости наказания – одни нормы нарушишь – одно наказание, другие – другое.
Санкции – это вознаграждения (за выполнение норм) и наказание (за невыполнение).
Выделяют 4 вида санкции:
-формальные
-неформальные
-позитивные
-негативные
Позитивные | Негативные | |
Формальные | Одобрение официальными лицами и организациями(награды, премии, диплом) | Наказание по законам, указам, инструкциям(увольнение и выговор, отчисление) |
Неформальные | Одобрение от неофициальных лиц и организаций(похвала) | Наказание не предусмотренные указами и инструкциями, законами(насмешки) |
Вывод: санкции выполняют главную роль в системе соц.контроля., поведения людей контролируют другие люди на основе норм.
Формы соц.контроля:
1)внутренний контроль- человек, контролирующий сам себя. (самоконтроль). Проявление внутреннего контроля – совесть.
Соц.контроль – осуществляется за счет самоконтроля(70%).
Контроль общества (30%).
2)внешний контроль – контроль со стороны государства, общества.
3)общественное мнение – мнение большинства людей, общества.
Существует в каждом коллективе.