Схема 2
Схема 1
Коммуникация, или общение
Уроки 79-81. Общение как обмен информацией
Потребность в новых впечатлениях является одной из важнейших человеческих потребностей. Информационный голод, духовную жажду мы обычно утоляем с помощью других людей, с помощью процесса общения. Но всегда ли мы понимаем друг друга в ходе этого общения? «Счастье - это когда тебя понимают», - так написал в сочинении один из героев фильма «Доживем до понедельника».
Как быть понятыми друг другом? Что такое «общение»? Об этом мы поговорим сегодня на нашем уроке.
Итак, какие ассоциации возникают у вас при слове «общение»?
Общение - сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общение предполагает использование речевых (вербальных) и невербальных средств.
|
|
Ученые употребляют два термина «общение» и «коммуникация». Нам предстоит выяснить сущность этих понятий и проанализировать их.
Работая с п. 1 § 31 и с представленными схемами, сравните эти два понятия.
- В чем вы увидели сходство и различия процессов общения и коммуникации?
- Какие особенности процесса коммуникации можно выделить? (Особенности процесса коммуникации: взаимное информирование, которое предполагает активность с двух сторон; влияние друг на друга; наличие «общего языка»; наличие барьеров в процессе коммуникации.)
- Кто и что может стать другом и врагом коммуникации?
- Познакомьтесь с отрывком из книги современного психолога Е.И. Рогова «Психология общения» и ответьте на следующие вопросы:
- Какие виды барьеров в общении указаны в тексте?
- Какие из них в большей мере связаны с передачей, а какие с приемом информации?
- Какие из указанных барьеров вы считаете наиболее существенными для непонимания при обмене информацией?
- Сформулируйте самостоятельно правила общения, которые помогут преодолениюкоммуникативных барьеров.
- Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Прочитайте п. 2 § 31.
- Какая знаковая система используется при вербальном общении?
- Дайте характеристику речи как универсального средства коммуникации.
- Опишите ее механизм.
- Расшифруйте ее формулу, представленную в виде схемы.
- Опишите модель речевого общения из пяти элементов.
- При каких условиях речь приобретает свое значение?