Средства общения

Схема 2

Схема 1

Коммуникация, или общение

Уроки 79-81. Общение как обмен информацией

Потребность в новых впечатлениях является одной из важнейших человеческих потребностей. Информационный голод, духовную жажду мы обычно утоляем с помощью других людей, с помощью процесса общения. Но всегда ли мы понимаем друг друга в ходе этого общения? «Счастье - это когда тебя понимают», - так написал в сочинении один из героев фильма «Доживем до понедельника».

Как быть понятыми друг другом? Что такое «общение»? Об этом мы поговорим сегодня на нашем уроке.

Итак, какие ассоциации возникают у вас при слове «общение»?

Общение - сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение предполагает использование речевых (вербальных) и невербальных средств.

Ученые употребляют два термина «общение» и «коммуникация». Нам предстоит выяснить сущность этих понятий и проанализировать их.

Работая с п. 1 § 31 и с представленными схемами, сравните эти два понятия.

- В чем вы увидели сходство и различия процессов общения и коммуникации?

- Какие особенности процесса коммуникации можно выделить? (Особенности процесса коммуникации: взаимное информирование, которое предполагает активность с двух сторон; влияние друг на друга; наличие «общего языка»; наличие барьеров в процессе коммуникации.)

- Кто и что может стать другом и врагом коммуникации?

- Познакомьтесь с отрывком из книги современного психолога Е.И. Рогова «Психология общения» и ответьте на следующие вопросы:

- Какие виды барьеров в общении указаны в тексте?

- Какие из них в большей мере связаны с передачей, а какие с приемом информации?

- Какие из указанных барьеров вы считаете наиболее существенными для непонимания при обмене информацией?

- Сформулируйте самостоятельно правила общения, которые помогут преодолениюкоммуникативных барьеров.

- Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее, знаковых систем. Прочитайте п. 2 § 31.

- Какая знаковая система используется при вербальном общении?

- Дайте характеристику речи как универсального средства коммуникации.

- Опишите ее механизм.

- Расшифруйте ее формулу, представленную в виде схемы.

- Опишите модель речевого общения из пяти элементов.

- При каких условиях речь приобретает свое значение?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: