Стереотип - помогает или мешает

Вопросы

Социальная рефлексия

Вопросы

- Что такое «идентификация»?

- Приведите примеры, поясняющие смысл этого термина.

- Какую роль играет идентификация в ходе общения?

Важную роль в социальной перцепции играет самовосприятие и интерпретация собственных действий и побуждений, своих особенностей и их влияния на впечатление других людей. По-иному этот процесс называется социальной рефлексией. Само это понятие возникло давно. Еще Декарт подразумевал под рефлексией умение человека сосредоточиться на содержании своих мыслей, отвлечься от всего внешнего. Но в процессе социальной рефлексии добавляется еще и выяснение того, как понимает и воспринимает нас партнер по общению. При этом внимание наше переносится с партнера на самих себя. Человек в процессе социальной рефлексии предстает как бы в трех позициях:

• каким я являюсь в действительности;

• каким я вижу самого себя;

• каким меня видит партнер по общению.

Соответственно, эти же три позиции можно обнаружить и у партнера по общению. Все они участвуют в формировании самообраза человека.

Когда одна группа людей стремится понять, как она оценивается другими, то рефлексия называется групповой. Данное понятие очень важно для руководства предприятиями, политическими партиями, так как от этого будет зависеть их авторитет. Именно для этого социологические службы проводят многочисленные опросы общественного мнения. Лишь учитывая его, можно строить свои планы, видеть перспективу.

- Что такое «социальная рефлексия»?

- Для чего она нужна?

- Опишите ее механизм и виды.

2. Стереотипы и «эффекты восприятии»

Общение нередко строится на основе стереотипов и порождает «эффекты восприятия». Познакомимся поближе с этими понятиями. Разбейтесь на две группы.

Работая с материалами учебника, дополнительным материалом, выполните следующие задания:

1. Охарактеризуйте и проанализируйте стереотипы и эффекты восприятия.

2. Определите степень влияния эффектов восприятия на взаимопонимание.

3. Проанализируйте влияние стереотипов: помогают или мешают?

Стереотип - устойчивый образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации. Это привычный нам взгляд, штамп, к которому мы обращаемся при взаимодействии с этим явлением. Несмотря на то, что стереотипы не всегда точны, они позволяют нам существенно сократить время реагирования на изменяющуюся реальность, ускорить процесс познания. Таким образом, они выполняют функцию упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой как бы прибор «грубой настройки», позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Каждый стереотип имеет свою сферу социального применения: используется при оценке групповой, национальной или профессиональной принадлежности человека.

Б ходе стереотипизации мы классифицируем поведение окружающих и пытаемся объяснить причины путем отнесения к уже известным (или кажущимся известными) явлениям, т. е. отвечающим социальным стереотипам. Такие «житейские обобщения» исследовал психолог Гордон Олпорт. Например, в вашем классе есть дети, которые носят очки. И учителя, и все школьники воспринимают их как более умных, прилежных и трудолюбивых. То же самое относится к людям, имеющим высокий лоб. Эта ассоциация возникает потому, что считается, будто дети, носящие очки, могли повредить зрение, если с детства читали много книг, а люди с высоким лбом имеют большое пространство для мозга и т. д. Эксперименты Гордона Олпорта показали, что испытуемые видели в пожилых и полных мужчинах людей надежных, уверенных в себе, а улыбающихся людей воспринимали как умных и доброжелательных.

Именно на стереотипности восприятия людей построена наука физиогномика (от греч. physis - природа, gnomon - знающий) - учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей. Физиогномисты старались «научно» по внешним признакам устанавливать психологические особенности этого типа. Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляя его характер, как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Так, по Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень; широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, - глупость; нос, как у льва, - важность; волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, - робость; волосы жесткие, как у львов и кабанов, - храбрость.

Наиболее известной стала физиогномическая система Иоганна Кас-пера Лафатера, считавшего основным путем познания человека изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т. д. Так, о гениальности Гете, по мнению Лафатера, в наибольшей степени свидетельствует его нос, который «знаменует продуктивность, вкус и любовь - словом, поэзию».

При описании особенностей другого человека физиогномисты использовали в качестве определяющих самые различные признаки. Так, помимо носа, внимание уделялось рту человека. Лафатер в своей «Физиогномии» писал: «Все, что содержит человеческое естество, вложено в его уста. Как в спокойном состоянии, так и в бескрайнем разнообразии своих движений они содержат целый мир характеров. Они - главная резиденция разума и безумия, силы и слабости, добродетели и порока, деликатности и грубости человеческой, они - резиденция любви и ненависти, искренности и лицемерия, смирения и гордости, истины и лжи». А Делестр отмечал, что степень сжимания губ прямо пропорциональна твердости характера; расслабленные губы - признак обладания «женскими» чертами характера (мягкость, любезность), и чем больше, тем выраженнее (у глупого человека, например, рот вообще открыт). Это объяснялось тем, что даже когда человек смеется, на его лице рефлекторно возникает определенная маска, соответствующим образом связанная с характером. Улыбка может быть самодовольной, сладкой, счастливой, светлой, холодной, насмешливой, кроткой, глупой и пр.

Характерные черты человека проявляются не только в мимике его рта, но и в речи. Человек раскрывается как в содержании речи, т. е. в том, о чем преимущественно он говорит, так и в форме речи, в том, как он говорит. Великие писатели нередко подчеркивали характер героев своих произведений через их речь. Оклик Простаковой: «Лежит! Ах, она бестия! Лежит! Как будто благородная!..» - свидетельствует о бессердечии, грубости, жестокости «благородной» дворянки по отношению к преданной ей Еремеевне.

Однако самым важным показателем характера считались глаза человека. Еще древние говорили: «Глаза - это зеркало души». Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются признаком глупости. Л.Н. Толстой различал, например, хитрые глаза, лучистые, светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Он писал; «Есть люди, у которых одни глаза смеются, - это люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеется без глаз, - это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны».

В настоящее время под эти чисто беллетристические факты пытаются подвести научные доказательства. Американские психологи Дж. Глайв и Э. Клери после пятилетнего изучения черт характера и примерно 10 тыс детей доказали, что дети с темными глазами обладают большей жизненной инициативой и более неспокойным характером, нежели дети со светлыми глазами. У взрослых возможны некоторые отклонения.

Авторы утверждают, что люди с темно-голубыми глазами весьма настойчивы, но имеют склонность к сентиментальности. Они легко поддаются настроению, долго помнят обиды, бывают капризны, иногда их поступки непредсказуемы. Люди с темно-серым цветом глаз - упрямы и смелы, они настойчивы и добиваются всего, несмотря на различные трудности; бывают вспыльчивы и злопамятны; ревнивы, большей частью однолюбы.

Те, кто обладает темно-карими глазами, веселы, остроумны, вспыльчивы, но отходчивы; влюбчивы, но не очень постоянны; общительны, любят юмор, легко сходятся с людьми.

Наиболее популярны, живучи и далеко не всегда верны этнические стереотипы - образы типичных представителей определенных наций. Даже не имея личного опыта общения, мы наделяем иностранцев строго фиксированными чертами внешности и особенностями характера. Таковы характерные для нашей культуры стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, педантичности немцев, легкомыслии французов, эксцентричности итальянцев.

Также велика живучесть профессиональных стереотипов. Мы, не работая в данных сферах, не задумываясь, говорим о дисциплинированности военного, точности математика, строгости прокурора, сердечности медсестры. М.Я. Басов писал: «Когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, художнике, актере и т. п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп». Хотя при этом внутри каждой профессии есть совершенно разные люди, они объединяются, сливаются в образ типичного профессионала.

Действительно, чем проще, однороднее деятельность, выполняемая человеком, чем меньше поле проявления его активности, тем больше сфера образования стереотипов. Упражнять свою сообразительность становится таким тупым и невежественным, каким только может стать человеческое существо».

Есть и другая тенденция образования внутрипрофессиональных стереотипов. В каждой профессии имеются свои стереотипы солдата, ученика, преступника, больного. Исследования психологов показали, например, что в результате длительного нахождения в профессии восприятие учителя изменяется: в его сознании формируется стереотипный образ идеального ученика. Как правило, это такой ученик, который поддерживает учителя в роли хорошего педагога и делает его работу приятной: исполнительный, готовый к сотрудничеству, стремящийся к знаниям, дисциплинированный.

Важно, что ожидания, формирующиеся у учителей по отношению к ребенку, и в самом деле начинают определять его реальные достижения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: