Итог
Истина и заблуждение.
Виды истины
- Какие ассоциации возникают у вас при словах «абсолютная истина»?
- Достижимо ли такое знание?
- Прокомментируйте следующую притчу.
Однажды Мастер сказал своим ученикам:
- В мире нет абсолютной истины. Один из учеников спросил:
- А эта истина абсолютна?
- Конечно же, нет, - улыбнулся Мастер.
- Приведите примеры из математики, когда, казалось, абсолютные истины не выдерживали проверки временем.
Поэтому большинство философов рассматривают абсолютную истину как идеал или предел, к которому стремится наше знание.
На пути к этой цели мы получаем относительные истины. Сравните два понятия: «абсолютная истина» и «относительная истина».
- Что их объединяет?
- Какие различия вы видите?
- Попробуйте самостоятельно сформулировать закон соотношения этих двух категорий. Объясните свой выбор.
В одном городе был открыт музей шарлатанства. Здесь представлены всевозможные бутылочки с «чудодейственными микстурами» против всех болезней; есть и «спектометр», излечивающий якобы все недуги, и музыкальный электрод. «Изобретения» выставлены в закрытых витринах. И все же посетители музея растаскивают экспонаты и потихоньку глотают таблетки.
|
|
- Чем можно объяснить сохранение в людях даже в век бурного научного прогресса веры в чудеса?
Если мы обладаем таким мощным и эффективным инструментом познания - мозгом, понимаем, что такое «истина», стремимся тс истинным знаниям, то почему в жизни сплошь и рядом мы заблуждаемся, заходим в тупик?
- Работая с последним пунктом § 22, исследуйте проблему соотношения истины и заблуждений, выпишите в свои тетради истоки человеческих заблуждений.
Истоки человеческих заблуждений:
• Причины заблуждений кроются в некоторых особенностях познавательной деятельности человечества. Ф. Бэкон назвал их «идолами», он сравнивал ум человека с зеркалом, которое искривляет мир.
• Э. Мах считал, что для выявления причин заблуждений полезно обратиться к тем реальным случаям из истории науки, опыта отдельных людей, когда познавательная деятельность заканчивалась неудачей.
• Современная психология выявила некоторые механизмы восприятия и мышления, которые приводят нас к ложным умозаключениям.
• Отсутствие полной и точной информации о предмете изучения.
• Поскольку наша способность осмысливать информацию небезгранична, часто принимается решение, основанное не на анализе, а на стереотипе.
- Каково классическое определение истины как философского понятия?
- В чем вы видите объективность истины?
- Каковы критерии истины?
|
|
- Какие свойства и формы истины вы знаете?
- Что такое «абсолютная» и «относительная» истины?
- Выполните задания к параграфу.
Домашнее задание Выучите § 22, выполните задания.
В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское и др. И далеко не всегда процесс познания совершается за письменными столами или в научных лабораториях. Не всегда люди стремились и к академическим знаниям. Всякая молитва, говорил И,С. Тургенев, сводится к одному: «Господи, сделай так, чтобы дважды два не было четыре».
- Действительно, нужна ли человечеству вера в чудесное?
- Какую роль играла фантазия в процессе познания истины?
- Помогает ли искусство лучше понять мир? Поразмышляем над этими вопросами.
Даже сейчас, в XXI в., большинство людей черпают сведения о мире отнюдь не из научных трактатов. Как грибы, растут астрологические прогнозы, появляются объявления с обещаниями решить все проблемы от «знаменитых» ясновидящих, необычайно популярными стали массовые оздоровительные сеансы по телевизору. Следовательно, наряду с наукой существует множество путей познания. Об этом и пойдет речь на уроке, который я предлагаю провести в виде ролевой игры.