Буддизм
Центром учения являются четыре благородные истины:
1. Существование человека неразрывно связано со страданием.
2. Причиной страдания является жажда, ведущая через радости и страсти к перерождению, рождению вновь.
3. Устранение причин страдания заключается в устранении этой жажды.
4. Путь, ведущий к устранению страданий - восьмеричный путь:
• Правильное суждение - правильное понимание жизни как сосредоточения скорби и страданий.
• Правильное решение - решимость проявлять сочувствие ко всем живым существам.
• Правильная речь - бесхитростная, правдивая, дружественная и точная.
• Правильная жизнь - соблюдение предписаний нравственности - знаменитых пяты заповедей (Панчащила), которых должны придерживаться как монахи, так и светские буддисты. Это следующие принципы: не вредить живым существам; не брать чужого; воздерживаться от запрещенных половых актов; не вести праздных и лживых речей; не употреблять опьяняющие напитки.
• Правильное стремление.
• Правильное внимание.
|
|
• Правильное сосредоточение.
• Отвергается как жизнь, посвященная чувственным удовольствиям, так и путь самоистязания.
Существуют несколько способов очистить карму:
1. Стать аскетом-отшельником: «Пересекая потоки существования, откажись от того, что между ними. Если ум освобожден, то, что бы ни случилось, ты не придешь снова к разрушению и старости».
2. Занятия йогой (соединение, связь). Ее отдельные ступени:
• самообладание;
• овладение дыханием при определенных положениях тела;
• изоляция чувств от внешних влияний;
• концентрация мысли;
• медитация;
• отторжение - освобождение от телесной оболочки. (Проверка плана-конспекта и подведение итогов работы по первому вопросу.)
Таким образом, древние индийцы верили в живую Вселенную, человека считали неотделимой частью этого организма, так как жизнь для них не сводилась лишь к биологической ее форме, они имели право стремиться к бессмертию в других мирах и свято верили в бессмертную душу, стараясь не засорять ее злом и безобразными поступками.
3. Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»
Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Существует множество философских школ. Познакомимся с некоторыми из них.
Природы Космос Человек
Человек занимает срединное положение в мире.
Он должен преодолеть расколотость мира на два начала: ян (свет) и инь (тьма).
Дао - путь (все в мире находится в пути, в движении, в изменении, все непостоянно и конечно).
Следовательно, человек должен жить по принципу: «Передаю, но не творю». Человек - не царь Вселенной, не покоритель природы. Даосизм отвергает какое-либо усилие не только индивида, но и всего общества. Усилия общества, порожденные цивилизацией, ведут к противоречию человека и мира, к дисгармонии, ибо «если кто-либо захочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет присвоить его, потеряет его».
|
|
Человек должен следовать естественному ходу вещей, т. е. соблюдать «меру вещей». Недеяние, или, скорее, деятельность без нарушения иной меры, является не поощрением к деструктивной пассивности, но объяснением сообщества человека и мира на единой основе, которой является дао.
Человек может быть бессмертным как телом, так и душой. Для этого необходимо выполнение особых упражнений (духовное созерцание, дыхательные упражнения, половая гигиена), чем-то напоминающих йогу.