Первый социолог, который уделил внимание разработке собственно социологической методологии.
Дюркгейм рассматривал общество как реальность «особого рода» (реальность sui generis), состоящую из социальных фактов.
Социальные факты – некоторые способы мышления, действия, поведения, обладающие по отношению к индивиду особой принудительной силой, заставляющие его действовать определенным образом. Социальные факты существуют объективно, то есть вне зависимости от желания или нежелания (понимания или непонимания, разницы трактовок) субъектов (индивидов).
- Как проявляются? в давлении общества на индивида при невыполнении им (индивидом) действия, обусловленного социальным фактом.
- Откуда берутся? социальные факты – следствие взаимодействия людей в конкретных ситуациях, выработанные определенные решения в конкретных ситуациях, приобретающие собственную силу и самостоятельность существования по отношению к человеку.
Метод Э. Дюркгейма: необходимо исследовать соц. факты как вещи.
|
|
Человек подходит к описанию/изучению какого-либо предмета/явления, обычно уже имея некоторые представления об этом предмете или явлении в голове. Достаточно сложно отстраниться от представлений, существующих в человеческой голове, установок «как должно быть», мнений, эмоций, ведь всё это – следствия собственного опыта. Особенно, касаясь социальных явлений, большинство людей берутся судить, «как должно быть». Поэтому именно в социальном знании как ни в каком другом необходимо устранить оценочный момент и исследовать социальные явления как вещи (то есть, устранив все предпонятия – термин Дюркгейма, максимально объективно).
|
Работа «Самоубийство» (1897 г.): в зависимости от уровня интегрированности, сплочённости общества индивид чувствует себя по-разному.
И количество самоубийств также зависит от степени социальной интеграции (включенности индивида в дела своей социальной группы).
В связи с этим он выделяет четыре типа самоубийств:
эгоистическиеальтруистическиеаномические фатальные
(Причина: (Причина: (аномия – отсутствие (Причина: человек
общество общество норм) данный тип «перекормлен» обществом)
недостаточно слишком суицида характерен Пример: 1. новобранец
интегрировано) интегрировано) в периоды масштабных в армии страдает от
социальных изменений, избытка контроля
когда происходит смена 2.тоталитарный режим
ценностных ориентаций
старые ценности объявляются
недействительными, а новые
|
|
ещё не «работают».
Пример: советское общество
1990-х гг.
Работа «О разделении общественного труда» (1883):
|
I. Господство механической солидарности
II. Господство органической солидарности
Именно благодаря разделению труда формируется новый тип общественной солидарности (не экономическое, а социальное следствие разделения труда подмечено Дюркгеймом)
I. Господство механической солидарности
Изначально люди живут вместе, они связаны, но связь эта – между «такими же, как я» (на основе близости представлений о жизни, сходства точек зрения)
II. Господство органической солидарности
С развитием разделения труда появляется необходимость общения и связи с людьми «не такими, как я», мотивы солидарности – экономические.
Макс Вебер (1864 – 1920 гг.)
В отличие от Дюркгейма Вебер не рассматривает общество как целое, обладающее особыми свойствами, а фиксирует внимание на конкретных людях, их деятельности (социологический номинализм).
Разрабатывал идею «понимающей» социологии – социологии, стремящейся не описать и проанализировать, а проникнуть в суть, понять. Что понять? Социальное действие индивидов – это и есть предмет социологии (определение см. ранее в пункте «Является ли социология наукой»)
Как понять?
У М.Вебера собственная методология исследования социальной реальности – «идеальные типы».
Идеальный тип – некая конструкция, модель объекта, с которой объект сравнивается, при этом выделяется исключительное и общее данного объекта. Это именно конструкция, она изобретена, придумана (сродни конструкциям «идеальный газ», «абсолютный вакуум»), это не есть суммирование впечатлений и данных об объекте реальности (идеальный тип капитализма создан не на основе анализа и обобщения черт капитализма в разных странах, а на основе абстрактного анализа процесса кап. развития и того, что с этим связано).
Идеальные типы социального действия:
(в основе типологии – принцип убывания рациональности)
целерациональноеценностно-рациональноетрадиционноеаффективное
(рационально (в основе не только (действие по (действие под
ставится цель рациональность, но и привычке) воздействием
и рационально ценностные мотивы) сильных эмоций;
выбираются средства) на грани поведения
и осознанного действия)
Как же предсказать человеческие действия?
Вебер был убеждён, что современное общество имеет тенденцию к увеличению рациональности → чем дальше, тем чаще люди будут действовать все с большей и большей рациональностью.
Данная убеждённость М.Вебера в нарастании рациональности в современном обществе основывалась, в частности, на его анализе:
- Властных структур современного общества (бюрократия как рациональный инструмент осуществления господства)
- Капитализма (анализ связи между господством религиозных норм и развитием капитализма – знаменитая работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1905): общая основа протестантской этики и духа капитализма – рациональность – отношении к миру с точки зрения целесообразности, эффективности, полезности)
В дальнейшем выводы Вебера критиковались:
- Мишель Крозье доказал, что бюрократия зачастую иррациональна, причем, только так она и может существовать (книга «Феномен бюрократии», 1964).
- И современники Вебера (Вернер Зомбарт), и современные нам исследователи ставят под сомнение наличие непосредственной связи между этикой протестантизма и развитием капиталистических отношений.
М.Вебер разработал типологию господства
Харизматическое Л егальное
(люди подчиняются власти Традиционное (на основе веры в закон,
на основании харизмы, (господство на на четко регламентированных,
|
|
личных качеств лидера) основе традиций) законодательно закрепленных
процедурах)
Легитимность власти – признание существующего строя.