Сожержание

Фрейдина Елизавета Васильевна

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Курс лекций


Управление качеством: курс лекций

Материал курса лекций выстроен на современной методической базе по теории управления качеством, начало которого – истоки рождения философской категории «качество» и раскрытия сути этого понятия. Изложены основы измерения качества и каталогизации показателей, характеризующих свойства продукции. Дано обобщение развития науки менеджмента качества и моделей управления качеством, рассмотрены алгоритм создания, функции и процессы системы менеджмента качества, изложены основы экономики, стандартизации качества продукции и сертификации её.

Настоящий курс лекций разработан в соответствии со стандартом Министерства образования Российской Федерации на дисциплину «Управление качеством» и предназначено для студентов и магистрантов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Экономика и управление на предприятии».


Предисловие …………………………………………………………………………..6

Глава 1. Качество как общенаучная категория……………………………………..9

1.1. Философские аспекты и развитие понятия качества.........................................9

1.2. Экономические аспекты качества…………………………………………….10

1.3. Социальные аспекты качества……………………………………………………. 13

Вопросы для контроля знаний………………………………………………………….14

Глава 2. Категории продукции, её свойства и измерение качества ……………. 14

2.1. Основные категории продукции…………………………………………………..14

2.2. Введение в науку измерения и оценки качества продукции…………………….16

2.3. Характер свойств и классификация показателей качества продукции…………17

Вопросы для контроля знаний …………………………………………………………..19

Глава 3. Каталогизация показателей и уровень качества продукции…………..20

3.1. Введение в каталогизацию показателей качества………………………………….20

3.2. Показатели назначения продукции…………………………………………………20

3.3. Показатели надежности продукции……………………………………………… 21

3.4. Технологически–ориентированные показатели качества продукции ………….22

3.5. Социально-ориентированные показатели качества продукции………………….. 22

3.6. Нормативно-ориентированные показатели качества продукции………………. 24

3.7. Показатели роли свойства в оценке качества продукции …………………….. 25

3.8. Виды показателей в зависимости от количества измеряемого свойства

продукции…………………………………………………………………………….26

3.9. Методы оценки уровня качества продукции……………………………………….27

Вопросы для контроля знаний………………………………………………………….. 29

Глава 4. Концепции формирования качества продукции………………………. 29

4.1. Определения основных концепций …………………………………………………29

4.2. Ориентация на улучшение восприятия качества продукции………………… … 30

4.3. Ориентация на продукцию нового функционального качества………………… 31

4.4. Ориентация на ожидаемое потребителем качество продукции……… ……..31

4.5. Ориентация на базовое качество продукции ………………………………………32

4.6. Ценностная ориентация в формировании качества продукции…………………..33

4.7. Ориентация на производство безопасной продукции……………………………. 34

Вопросы для контроля знаний………………………………………………………….. 34

Глава 5. Эволюция в управлении качеством……………………………………….. 35

5.1. Этапы развития деятельности по управлению качеством………………………..35

5.2. Цели и функции в моделях управления качеством………………………………36

5.3. Основные направления в развитии теории управления качеством ……………38

Вопросы для контроля знаний……………………………………………………………39

6. Методологические аспекты менеджмента качества……………………………..40

6.1. Принципы менеджмента качества ………………………………………………… 40

6.2. Развитие концепций менеджмента качества…………………………………….. 42

6.3. Развитие методологии «процессный подход» в управлении качеством…………45

Вопросы для контроля знаний……………………………………………………………47

Глава 7. Основы построения системы менеджмента качества…………………….47

7.1. Цели и подходы к организации системной деятельности в области качества… 47

7.2. Процессно-функциональная модель системы менеджмента качества……………48

7.3. Этапы построение системы менеджмента качества………………………………..50

7.4. Документирование системы менеджмента качества……………………………….51

7.5. Аудит системы менеджмента качества…………………………………………….. 52

7.6. Организационная структура системы менеджмента качества…………………… 53

Вопросы для контроля знаний……………………………………………………………54

Глава 8. Ответственность руководства организации в области качества………..54

 
8.1. Функции высшего руководства организации в области качества………………….54

8.2. Прогнозирование потребностей и ожиданий заинтересованных сторон ………. 55

8.3. Разработка политики и стратегических целей в области качества……………….56

8.4. Взаимодействие организации с заинтересованными сторонами………………... 57

8.5. Внутренний обмен информацией и оценка деятельности в области качества…….58

Вопросы для контроля знаний…………………………………………………………….60

Глава 9. Менеджмент ресурсов в области качества………………………………… 60

9.1. Классификация назначение ресурсов……………………………………………… 60

9.2. Особенности управления человеческими ресурсами……………………………… 63

9.3. Особенности обучения персонала управлению качеством………………………….64

Вопросы для контроля знаний……………………………………………………………..65

Глава 10. Современный подход к планированию качества продукции …………..66

10.1. Понятие и цель планирования качества продукции ……………………………… 66.

10.2. Взаимосвязь планирования качества с процессами ЖЦП………………………….67

10.3. Технология планирования качества продукции…………………………………….68

10.4. Подготовка информации и построение матрицы связей …………………………69

10.5. Установление корреляционной связи характеристик качества……..……………71

10.6. Оценка конкурентов…………………….. ………………………………………… 72

10.7. Оценка достижения целевых ориентиров качества продукции………………….74

10.8. Построение интегрированной матрицы планирования качества продукции… 74

Вопросы для контроля знаний…………………………………………………………….75


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: