Публичная политическая власть в Советской России

Литература

План

Лекция 13. Посттоталитарное Российское государство

1. Публичная политическая власть в России до начала 90-х гг. ХХ в.

2. Функции Российского государства.

3. Механизм и форма Российского государства.

1. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебное пособие. – М., 1996.

2. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М., 1999.

3. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // ГиП. – 1993. - № 6.

4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. – М., 2000.

5. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб и доп. – М., 1996.

6. Сырых В.А. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998.

7. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.

8. Теория права и государства: Учебник для вузов / Под ред. Г. Н. Манова. – М., 1996.

9. Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и форма // ГиП. – 1997. - № 1.

1.1 Особенности публичной политической власти

в России до октября 1917 г.

Когда речь идет об истории публичной политической власти в России, то мы сталкиваемся по меньшей мере с тремя основными подходами к её интерпретации.

Большинство российских историков, политологов и правове­дов, занимающих традиционные для отечественной науки позиции, считают, что до 1917 года в России существовало государство с монархической формой правления, имперской формой государст­венного устройства и недемократическим политическим режимом. Сторонники так называемого марксизма - ленинизма уточняли, что власть в этом государстве находилась в руках дворян - помещиков и буржуазии, использовавших её для эксплуатации рабочих и кре­стьян. Для дореволюционной России были характерны такие тра­диции, как общинность, соборность, державность, ценность труда, духовность. Падение монархии в 1917 году было предопределено тем, что она сопротивлялась начавшемуся во второй половине XIX века процессу демократизации и установлению в России конститу­ционно - демократического строя (см. Теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.Я. Корельского и В.Д. Перевалова.- М., 1997.-С.187-188).

Сторонники либертарного правопонимания убеждены, что до 1917 года в России публичная политическая власть существовала не форме государства, а в форме восточной деспотии, так как в стране отсутствовала частная собственность и все социальные группы были не свободны по отношению к монарху - деспоту. Ав­тор оригинальной концепции развития публичной политической власти от государственности к государству В.Б.Пастухов доказы­вает, что в 1917 году Российская государственность находилась на стадии государства «в себе» или государства - класса, в то время как в Европе и США сформировались государства - нации (см. Бастухов В.Б. От государственности к государству: Европа и Рос­сия // Полис.- 1994.- № 2).

В любом случае исследователи обращают внимание на отсут­ствие в дореволюционной России гражданского общества, прав и свобод человека, апартийный характер политической системы, централизацию власти, антидемократический характер её формирования и многое другое. Это принципиально отличало её от публичной политической власти в европейских государствах.

Ученым ещё предстоит провести всесторонние исследования особенностей публичной политической власти в Советской России. В настоящее время эта проблемы, относится к числу остро дискуссионных.С позиций легизма и социологии публичная политическая власть в годы Советской власти однозначно носила государственный характер. В этом случае в истории советского государства выделяют не­сколько периодов:

1) военной диктатуры;

2) НЭПа;

3) тоталитаризма;

4) авторитаризма.Либертаристы, в свою очередь, отрицают существование в этот период государства и считают формой публичной политиче­ской власти в советское время такую разновидность деспотии в XX веке, как тоталитаризм.

И те и другие сходятся во мнении, что политическому режиму в СССР были присущи следующие особенно­сти:

1) неограниченная и бесконтрольная высшая власть, сосредо­точенная в руках генерального секретаря коммунистической партии и осуществляемая через милитаризованный чиновничье - бю­рократический аппарат;

2) реализация власти неправовыми методами насилия, массо­вого террора, произвола и беззакония; попирание закрепленных в Конституции 1936 года прав и свобод граждан.

3) отсутствие разделения властей, демократических начал в формировании и деятельности советов - конституционных органов власти, проводивших в жизнь указания генсека и директивы пар­тийной номенклатуры; строгий сверхцентрализм;

4) огосударствлевание общества, которое тотально контроли­ровалось административно - карательным аппаратом; распростра­нение политической власти на все сферы жизни общества, в том числе и экономику, господство монопольной государственной соб­ственности и планово - командных методов хозяйствования;

5) однопартийная политическая система с одной, строго цен­трализованной партией, элита которой стояла над обществом;

6) массовая идеологическая обработка сознания населения, обеспечивающая легитимизацию режима.

В литературе ведутся дискуссии о том, является ли этот режим воплощением идей социализма или, наоборот, их искажением, подменой. По - разному учёные отвечают на вопросы о том, чем объясняются очевидные успехи тоталитарного режима в ряде сфер жизни общества, оставался ли он тоталитарным после смерти Ста­лина и хрущёвской «оттепели», подлежал ли он реформированию и др.

В 1985 году, в условиях стагнации режима, была предпринята очередная попытка осуществления экономической реформы. Вско­ре началось и радикальное реформирование политической систе­мы. Однако вместо ожидаемых положительных результатов страна столкнулась с сепаратизмом, национализмом, «парадом суверенитетов», противо­стоянием властей и т.п. явлениями, которые разрушали основы общества и привели к распаду СССР.

Этот период в истории отечественной публичной власти В. В. Пастухов называет государством - бюрократией, когда созда­ются предпосылки для превращения государственности в совре­менное государство - нацию.

После провозглашения суверенитета Российской Федерации начинается период перехода страны к рыночной экономике, демо­кратии и современному государству. Этот процесс протекает бо­лезненно и трудно.

2.1. Внутренние функции Российского государства.

Одним из важнейших условий перехода к правовому и соци­альному государству является эффективная, динамично развиваю­щаяся рыночная экономика. В связи с этим в настоящее время на первый план выдвигается экономическая функция Российского государства.

Экономическая функция в условиях многоукладной экономи­ки реализуется по двум взаимосвязанным направлениям:

1) установления форм и методов воздействия на различные виды хозяйствования;

2) обеспечения надёжной охраны и защиты всех форм собст­венности.

Методы реализации экономической функции зависят от форм собственности и видов хозяйствования. Если к государственному сектору экономики государство должно относится как хозяин, ис­пользуя методы гибкого планирования, государственного заказа, материального стимулирования и т.п., то по отношению к негосу­дарственным предприятиям оно может прибегать только к эконо­мическим и правовым средствам.

Важнейшей задачей государства является защита всех форм собственности от расхитителей, преступников. Для этого необхо­димо совершенствовать старые и принимать новые законы, на­правленные на охрану экономической основы государства, повы­шать эффективность работы правоохранительных органов.

Вторая важнейшая функция - социальная. Статья 2 Конститу­ции Российской Федерации гласит: «Российское государство - со­циальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Осуществляемые с 1997 года реформы привели к резкой диф­ференциации населения страны на бедных и богатых, в то время как их важнейшей задачей является создание среднего слоя граж­дан, выступающих в высокоразвитых государствах основой демо­кратии и стабильности. Для успешного продолжения реформ Рос­сийскому государству необходимо в кратчайшие сроки остановить падение уровня жизни большинства населения, усилить мотивацию трудовой и предпринимательской деятельности наиболее активных граждан, более равномерно распределять бремя экономического кризиса между различными социальными группами, адресно помо­гать наименее защищенным социальным слоям и т.д.

Органически связана с экономической и социальной функция по налогообложению и взиманию налогов. Государству необхо­димо принять такой налоговый кодекс, который бы стимулировал развитие производства и объективно способствовал высокой соби­раемости налогов. Уплату налогов необходимо превратить в одну из важнейших обязанностей граждан и организаций, так как от этого во многом зависят финансовые возможности государства, вы­полнением им всех остальных своих функции.

Важнейшей является и функция обеспечения прав и свобод граждан, законности и правопорядка. В Конституции говорится, что Россия - правовое государство. Это означает, что первоочеред­ной задачей государства является всесторонняя гарантия и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина. Необхо­димо создавать развитую и доступную систему юридической по­мощи населению.

Глобальный характер экологических проблем и их острота в Российской Федерации придают самостоятельное значение функ­ции охраны природы и окружающей среды. Право граждан на благоприятную окружающую среду занесено в Конституцию. По­этому обязанность всех органов государства целенаправленно и последовательно решать эту задачу является конституционной. Ученые отмечают, что назрела необходимость в научно обосно­ванной концепции перехода России на модель устойчивого разви­тия, обеспечивающую сбалансированное решение социально - эко­номических и экологических проблем.

Выход российской экономики из кризиса диктует необходи­мость развития науки и техники, что определяет важное значение такой функции государства, как стимулирование научно-технического прогресса. Неудовлетворительное выполнение этой функции в 90-е годы привело к тому, что за рубеж выехало больше 80 тысяч ученых, страна потеряла около 400 млрд. долларов. Стра­на стала терять современную техническую инфраструктуру и цен­нейшие отрасли производства. Если эти негативные процессы не удастся остановить, то Россия превратиться в сырьевой придаток высокоразвитых стран и рынок сбыта дешёвых товаров, произво­димых за рубежом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: