Статья 288. Незаконная охота

Статья 288 УК РК предусматривает уголовную ответствен­ность за незаконную охоту.

Более детальное рассмотрение объективных и субъективных признаков данного состава преступления дается в диссертации С. М. Иманбаева1.

Согласно ч. 1 ст. 288 УК РК незаконной охотой признается охота, совершенная:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на особо охраняемых природных территориях и на территориях с чрезвычайно экологической ситуацией.

Родовым объектом рассматриваемого преступления являет­ся право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду. Непосредственным объектом незаконной охоты являют­ся общественные отношения в области рационального исполь­зования, охраны, воспроизводства и обеспечения экологичес­ки необходимой численности животного мира.

Все дикие звери и птицы, в том числе выпущенные в целях разведения в охотничьи угодья РК, независимо от того, в чьем ведении находится территория, на которой они обитают, состав­ляют государственный охотничий фонд. Его охрана и исполь­зование регулируется специальными правилами Эти правила изложены в Законе РК «Об охране, воспроизводстве и исполь­зовании животного мира» от 9 июля 2004 г.

Охота — это вид специального пользования животным ми­ром, при котором осуществляется изъятие видов животных, являющихся объектом охоты, из среды обитания (п. 1 ст. 32 За­кона).

Под незаконной охотой следует считать выслеживание с целью добычи, или сама добыча диких птиц и зверей без соот­ветствующего разрешения либо вопреки запрету, либо лицом, не имеющим право на охоту или незаконно получившим ли­цензию на осуществление охоты, либо осуществление охоты вне ведомственных мест, в запрещенные сроки, запрещенными ору­диями и способами (п. 9 нормативного постановления Верхов­ного Суда РК от 18 июня 2004 г. «О применений судами зако­нодательства об ответственности за некоторые экологические преступления»).

Незаконная охота признается преступлением лишь при на­личии одного из следующих, указанных в законе, признаков:

а) с причинением значительного ущерба. В соответствии с примечанием к ст.288 УК РК под значительным ущербом сле­дует понимать размер ущерба в сто и более раз, превышающий
месячный расчетный показатель. Данный признак впервые введен в ст. 288 УК РК Законом РК от 9 декабря 2004 г. Согласно внесенным изменениям, причинение крупного ущерба образует особо квалифицированный состав, предусмотренный ч. 3 ст. 288УКРК;

б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей. Кроме того, в результате такой охоты, особенно при применении взрывоопас­ных веществ и газов, появляется значительное количество ис­калеченных птиц и зверей. Механическими транспортными средствами являются автомашины различных марок и назначения, мотоциклы, катера, моторные лодки и т.д. В законе гово­рится также и о воздушном судне, например им может быть вертолет, самолет. Необходимо отметить, что данный квалифи­цирующий признак возможно вменить только в том случае, когда транспортное средство используется непосредственно как орудие охоты и в процессе охоты, а не как средство доставки нарушителей к месту охоты или перевозки добытого;

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена. Перечень птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, содержится в Типовых правилах охоты, утвержден­ных Главным управлением по охране животного мира 13 февраля 1991 г., либо в постановлениях Правительства РК, например: постановлении Правительства РК от 14 февраля 1997 г. № 219 «Об утверждении программы сохранения, восстановления и исполь­зования хищных птиц Республики Казахстан»; постановлении Правительства РК от 29 апреля 1999 г. № 527 «О мерах по охране и воспроизводству сайгака».

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения птицы и звери включаются в Красную книгу РК постановлениями Пра­вительства. Так, к примеру, имеются следующие постановле­ния: постановление Правительства РК от 19 июня 1998 г. № 573 «Об утверждении Перечня видов беспозвоночных животных для занесения в Красную книгу Республики Казахстан»; постанов­ление Кабинета Министров РК от 21 августа 1995 г. № 1152 «Об утверждении Перечня видов и подвидов животных, занесенных в Красную книгу Республики Казахстан», «Перечня видов охот­ничьих животных, разрешенных к добыче в Республике Казах­стана, «Перечня охотничьих животных, добыча которых разре­шается по лицензиям в Республике Казахстан». В настоящее время в Красную книгу РК включены 129 видов и подвидов по­звоночных животных: млекопитающие - 42 вида; птицы - 58 ви­дов; пресмыкающиеся — 10 видов; земноводные — 3 вида; рыбы — 16 видов и беспозвоночные животные - 106 видов;

г) на особо охраняемых природных территориях и на терри­ториях с чрезвычайно экологической ситуацией.

В соответствии со ст. 1 Закона РК «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 июля 1997 г. и ст. 67 Закона РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г. особо охраняемые природные территории — это участки земель, вод, ле­сов с правовым режимом особой охраны либо регулируемых режимом хозяйственной деятельности, обеспечивающих сохра­нение и восстановление государственного природно-заповед­ного фонда.

В Республике Казахстан выделяются в зависимости от це­лей, режимов охраны и особенностей использования следую­щие виды особо охраняемых природных территорий:

-государственные природные заповедники, включая био­сферные;

-государственные национальные природные парки;

-государственные природные парки;

-государственные памятники природы;

-государственные заповедные зоны;

-государственные природные заказники;

-государственные зоологические парки;

-государственные ботанические сады;

- государственные дендрологические парки;

- леса особо охраняемых природных территорий;

-водоемы, имеющие особое государственное значение или особую научную ценность;

-водно-болотные угодья, имеющие международное значе­ние;

-участки недр, представляющие особую экологическую, научную, культурную и иную ценность.

Законодательством Республики Казахстан могут быть пред­усмотрены и иные виды особо охраняемых природных терри­торий.

В зависимости от ценности объектов государственного природно-заповедного фонда особо охраняемые природные терри­тории подразделяются по категориям на особо охраняемые при­родные территории местного и республиканского значения.

Порядок образования, режимы охраны и пользования, ус­ловия деятельности особо охраняемых природных территорий устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

На основании ст. 8 Закона РК «Об охране окружающей сре­ды» чрезвычайная экологическая ситуация— это неблагополучная экологическая обстановка, возникшая на определенной территории в результате деятельности человека или стихийных сил природы, характеризующаяся глубокими и устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды, опасными для жизни и здоровья людей, сохранения растительного и жи­вотного мира.

При чрезвычайной экологической ситуации на отдельных территориях республики могут быть запрещены или ограниче­ны отдельные виды хозяйственной деятельности и природополь­зования, проводятся оперативные меры по восстановлению (вос­производству) природных ресурсов, оздоровлению окружаю­щей среды, социальной защите населения в порядке, пред­усмотренном законодательством.

Чрезвычайная экологическая ситуация на той или иной тер­ритории объявляется Правительством. Территории с чрезвычайной экологической ситуацией на основании ст. 69 Закона мо­гут быть объявлены зонами экологического бедствия, если вследствие неблагополучной экологической обстановки нане­сен существенный вред здоровью населения и (или) произош­ли разрушения естественных экологических систем, деграда­ция флоры и фауны. Зоны экологического бедствия объявля­ются Законами РК.

Незаконная охота, предусмотренная п. «а»ч. 1ст. 288УКРК, признается оконченным преступлением с момента причинения значительного ущерба. В остальных случаях (пп. «б», «в», «г») — с момента начала выслеживания птиц и зверей независимо от того, были ли они отстреляны или отловлены. Это вытекает из нормативного определения понятия «охота». Так, в соответствии со ст. 39 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использова­нии животного мира» от 9 июля 2004 г., охотой является добы­вание млекопитающих (кроме морских), птиц, пресмыкающихся и земноводных, обитающих в состоянии естественной свобо­ды. Промысловой охотой считается добывание диких животных с целью получения хозяйственно полезной продукции, а люби­тельской и спортивной — с целью удовлетворения спортивных и эстетических потребностей граждан и для личного потребле­ния добытой продукции. О минимальных ставках платежей на добычу диких животных гражданами и юридическими лицами РК указывается в постановлении Правительства РК от 11 авгу­ста 1998 г. № 760, а иностранными гражданами на территории РК - в постановлении Правительства РК от 22 июля 1998 г. № 688.

С субъективной стороны рассматриваемое преступление со­вершается с прямым умыслом. Мотивы и цель совершения это­го преступления на квалификацию не влияют, но должны учи­тываться при назначении наказания. Анализ судебно-следственной практики показывает, что в большинстве случаев незакон­ная охота совершается с корыстным мотивом.

Субъектом преступления может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В части 2 ст. 288 УК РК предусмотрен квалифицирующий признак совершения незаконной охоты неоднократно, лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной груп­пой.

В соответствии с Законом РК «О внесении изменений и до­полнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы РК и Кодекс РК об административ­ных правонарушениях по вопросам упрощения процедур рас­следования уголовных дел, декриминализации некоторых со­ставов преступлений и совершенствования законодательства об административных правонарушениях» от 9 декабря 2004 г. в часть вторую рассматриваемой нормы законодатель включил такой квалифицирующий признак как неоднократность. Поня­тие неоднократности дано в п. 1 ст. 11 УК РК, под которым при­знается совершение двух или более деяний, предусмотренных одной и той же статьей или частью статьи Особенной части на­стоящего Кодекса.

Совершение незаконной охоты лицом с использованием сво­его служебного положения, могут быть разнообразными. Для того, чтобы установить, какие конкретно обязанности по службе были нарушены должностным лицом, необходимо обратиться к нормативным актам, которые регулируют служебную деятель­ность тех или иных должностных лиц и определяют их права и обязанности.

Установление пределов полномочий должностного лица — необходимая предпосылка, позволяющая рассматривать опре­деленные действия (бездействия) должностного лица как злоупотребление должностными полномочиями. Использование должностным лицом своих служебных полномочий означает, что должностное лицо совершает то или иное действие (или бездействует, не совершая обязательных для него действий) по службе в пределах круга его служебных полномочий. Опасность злоупотребления должностными полномочиями определяется именно тем, что преступное деяние при рассматриваемом пре­ступлении совершается при исполнении должностным лицом своих обязанностей непосредственно по службе.

Незаконная охота признается совершенной группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 с г. 31 УК РК), если в ней уча­ствовали лица, заранее договорившиеся о совместном совер­шении преступления.

Если ранее данная статья была представлена в двух частях, то согласно внесенным изменениям Законом РК от 9 декабря 2004 г., ст. 288 УК РК представлена в трех частях, где впервые законодатель предусмотрел в ч. Зет. 288 УК РК уголовную от­ветственность за совершенное преступление с причинением крупного ущерба либо организованной группой.

Незаконная охота признается совершенной организованной группой, если она совершена устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких пре­ступлений (ч. Зет. 31УКРК).

Согласно примечанию к ст. 288 УК РК незаконная охота признается совершенной с причинением крупного ущерба, в триста и более раз превышающий месячный расчетный показа­тель, установленный законодательством РК на момент совер­шения преступления.

Незаконная охота признается совершенной организованной группой, если она совершена устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких пре­ступлений (ч. Зет. 31УКРК).

Кроме того, Законом РК от 9 декабря 2004 г., санкция ука­занной части ст. 288 УК РК дополнена таким новым видом до­полнительного наказания как конфискация имущества.

Примером того является рассмотренное уголовное дело Коллегией Верховного Суда РК в отношении М, признанного виновным в умышленном причинении смерти потерпевшему К., находившегося при исполнении своей служебной деятельнос­ти, незаконном приобретении и хранении огнестрельного оружия, а также в незаконной охоте на особо охраняемой природ­ной территории в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена. Из материалов уголовного дела следует, что М., взяв из дома ружье с целью охоты, пошел на территорию Или-Алатауского Государственного Национального парка, где встретил потерпевшего К., верхом на лошади. Последний увидев у него ружье, стал требовать его сдачи, но он отказался. Когда К. слез с лошади, чтобы отобрать ружье, он стал убегать от него, а К. стал догонять его, тогда он произвел выстрелы в сторону по­терпевшего. От полученных огнестрельных ранений К. скончался. По приговору Коллегии Верховного Суда РК действия М. квалифи­цированы правильно и он осужден по совокупности ч. 2 ст. 96, ст. 251,ч. 1 ст. 288 УК РК к 13 годам лишения свободы.

В качестве постановки вопроса следует отметить о том, что конструкция ст. 288 УК в нынешней редакции не совсем удач­ная, так как в чч. 2 и 3 законодатель установил ответственность за один и тот же признак: совершение незаконной охоты «орга­низованной группой» с различными санкциями, что нарушает принцип построения законодательной техники уголовно-пра­вовой нормы. Кафедра уголовного права и криминологии в этой связи полагает, что в ч. 2 ст. 288 УК РК такой признак как «орга­низованная группа» является излишним, и поэтому полагаем, что его следует исключить из ч. 2 анализируемой нормы и оста­вить его в ч. Зст. 288УКРК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: