Й вопрос

Содержанием истории редактирования в Украине как науки выступает исторический процесс эволюции развития книги,книгоиздательства в ее землях и роли в нем редакторства. История книги рассматривается в 4-х основных аспектах: 1-й – книга и ее форма; 2-й – книга и ее содержание; 3-й – книга и ее полиграфическое исполнение; 4-й – книга и ее распространение.

Указанные выше аспекты не выделяют проблемы истории редактирования, но она является неразрывной органической частью содержания книги. Исходя из этого, объектом изучения истории редактирования в Украине выступает книга в процессе ее создания, рукописи и документы промежуточных этапов издательского процесса: гранки, корректурные листы, сигнальные экземпляры со следами редакторской работы.

Предметом истории редактирования выступает 3 основных аспекта: а) обнаружение и осмысление закономерностей развития редакторского дела; б) определение эволюции взаимоотношений автора и редактора; в) влияние на издательское дело политико-идеологического фактора. Каждый из них имел свои особенности на всех указанных этапах истории развития украинского государства, его книгоиздания.

Исходя из вышеизложенного, главными задачами изучения курса истории редактирования возможно считать:

1. Развитие понимания неизбежности и объективной необходимости

развития редактирования в книжном деле.

2. Формирование редакторского мастерства на основе осознания

общечеловеческих духовных ценностей

3. Морально-психологическая и профессиональная подготовка к выполнению

редакторских функций в условиях развития современных компьютерных

технологий.

Знание курса истории редактирования в Украине дает возможность:

- оценить и понять всю сложность процесса формирования редактирования в

украинских землях в различные периоды их истории;

- показать исторические корни, сущность сегодняшнего дня и перспектив его

развития;

- развивать у себя интеллектуальную честность, принципиальность,

самостоятельность суждения, гражданское мужество.

Изучение курса истории редактирования базируется на сочетании общефилософских и исторических методов, ведущими из которых являются:

1. Логический (общенаучный), включающий в себя совокупность логических приемов анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии и т.д., а также продуктов таких мыслительных процессов, как абстракция, идеализация, обобщение, сравнение, классификация, доказательства, проверки и опровержения и т.п., позволяющие составить теоретическое понятие об объекте исследования, его сущности и содержании.

2. Исторический (сравнительно-исторический), выявляющий сходство и установление различий развития процесса редактирования в различные эпохи.

3. Системный (структурный), позволяющий комплексно анализировать теории и доктрины развития книжного дела и книгоиздательства, их нормативно-правовые документы как сложных феноменов общественно-политического, государственного устройства украинских земель в указанный выше периодизации их истории.

4. Герменевтический, обнаруживающий смысл государственной книгоиздательской политики, скрытый от всякого рода официальных разъяснений.

5. Реконструкции (познавательный, когнитивный), дающий возможность выстроить разрозненные идеи, взгляды, содержащиеся в политико-правовых документах соответствующей эпохи, в целостные концепции развития книгоиздания советским и конфессиональным руководством украинских земель.

6. Биографический, рассматривающий комплекс факторов, связанных с обстоятельствами взаимоотношений авторов и редакторов.

7. Аналогии и моделирования, дающий возможность определить перспективы развития редактирования в условиях современного информационного общества. Для понимания всей сложности исторического процесса развития книгоиздательства и редактирования в украинских землях вчера, сегодня и завтра важное значение имеют научные принципы, главными из которых выступают:

А). Историзма, требующие рассматривать историю развития книгоиздательства и редактирования в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в ее взаимосвязи и взаимообусловленности.

Б). О бъективности, предусматривающий опору на факты в их настоящем содержании, а не подогнанные под схему.

В). Социального подхода, предусматривающий рассмотрение книгоиздательского процесса, его развития с учетом интересов различных социальных классов и конфессий.

Г). Альтернативности, требующий анализа объективных реалий и возможностей, рассмотрения различных точек зрения.

Указанные выше научные принципы изучения истории редактирования в украинских землях дополняются рядом методов, ведущими из которых возможно считать: а) комплексно-хронологические; б) комплексно-тематические; в) периодизации событий; г) историко-сравнительные; д) ретроспективные; е) логической последовательности и другие.

Для правильного понимания смысла и содержания учебного курса истории редактирования следует исследовать его парадигмы как совокупность познавательных принципов и приемов отражения исторического процесса книгоиздания и редактирования, задающего логику их развития в различные периоды украинской истории. Они включают в себя следующие основные из них:

1. Натуралистическую, которая отражает особенности развития книгоиздания и редактирования исходя из географического положения украинских земель.

2. Теологическую, которая раскрывает особенности развития книгоиздания в различных регионах украинских земель исходя из господствующих там конфессий.

3. Юридическую, определяющую создание государством норм и правил, регулирующих книгоиздание и редактирование исходя из его интересов.

4. Социальную, выражающую развитие книгоиздания и редактирования исходя из интересов господствующих классов и групп, политических партий и организаций.

Изучение курса истории редактирования в Украине базируется на источниках, под которыми принято понимать все памятники прошлого, которые свидетельствуют о ее развитии. Количество их в различные периоды далеко не одинаково, что объясняется пренебрежительным отношением государства и общества к их сохранению. Разнообразие источников требует их классификации, т.е. разделения неоднородной совокупности предметов на однородные группы по их существенному, внутреннему признаку. В приложении к нашему курсу возможно выделить 5 основных типов источников:

1. Летописи как первые исторические произведения, подвергшиеся

редактированию в своем первоначальном смысле и содержании.

2. Вещественные или сохранившиеся раритетные книжные издания, особенно

с редакторскими правками.

3. Лингвинистические, характеризующие процесс развития языка народов

украинских земель в различные исторические периоды.

4. Устные, включающие в себя народные песни, сказки, баллады, былины и

т.п., изданные в соответствующей авторской и редакторской обработке.

5. Письменные, являющиеся основой исторических знаний и которые

подразделяются на три группы:

А). Литературные материалы – рукописи книг, политических сочинений, статей, записок, воспоминаний с редакторскими правками и без них.

Б). А ктовые материалы, являющиеся результатом деятельности различных государственных органов, официальных лиц, регламентирующие издательско-редакционную деятельность: законы, приказы, инструкции и т.п.

В). Научные труды, отражающие научные представления о прошлом развитии книги, книгоиздания и редактирования: трактаты, диссертации, монографии и т.п.

История редактирования в Украине тесно связана с широким кругом гуманитарных учебных дисциплин и научных направлений. Так:

- изучение курса Истории Украины и зарубежных стран дает возможность отследить общественно-политические процессы, оказывающие влияние на развитие всех направлений культуры;

- изучение курса истории украинской и зарубежной культуры позволило выявить содержание и основные тенденции общекультурного развития в украинских и ее соседних землях;

- анализ истории развития украинской, мировой литературы позволил уявить истоки отечественной ее составляющей;

- изучение курса религиоведения дало возможность познать этноконфессиональное воздействие на состояние развития как культуры в целом, так и литературы, ее редактирования;

- изучение курса истории книгопечатания и книжного дела выявило их влияние на процесс, формы и методы редактирования;

- изучение курса истории текстологии, пунктуации и орфографии позволило выявить их этнонациональные особенности;

- изучение истории и философии позволило уточнить общее и особенное в развитии ее мировой и отечественной составляющих.

Таким образом, мы видим, что история редактирования является комплексной учебной и научной дисциплиной.

Изучив курс истории редактирования в Украине, студенты обязаны знать:

- определение содержания, объекта и предмета, цели и задачи его изучения,

периодизацию;

- научные принципы и методы изучения, перечень источников и парадигмы;

- материалы курса согласно программы.

На базе полученных знаний студенты обязаны уметь:

- четко понимать и излагать содержание курса;

- давать четкое определение содержания и особенностей процесса эволюции

развития книгоиздания и редактирования;

- делать сравнительный анализ данного процесса с соседними государствами в

рассматриваемый период;

- делать выводы по каждому из рассмотренных вопросов;

- владеть терминологией.

Итак, история редактирования в Украине – наука и предмет, носящий комплексно-познавательный и прикладной характер. Свое начало она брала с периода Киевско-Галицкой истории украинских земель, хотя истоки ее значительно древнее.


Лекция 2. Роль и место редакторской деятельности в Киевской Руси.

Цель: Рассмотреть государственно-политическое устройство Киевской Руси и его

влияние на древнерусскую литературу, ее редактирование.

Время: 2 часа

Вопросы:

1. Киевская Русь: государственно-политическое устройство и причины падения.

2. Культурное развитие и особенности создания системы редактирования в духовной и светской литературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: