Психология Античного периода (от Аристотеля до Декарта).
Донаучная психология эпохи Древнего Востока.
Воззрения на душу складывались на основе религиозных верований и ростков естественнонаучных знаний. Суть воззрении сводилась к следующему: живое тело находится в зависимости от внешней природы (бога), а душа — от живого тела.
Религиозную основу составляют развивающиеся по времени религии в странах Древнего Востока. Это:
1.В Индии — ведическая религия; индуизм; буддизм.
2.В Китае — Культ неба; Культ предков; Даосизм; Конфуцианство.
Естественнонаучная основа изучалась по медицинским источникам:
- китайских медицинских источниках главный орган — сердце,
а основа жизненных отправлений — воздухообразное начало — «ци». «Ци» сообщает человеку дар речи, движет мыслями;
- от медиков идет учение о темпераментах. В основу темперамента индийские и китайские врачи принимают 3 элемента: Воздухоподобное начало. Оно олицетворяет неуравновешенность, подвижность. Такой человек похож на обезьяну;
Желчь — определяет силу и храбрость;
Слизь. Она связана с медлительностью, малоподвижностью.
Таким образом, воззрения эпохи Древнего Востока на душу, как предмет донаучной психологии, носят элементарный характер, где различия людей в ощущениях, темпераменте и других особенностях душевной жизни человека обосновываются перемещением частиц.
В античную эпоху:
- заложен фундамент будущей психологической науки;
- сложилось 3 направления в воззрениях на душу:
1. происходящую не от всей природы, а только от живой (организм) — по взглядам Аристотеля;
2. происходящую от законов движения и развития материального мира (природа) — по взглядам Гераклита, Демокрита, Гиппократа;
3. происходящую от человеческой культуры (общения) - по взглядам софистов, Сократа и Платона.
Все эти положения образуют ядро объяснительных схем современной психологии. Содержательная сторона рассмотренных проблем стала отправным пунктом последующей эмпирической работы. Если во взглядах мыслителей Древнего Востока преобладала религиозная позиция, то во взгляде ученых Древней Греции — философская позиция.
3. Психология эпохи средневековья. Представителями этого периода были Ф. Аквинский (томизм – католическая философия), Авиценна (Ибн Сина), Ибн Рушд (Аверроэс). Это время характеризуется, с одной стороны, приостановкой естественнонаучных исследований, с другой стороны, доминированием религиозных взглядов. В странах Европы после распада Римской империи наступает религиозный застой. С разрушением древнегреческой цивилизации большая часть учений была утрачена.
Итак, изложенные взгляды на душу в различные исторические периоды, знакомят нас с тем, как складывалась область знаний, получившая в последующем название «Психология». Первый этап развития психологического знания можно рассматривать как фундамент будущей науки. Отличительной особенностью данного этапа является умозрительность взглядов, отсутствие практических подтверждений. Ценность сложившихся взглядов на душу состоит в том, что были сформулированы основополагающие принципы будущей науки.
В связи с развитием естественных наук возникают предпосылки для анализа сознания, под которым понимается способность думать, чувствовать, желать. Основной метод изучения в этот период самонаблюдение и описание фактов.
Период XII-XIX в.в. характеризуется как эпоха механики (царица всех наук того времени). В геометро-механическую (Галилея) и динамическую (Ньютона) картину природы было вписано и физическое тело человека с его психическими свойствами.
1-е достижение — открытие Гарвеем кровообращения. Сердце представлялось как помпа, перемещающая жидкость (для чего не требуется участие души).
2-е достижение — открытие рефлекса Декартом. Поведение человека имеет рефлекторную природу и объясняется без обращения к душе.
Начиная с Декарта, происходит поворот в предмете психологии от души к сознанию. Его выражение: «Я мыслю, значит я существую» определило способ изучения психологических явлений — интроспекцию, т.е. «внутреннее зрение». Декартовская концепция сознания стала называться интроспективной.
3-е достижение — связано с именем Лейбница. Он открыл бессознательное в психике: «В душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций» (неосознаваемых восприятий). Осознание восприятий становится возможным, когда к простой перцепции (восприятие) присоединяется особый механический акт — апперцепция (внимание и память).
4-е достижение — связано с именем Гоббса. Он ввел понятие ассоциации - следствие разума (рационального). А нужен опыт, следовательно, возникает эмпирическая психология (экспериментальная психология).
Итак, душа начинает пониматься как сознание. Открываются новые явления: бессознательное, перцепция, мышление, память. Источником знаний становится самонаблюдение (интроспекция).
XIX век знаменует переход от механики к физиологии. В 70-х гг. XIX в. начинают созревать предпосылки для возникновения психологии как самостоятельной науки. Было установлено, что в психическом мире действуют собственные законы и причины. Этим была создана почва для отделения психологии как от физиологии, так и от философии. Основой выделения психологии в самостоятельную науку стало применение опыта. Именно поэтому рождение психологии как самостоятельной науки связывается с организацией в 1879 г. лейпцигской лаборатории под руководством Вундта. Попытки поставить эксперимент в области имеющихся знаний обусловили возникновение экспериментальной психологии. Предметом экспериментальной психологии стали элементарные психические процессы — ощущения и простейшие физиологические восприятия.
В этот период развиваются такие теории психологии как интроспективная психология, теория элементов сознания, теория актов сознания, гештальт-психология, понимающая (описательная) психология.
Если сопоставить все представленные здесь теории сознания, общим для них явилось то, что на место реального человека, активно взаимодействующего с окружающим миром, ставится сознание. А вся деятельность — к деятельности сознания. И, несмотря на то, что в психологических исследованиях становится возможным эксперимент, все же основным методом остается интроспекция (заглядывание внутрь самого себя), что лишает исследование объективности. Исключительно поэтому во втором десятилетии XX в. предметом психологии стало не со знание, а поведение как результат действия сознания.