Сознание

Тема 6. Человек

Центром обыденного мировоззрения является представление о я, самосознание индивида, и самый интересный вопрос мировоззрения – это вопрос о том, кто я. Может быть, Кант был прав, считая, что все вопросы философии сводятся к одному: «Что такое человек?». На этот вопрос пытается ответить философская антропология.

Однако он оказывается не только самым интересным, но и самым сложным философским вопросом и, по сути дела, ни одна категория философской антропологии до сих пор не имеет какого-то общепринятого содержания. Как только пытаются сказать что-то об этих категориях, так сразу же попадают либо в социологию, либо в психологию, либо встают на конкретную, но не общепризнанную позицию. Даже философский аспект этих категорий далеко не всегда ясен. Поэтому то, что излагается ниже, нуждается в чтении дополнительной литературы.

Обыденное мировоззрение расщепляет человека на две стороны: тело и душу. Ну, тело – это просто биологический организм, живущий по законам биологической жизни. От животного мира человека отличает наличие души. Поэтому вопрос о человеке – это, по сути дела, вопрос о том, что такое душа. Однако современная философия, по крайней мере философия ХХ в., не говорит о душе (за исключением, понятно, религиозных мыслителей). Это понятие оказывается слишком сложным и неясным, поэтому понятие души философы заменяют другими, более простыми понятиями, которые поддаются хотя бы какому-то анализу. А слово «душа» остается для увлекательных и туманных разговоров с друзьями «о жизни». На место души философия ставит сознание, мышление, наконец, личность в качестве равноценных феноменов или, по крайней мере, важнейших сторон человеческой души. Правда, и эти понятия оказываются невообразимо сложными, так что выигрыш от замены не столь уж и велик.

Сознание есть свойство (функция) высокоорганизованной материи – мозга.

Увы, кроме этого чрезвычайно тощего определения трудно сказать нечто большее о природе сознания. В большинстве работ отечественных философов сознание до сих пор истолковывается как «отражение» внешнего мира. Но апелляция к «отражению» мало что дает, ибо неясно, что такое «отражение». Ассоциация с зеркальным отражением оказывается явно ошибочной, а если так, то зачем вообще нужно это понятие? Другие слова и понятия, используемые для прояснения того, что такое сознание, столь же неопределенны: сознание – это нечто «идеальное»; это – «субъективное»; это – «психика» и т.п. Легче сказать, для чего нужно человеку сознание, чем – что это такое.

Сознание, это такое свойство человека, которое позволяет ему ориентироваться в окружающем мире, строить планы своих действий и предвидеть их результаты, контролировать свое поведение и оценивать как себя самого, так и окружающие явления и вещи. В структуру сознания входят, грубо говоря, четыре разных блока: 1) информация о мире и о своем теле, получаемая с помощью органов чувств; 2) мышление; 3) эмоциональные переживания – страх, гнев, радость и т.п.; 4) ценности и мотивы. Над этим полем сознания надстраивается самосознание – сознание и оценка собственного я. Под этим полем располагается бессознательное – инстинкты, подсознательные желания, волевые импульсы, в существовании которых люди не отдают себе отчета, но которые оказывают мощное воздействие на сознание. На роль бессознательного в психике человека впервые обратил внимание австрийский психолог З.Фрейд (1856 – 1939), и после его работ уже никто не отрицает влияния бессознательного на всю психическую жизнь человека.

Таким образом, мы можем заметить, что хотя понятие «сознание» само по себе не намного яснее, чем понятие «душа», все-таки о сознании мы можем сказать гораздо больше, чем о душе. В последние годы интенсивно развивается новая область философии – философия сознания, которая, быть может, раскроет, наконец, сущность сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: