Формы государства. 1. понятие и значение форм государства

1. понятие и значение форм государства

2. формы правления

3. формы государственно-территориального устройства

4. политический режим

1.Любое государство – единство его сущности, содержания и формы. Для того, чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слажено действовал его аппарат требуется четко организовать государственную власть. Форма государства отвечает на вопросы: на каких принципах и как построена госвласть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами осуществляют власть и др.

Форма государства – это организация государственной власти, выраженная в форме правления, форме территориального устройства и политического режима. Форма государства зависит от исторического развития и условий его возникновения. Решающее влияние оказывает исторический тип государства (феодальный тип государства – монархическое правление, буржуазный – республиканское). Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране. Раннебуржуазные революции привели к компромиссу между буржуазией и феодализмом и появилась конституционная монархия. На форму государство влияет национальный состав и территориальные наделы страны. Небольшие государства – унитарные.

2.Исторически существует 2 формы правления: монархия и республика.

Монархия – форма правления, при которой вся полнота госвласти в руках одного человека. Он и глава государства, и законодательная и исполнительная власть. Монарх наследует власть как представитель правящей династии и правит до смерти. За результаты своей деятельности он не несет юридической ответственности.

Республика – форма правления, при которой госвласть передается народом коллегиальному органу, который выполняет свои функции в системе сдержек и противовесов с другими ветвями власти. Представительная власть сменяемая и избирается на определенный срок. Признаки республики:

1) коллегиальность правления, которая позволяет обеспечить не только контроль за ветвями власти, но и решить каждой из них свои задачи

2) выборность и сменяемость

3) законодательно закрепленная подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности

В ранние времена республиканская форма правления существовала в виде аристократических и демократических республик. В аристократической республике основная масса населения даже формально отстранялась от участия в выборах высших органов госвласти (Спарта и римская империя (5-3 вв. до н.э.)). В демократических к формированию органов госвласти допускались широкие слои населения. Так в Афинах ведущую роль занимали демократические коллегиальные органы: народное собрание и совет 500. с течением времени почти все государства приобрели республиканскую форму правления.

Республика:

1) президентская

2) парламентская

В парламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством или меньшинством мест в парламенте и несет переда парламентом политическую ответственность. Парламент может вынести правительству вотум недоверия. Президент избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента и представителей регионов. Он может обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальным главой государства.

В президентской республике президент – глава государства и глава исполнительной власти, он свободен в выборе министров, а парламент не вправе отправить их в отставку. Президент, как и парламент, избирается населением, поэтому ответственности перед парламентом не несет. Отношения между парламентом и президентом строятся на основе сдержек и противовесов.

3.Под государственным устройством понимают внутреннее национально-территориальные органы государства в соотношении к целому его частей. Даная категория дает ответы на вопросы: как организована территория государства, из каких частей состоит, каково их правовое положение и на каких принципах строятся отношения?

Государства современного мира по форм территориального устройства являются либо унитарными либо федеративными. Унитарное – государство, в составе которого не других государств либо государственных образований, а на его территории административно-территориальные единицы. Унитарные государства характеризуются единством территории, населения и власти, действующей в пределах государства. Унитарное государство имеет единую систему права и государственных органов. Их законодательные органы могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные парламенты.

Федеративное – сложное государство, состоит из нескольких субъектов, объединенных для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному и (или) территориальному признаку. Законодательный орган федерации состоит из двух палат, в одной из которых находятся его субъекты. Территория федерации состоит из территории входящих в них государств и государственных образований. Федеративное государство характеризуется тем, что на ряду с общефедеральной конституцией и законодательной властью, конституцию и законы имеют субъекты федерации. Для федеративных государств характерно наличие общефедерального гражданства и гражданства членов федерации. Федерации, как объединенные государства, создаются для достижения внешнеполитических и военных целей.

Конфедерация – союз государств, объединенных одним или несколькими органами при сохранении в каждом государстве своего суверенного существования.

4.Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего назначения госорганы взаимодействуют между собой и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия. Политический режим отражает уровень и форму развития демократии, а также политический климат в стране в определенное время. В зависимости от использования госвластью средств различают авторитарные и демократические политические режимы.

Авторитарный режим:

1) народ фактически отстраняется от формирования госвласти и контроля за его деятельностью

2) вся полнота власти концентрируется в руках элиты

3) устраняется оппозиция

4) решение центральной власти реализуется при широком применении насилия и карательного аппарата.

Известны деспотические и тиранические виды авторитарного режим. Их отличие выражается в способах овладения и осуществления власти, если деспот приходит к власти законным способом, то тиран с помощью захвата или государственного переворота. Если жестокость деспота направлена на окружение, то жестокость тирана на все население.

При конституционном авторитарном режиме ограниченной демократии получает законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает весьма ограниченные права и свободы граждан, нарушая принцип разделения властей. Парламент – придаток исполнительной власти и его значительная часть не избирается, а назначается.

При тоталитарном режиме существует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем. Признаки:

1) правящая партия сращивается с государственным аппаратом

2) крайний центризм в управлении, который устанавливает контроль над всеми сферами общественной и частной жизни

3) бюрократическое исполнение власти

4) террор к населению

Особой следует отметить о чрезвычайных и переходных политических режимах. При чрезвычайном - попытка государственного переворота, массовых беспорядков, а также стихийных бедствий, экологических и иных катастроф. Данные режимы распространяются как на всю территорию, так и на отдельные регионы. Переходные – в результате победы радикальных сил, могут существовать десятилетия и отличаются авторитарным или демократическим направлением.

Демократические режимы отличаются тем, что народ – источник власти, прямо и непосредственно формирует высшие органы представительной власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата. Управление осуществляется на принципе разделения властей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: