Жизненный путь личности

Разработка концепции жизненного пути личности способствовала решению старой проблемы, как соединить индивидуально-биографический и социально-типический подходы к жизни, т.е. осуществить переход от идиографического к номотетическому методу изучения жизни человека.

Человек как субъект жизни рассматривается с точки зрения (Рубинштейн):

1) психического склада - индивидуальных особенностей психических процессов и состояний;

2) личностного склада - мотивации, характера и способностей, в которых обнаруживаются движущие силы личности, ее жизненный потенциал и ресурсы;

3) жизненного склада - способности использовать свой ум и нравственные качества для того, чтобы ставить и решать жизненные задачи, активности, мировоззрения и жизненного опыта.

С этой точки зрения необходимо определить основные жизненные образования личности. Это - активность, сознание и способность к организации времени жизни. Активность понимается им как способность человека к самоинтеграции, к систематизации в единое целое своих влечений, желаний, мотивов и умения совершить волевое усилие с целью реализации своих желаний в личностно ценных и общественно значимых формах. Сознание трактуется Рубинштейном как высшее личностное качество, которое осуществляет три функции - функцию регуляции психических процессов, функцию отношений субъекта к миру и функцию регуляции деятельности как целостного проявления субъекта. Сознание раскрывается в единстве познания и переживания. Проблема времени рассматривается Рубинштейном 1) с точки зрения «абсолютного» времени ньютоновской механики, отражающего особенности механического движения, и 2) как субъективное переживание времени, т.е. с точки зрения того, каким оно дано человеку. Время жизни субъекта, его поведения, переживания субъективно в связи с объективным процессом жизни.

Личность и ее развитие традиционно рассматривались на пересечении двух осей - времени и пространства. В отечественной литературе пространство идентифицируется с социальной действительностью, социальным пространством, предметной действительностью. По словам Асмолова, человек становится личностью, если с помощью социальных групп включается в поток деятельностей и через их систему усваивает экстериоризированные в человеческом мире значения. В связи с такой трактовкой пространства личности формулируются вопросы - свободы и несвободы личности, отношения Я-Другой, переживания состояния и чувства одиночества и др.

Проблема времени в философской и психологической литературе разработана более подробно. Решение кардинального для психологии вопроса об объективном и субъективном времени позволило в дальнейшем раскрыть временные аспекты психики, механизмы их действия - скорость, ритм, интенсивность. В более широком контексте проблема времени жизни была решена в концепции личностной организации времени Абульхановой-Славской. Понятие личностного времени раскрывается в этой теории через категорию активности, которая выступает как способ организации времени жизни, как способ превращения потенциального времени развития личности в реальное время жизни.


Комментарий автора

Составила Алёна Беглер, пользуясь отчасти своими знаниями, но по большей части все-таки знаниями этих людей:

1. Ярошевский М.Г. История психологии. Его прекрасный язык можно заценить в одноименном разделе, который практически полностью с него скопипащен.

2. Маклаков О.Г. Общая психология. Нереально основательный труд. В основном использовался в разделе «Личность», но и в других местах его вкрапления весьма часты.

3. Дружинин В.Н. Психология и психодиагностика общих способностей. Без него разделы «Интеллект», «Креативность» и «Методы психологии» были бы далеко не так хороши.

4. Щербатых Ю.В. Общая психология. Очень помог при описании предмета, объекта и задач психологии.

5. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Ну куда ж я без него…

6. Веккер Л.М. Психика и реальность. Да, это правда. Пришлось перечитывать для «Мышления».

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. Ну нигде не было потребного пересказа этапов формирования понятий!

8. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. Опять-таки, не найти конспект, так что приходится ботать оригинал.

9. Библиотека РГИУ https://www.i-u.ru.

10. Столяренко Л.Д., Самыгин И.Н. 100 экзаменационных ответов по психологии. Из них взяты краткие формулировки для раздела «Психические процессы».

11. Ну и over 9000 безвестных авторов, словарных статей и прочих интернет-ресурсов, копипаста которых есть, а ссылок нет и не будет. Ибо интернет же. В основном использовались для того же, для чего и предыдущий источник – потребные формулировки лекционного материала.

12. Собственно, лекционный материал: Осорина М.В. (ощущения, восприятие, представление, мышление, внимание, память, движения); Даниленко О.И. (эмоции, воля); Зайцева Ю.Е. (личность); Бызова В.М. (темперамент, характер); Исурина Г.Л; Артамонов С.В.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: