Ст. преподаватель Богдан Е.Г

ЛЕКЦИЯ 4.

1. Сущность гуманизма. Экзистенциальная философия как методологическая основа экзистенциальной психологии. Общее и различия в гуманистической и экзистенциальной психологии.

2. Содержание побуждений личности в гуманистических (К. Роджерс, А.Маслоу) и в экзистенциальных теориях (М. Босс, Л. Бинсвангер, Дж. Бьюдженталь, Р.Мэй, В. Франкл).

3. Проблемы сущности и функций Я в структуре личности в гуманистических и экзистенциальных концепциях.

4. Проблемы отношений личности и общества в гуманистической и экзистенциальной психологии.

5. Проблема личностного роста и зрелости личности в гуманистическом и экзистенциальном направлении. Смысл жизни личности в экзистенциальной психологии (самостоятельно)).

6. Гуманистическая и экзистенциальная психология как методологическая основа деятельности специалиста по социальной работе.

1. СУЩНОСТЬ ГУМАНИЗМА. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ОБЩЕЕ И РАЗЛИЧИЯ В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Основные положения гуманистической и экзистенциальной психологии:

  • человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;
  • человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
  • человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
  • человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
  • человек – это активное, интенциональное, творческое существо.

Основные утверждения гуманистической теории по Б.В. Зейгарник:

1. Человеческая психика, сознание не могут быть сведены к физиологическим механизмам.

2. Человеческое действие всегда обладает значимостью, в которой находит свое отражение отношение человека к окружающему.

3. Специфически человеческим является «рефлектирующее» сознание, посредством которого человек высвобождается из ситуации и противостоит ей.

4. Человек не может рассматриваться изолированно от окружающего мира, с которым он находится в постоянном взаимодействии.

Экзистенциальная философия как методологическая основа экзистенциальной психологии:

Ø Предшественник – датчанин Серен Кьеркегор (1813-1855) выделил три стадии человеческого существования: эстетическая, этическая, религиозная.

Ø В соответствии с этими стадиями он делит людей на четыре типа: обыватель, эстетик, этик, религиозный человек.

Сущность и существование (экзистенция):

Сущность человека — основное неотъемлемое качество, которое определяет внутреннее содержание, «глубинное ядро» личности, ее смысл, то, что есть сам по себе человек в отличие от всех других объектов и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных обстоятельств состояний собственной субъектности. Сущность человека выражается не в его определении, а его существовании (exsistentia/existentia — выступаю, появляюсь, выхожу, возникаю, происхожу, оказываюсь, существую) — аспект всякого сущего.

Афоризмы Сьерена Кьеркегора:

«Люди никогда не пользуются свободой, которая у них есть, но требуют той, которой у них нет: у них есть свобода мысли, они же требуют свободы выражения».

«Двери счастья отворяются, к сожалению, не внутрь — тогда их можно было бы растворить бурным напором, — а изнутри, и потому ничего не поделаешь!».

«Внутренний смысл – это как раз тот источник, из которого струится вечная жизнь».

«Я – это отношение, относящее себя к себе самому, иначе говоря, оно находится в отношении внутренней ориентации такого отношения, т.е. Я – это не отношение, но возвращение отношения к самому себе».

Концепция «диалога» Мартина Бубера (1878 – 1965):

М. Бубер в книге «Я и Ты» (1923 г.) предложил две формы отношений:

«Я и Ты»:

• Единственное истинно открытое средство общения.

• Все увиденное или прочувствованное, сказанное или услышанное — обоюдно, взаимосвязано.

• Это истинный диалог, «ведущийся всем существом».

• Отношение «Я и Ты» — чистейшее откровение, оно плодит переживание.

«Я и Оно»:

• Связь «Я и Оно» лишена всех перечисленных качеств.

• Связь сводится к отношению как к объекту, никогда не является истинным диалогом, закрыта.

• Количество технического знания увеличивается материально. Такое отношение необязательно порочно, но эгоистично в своем накоплении данных. Оно плодит только знание.

Концепция Медарда Босса – (1903 – 1990):

(швейцарский психиатр и психолог, один из известных представителей экзистенциальной психологии).

Ø Основная характеристика человека – его открытость, готовность к восприятию всего, что есть в настоящем.

Ø Человек не придает смысл объектам; они открывают свои смыслы человеку, когда он открыт для их принятия.

Ø «Связность возможна лишь в контексте целого, не подвергавшегося повреждению; связность как таковая происходит из целостности».

Ø Человек свободен и один ответствен за свое существование.

Ø Феномен - «свечение» непосредственной реальности.

Ø «Люди - это «просвет, в котором все, что должно быть, действительно высвечивается, возникает, появляется как феномен, то есть как то, что является».

Концепция Людвига Бинсвангера (1881—1966)

(швейцарский психиатр и основоположник экзистенциальной психологии):

Ø Говоря о бытии-за-пределами-мира, не подразумевается бытие в ином мире (в Раю), но раскрываются разнородные возможности человека в транцендировании из мира пребывания и выход в новый мир.

Ø Люди могут – и стремятся к этому – осуществить все возможности своего бытия. Ибо, лишь воплощая свои возможности, люди могут жить аутентичной жизнью. Ограничивая возможности своего существования или отказываясь от них, или позволяя другим (или среде) управлять собой, они ведут неаутентичное существование.

Ø Люди свободны выбирать любую жизнь.

Понятия экзистенциальной психологии:

Общее в гуманистической и экзистенциальной психологии:

1) Конформизму эти направления противопоставляют самостоятельность и ответственность;

2) Детерминизму – самодетерминацию и самотрансценденцию;

3) Они выражают протест против деформации человека в современной культуре, лишающей его «личностности», навязывающей представление о регулируемом, либо бессознательными влечениями, либо хорошо слаженной работой «социальной машины».

Различия между гуманистической и экзистенциальной психологией:

Варианты интерпретации проблемных областей человеческой жизни («вызовов»): «жизни и смерти, смысла и абсурда, свободы и детерминизма, общения и одиночества» (Т. Грининг, И. Ялом).

1. Упрощенно оптимистическая интерпретация с акцентом на позитивном аспекте – триумф, ложная победа над трудностями (гуманизм).

2. Упрощенно пессимистическая интерпретация – фаталистическое отношение к негативным сторонам вызовов.

3. Экзистенциальная интерпретация – творческая акция - диалектическая конфронтация негативного и позитивного аспектов проблем, преодоление оппозиции с помощью самотрансценденции.

Второе отличие гуманистической психологии от экзистенциальной психологией:

2. СОДЕРЖАНИЕ ПОБУЖДЕНИЙ ЛИЧНОСТИ В ГУМАНИСТИЧЕСКИХ (К. РОДЖЕРС, А.МАСЛОУ) И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ ТЕОРИЯХ (М. БОСС, Л. БИНСВАНГЕР, ДЖ. БЬЮДЖЕНТАЛЬ, Р. МЭЙ, В. ФРАНКЛ).

БИОГРАФИЯ А. Маслоу (1908 – 1970)

Родился 1 апреля 1908 года. Его родители, евреи, эмигрировавшие из России, жили в Нью-Йорке, в Бруклине. Абрахам Маслоу был старшим из семерых детей. Детские годы Маслоу могли бы послужить замечательным сюжетом для психоаналитического очерка. Его отец оказался далеко не идеальным семьянином, точнее говоря - пьяницей и бабником. Он надолго исчезал из дома, так что его положительное влияние на детей определялось главным образом его отсутствием. Остается только удивляться, что семейный бизнес довольно успешно развивался и позволял семье вполне благополучно существовать. А впоследствии и сам Абрахам, уже будучи дипломированным психологом, принимал участие в руководстве производством бочек.

Стадии и детерминация развития по А. Маслоу:

Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась в качестве тенденции, нарушающей психическое равновесие индивида. Именно такое нарушение гомеостазиса ведет к росту, развитию, самоактуализации личности.

Потребность в самоактуализации (А. Маслоу):

Потребность в самоактуализации - это врожденная потребность – «устремленность личности "ввысь". «…непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции личности". "Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек - это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями".В этом понимании самоактуализация - это процесс, процесс полного разворачивание личностного потенциала, личностный рост вследствие естественного разворачивания в человеке того, что заложено в нем природой.В более поздних работах Маслоу уточнил, что самоактуализация – это достижение человеческой зрелости, а развитие и движение в сторону самоактуализации - это личностное здоровье.Таким образом, для зрелого А.Маслоу, самоактуализация - это не процесс, а результат.

Иерархия потребностей по А. Маслоу:

Особые условия для актуализации потребности в самоактуализации по Маслоу:

• Не смотря на то, что потребность человека быть тем, кем он может быть, является врожденной, она остается потенциальной до тех пор, пока для ее актуализации не возникнут особые условия.

• Таким условием является удовлетворение всех других (базовых) потребностей индивида: физиологических потребностей, потребностей в безопасности и защите, любви и уважении.

• "Если все потребности оказываются неудовлетворенными, и в организме доминируют физиологические потребности, то все другие могут стать просто несуществующими или быть перенесенными на задний план».

Валидность и надежность пирамиды потребностей Маслоу:

• Несмотря на популярность теории, психолог Эд Динер из Университета Иллинойса заметил, что при обсуждении иерархии Маслоу редко указываются какие-либо конкретные исследования, которые бы экспериментально доказывали научную точность и значимость этой теории. По этой причине Динер решил организовать собственное исследование, в рамках которого провёл испытание известной иерархии потребностей в 155 странах мира.

• Учёные исследовали жилищные условия, питание, безопасность, финансы, уровень социальной поддержки, уважения и эмоции людей из разных стран в течение нескольких лет — с 2005 до 2010 года. В некоторых аспектах результаты исследований действительно совпали с теорией Маслоу. Но были также отмечены и существенные отклонения. Потребности, описанные в теории, кажутся универсальными. Тем не менее, порядок, в котором эти потребности удовлетворяются, сам по себе оказывает незначительное влияние на степень удовлетворённости людей своей жизнью.

Вывод Э. Динера:

• «Наши результаты показывают, что теория Маслоу в целом верна. Мы исследовали людей различных культур по всему миру и часто обеспечение потребностей, указанных в пирамиде, действительно коррелирует со счастьем.

• Однако, важным отступлением от теории Маслоу является тот факт, обнаруженный нами, что человек может демонстрировать высокий уровень самоактуализации и прекрасные социальные отношения даже тогда, когда его основные физиологические потребности, а также потребность в безопасности полностью не выполнены».

• Иными словами, порядок выполнения низших или высших потребностей не имеет определяющего значения в удовлетворённости жизнью и ощущении счастья.

Карл Рэнсом Роджерс (1902 – 1987)

американский психолог, один из основателей гуманистического подхода

Четвёртый из шестерых детей, родился в Оук-Парке (шт. Иллинойс) (8 января 1902 — 4 февраля 1987), в преуспевающей семье строгого протестанта, фундаменталиста. Роджерс прекрасно учился, много и с удовольствием читал, любил заниматься самоанализом. Он не увлекался ни спортом, ни шумными играми и практически не имел друзей. Учился в Висконсинском университете, готовился к карьере священника в Объединенной теологической семинарии в Нью-Йорке. В семинарии заинтересовался психологией и поступил в педагогический колледж Колумбийского университета. В 1928 получил магистерскую степень по психологии, а в 1931 – степень доктора.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ У К. РОДЖЕРСА:

Личность – организованная, долговременная, субъективно воспринимаемая сущность, составляющая сердцевину наших переживаний.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (К.РОДЖЕРС):

ОРГАНИЗМ:

• реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии (человек реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности);

• реагирует на определенное феноменальное поле как организованное целое;

• движется в сторону большей независимости и ответственности, в сторону самоуправления, саморегуляции и автономии.

Я-КОНЦЕПЦИЯ:

• со временем осознаваемая и оформляемая в отдельную структуру часть личного мира человека;

• символизированная часть опыта, возникшая в результате того, что некоторые чувствования относительно себя были обозначены и обособлены в отдельное образование;

• разработанная часть Я при взаимодействии с другими людьми, которые имеют значение и обращаются с ними как с отдельными Я.

Феномены и закономерности личностной динамики – функционирование по К. РОДЖЕРСУ:

«В психологическом смысле реальность - это личный мир восприятий человека».

• Поведение человека можно понять не с позиций объективного наблюдателя, а с позиций самой личности, ее субъективного восприятия и познания действительности;

• Человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения;

• Люди по природе добры и стремятся к совершенству.

Характеристики Я-концепции по К. Роджерсу:

• областью содержания, т.е. теми сферами, которые нашли отражение в Я-концепции (физическая, социальная, сексуальная, чувства и эмоции, вкусы и предпочтения, профессиональные интересы, отдых, ценности и моральные черты);

• структурой или типом связей между отдельными частями Я-концепции и характером отношений с окружающей средой;

• конгруэнтностью-неконгруэнтностью, т.е. наличием соответствия /несоответствия Я-концепции реальным переживаниям людей;

• защитой, или силой, которая оберегает от оценок, не соответствующих Я-концепции;

• напряженностью, т.е. тем состоянием, которое возникает вследствие фиксированной защитной позиции;

• уровнем самоуважения, или способностью принимать себя во всем многообразии своих особенностей;

• реальностью, или способностью оценивать себя исходя из актуально поступающей информации.

3. ПРОБЛЕМЫ СУЩНОСТИ И ФУНКЦИЙ Я В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ В ГУМАНИСТИЧЕСКИХ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЯХ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: