Помещения постов косметической мойки, технического осмотра и мелкого технического ремонта.
В гаражах - стоянках для индивидуальных владельцев постоянного и временного хранения вместимостью 100 и более машино-мест необходимо, в соответствии с требованиями МГСН 5.01-94*, предусматривать посты косметической мойки автомобилей, технического осмотра (ТО) и мелкого технического ремонта (ТР),
- технические помещения для инженерного оборудования;
- помещение для дежурного персонала и административные помещения;
- помещение хранения пожарного инвентаря, помещение уборочного инвентаря.
В состав технических помещений для инженерного оборудования входят:
- вентиляционные камеры;
- насосная станция пожаротушения;
- узел ввода водопровода;
- автоматическая насосная станция для откачки воды при тушении пожара, удаление грунтовых вод и других протечек;
- помещение энергоснабжения;
- тепловой пункт.
В состав помещений обслуживающего персонала должны входить:
- контрольно-пропускные пункты, если они находятся в здании гаража - стоянки;
|
|
- помещение дежурного;
- санитарно-бытовые;
- административные.
Состав административных помещений гаража - стоянки не нормируется и определяется заданием на проектирование. Они размещаются, как правило, на первом этаже. Площадь административных помещений следует принимать из расчета не менее 4 м2 на одного работающего. В административных помещениях рекомендуется предусматривать естественное освещение.
Для гаражей - стоянок в отечественной практике проектирования и строительства применяют различные конструктивные решения. Выбор конструктивного решения зависит от ряда факторов:
- размещения в городской застройке;
- формы и размеров отведенного для строительства участка;
- типа гаража - стоянки;
- архитектурного и объемно-планировочного решения;
- расчетной себестоимости машино-места;
- организации строительства.
Для несущих и ограждающих конструкций многоэтажных подземных и надземных гаражей - стоянок принимают долговечные и несгораемые материалы: железобетон, сталь, кирпич.
В настоящее время в гаражном строительстве находят применение различные конструктивные схемы: каркасные, панельные, с несущими стенами из мелкоштучных изделий, комбинированные. В большинстве случаев возводят каркасные здания.
Несущие конструкции каркаса решают либо по рамной схеме, при которой все вертикальные и горизонтальные нагрузки воспринимаются жесткими узлами рам, либо по связевой схеме с передачей всех горизонтальных нагрузок на жесткие вертикальные и горизонтальные связи или диафрагмы и ядра жесткости
|
|
). Монолитные железобетонные конструкции по области применения не имеют ограничений и достаточно дешевы. Их преимуществом также является возможность строительства в затесненных градостроительных условиях. Использование монолитных железобетонных конструкций позволяет закладывать в проекте параметры (сетки колонн, высоту этажа), точно соответствующие выбранному типу планировочного решения, габаритам мест хранения и внутригаражных проездов,
Например, в гараже - стоянке на 339 машино-мест, строящемся на Беломорской улице, рампа выполнена без каркаса из монолитного железобетона (Приложение 1). Наружные и внутренние стены имеют толщину 200 мм, перекрытия - переменную высоту от 160 до 250 мм. Такое решение позволило упростить возведение рампы, значительно снизить материалоемкость.
Стальной каркас применяют в надземных гаражах - стоянках всех типов. Наиболее эффективно - для гаражей - стоянок с манежным хранением, в том числе, открытых (Приложения 5, 13, 14).
Стальные конструкции позволяют легко и экономично перекрывать большие пролеты или могут иметь сетку опор в точном соответствии с габаритами и параметрами элементов объемно-планировочной структуры гаража - стоянки. В противопожарных целях стальной каркас защищают огнестойкими материалами или красками. В качестве защитных мероприятий предусматривают:
- обетонирование колонн и балок;
- оштукатуривание цементной штукатуркой (с вермикулитом, перлитом или асбестом);
- обшивка листовыми материалами;
- нанесение на балки и колонны огнестойких покрытий.
В гаражах - стоянках с каркасом из металла и монолитного железобетона перекрытия, как правило, выполняются монолитными в съемной или несъемной опалубке из стального профилированного листа. Наряду с высокой технологичностью производства работ и отказом от специальной инвентарной опалубки, этот метод позволяет уменьшить конструктивную высоту перекрытия (например, при сетке колонн 6,0×6,0 - до 160 мм). Применение монолитного перекрытия целесообразно при сложной конфигурации плана здания.
Для выбора конструктивного решения важна этажность здания. По этажности гаражи - стоянки можно условно разделить на две группы: малоэтажные - 2 ÷ 3 этажа и многоэтажные - 4 ÷ 9 этажей. Как правило, малоэтажные имеют небольшую вместимость.
В приложениях приведены примеры гаражей - стоянок этажностью 4 ÷ 9 этажей с наиболее часто применяемыми в современном гаражном строительстве вариантами конструктивных решений.
Вариант 1. (Приложение 1).
4-х этажное здание с монолитным железобетонным каркасом, монолитным железобетонным перекрытием в съемной опалубке из стального профилированного листа. Наружные стены и перегородки из пенобетонных блоков толщиной, соответственно, - 300 мм и 80 мм. На 3-ем и 4-ом не отапливаемых этажах наружные стены выполнены из жалюзийных стеклофибробетонных панелей.
Вариант 2. (Приложение 11).
8-ми этажное каркасное здание. Материал несущих конструкций - монолитный железобетон. Ограждающие конструкции трехслойные панели с несгораемым утеплителем.
Вариант 3. (Приложение 13).
6-ти этажное каркасное здание. Колонны, балки - металлические, перекрытия монолитные. Парапеты наружного ограждения - сборные железобетонные панели.
Вариант 4. (Приложение 10).
9-ти этажное здание со сборным железобетонным каркасом. Ограждающие конструкции - сборные железобетонные панели.
Вариант 5. (Приложение 2).
4-х этажное панельное здание из сборных железобетонных конструкций, выпускаемых Подольским ДСК.
Для малоэтажных зданий эффективно применение следующих конструктивных решений:
Вариант 6. (Приложение 4).
Крупнопанельное здание с панелями на два этажа (Быстромонтируемое здание). Возможно увеличение этажности до трех этажей за счет устройства мансардного этажа.
|
|
Вариант 7. (Приложение 16).
2-х этажное здание с металлическим каркасом, перекрытия - из мелкоразмерных или крупноразмерных железобетонных плит.
Несущие конструкции здания: колонны, ригели, перекрытия, покрытия, стены. При проектировании многоэтажных гаражей - стоянок могут применяться как металлические колонны двутаврового или замкнутого профиля, так и железобетонные прямоугольного или круглого сечения. При использовании металлических колонн необходимо проведение дополнительных противопожарных мероприятий. Наиболее обоснованно применение металлических колонн при проектировании холодных гаражей - стоянок малой этажности, большепролетных многоэтажных открытых или закрытых манежного типа.
В зависимости от конструктивной системы, каркасы могут быть балочные или безбалочные, с монолитными или сборными железобетонными перекрытиями.
В перекрытиях балочного типа используют стальные или железобетонные балки (ригели). Железобетонные ригели рационально применять в каркасных зданиях с железобетонными колоннами и небольшими пролетами (до девяти метров).
Металлические балки позволяют перекрывать пролет до 18 метров и применяются в каркасных зданиях, как с железобетонными, так и с металлическими колоннами.
Перекрытия по стальным балкам осуществляются большеразмерными и мелкоразмерными железобетонными плитами. Использование последних позволяет снизить толщину перекрытия, а также уменьшить стоимость строительно-монтажных работ. Применение железобетонных плит перекрытия является традиционным решением, как для каркасных, так и для панельных зданий гаражей - стоянок.
Монолитные перекрытия имеют меньшую толщину по сравнению со сборными и позволяют перекрывать здания сложной конфигурации в плане. Эффективно применение монолитного перекрытия в съемной или несъемной опалубке из стального профилированного настила.
Основной тип покрытия применяемого при проектировании зданий гаражей - стоянок - совмещенное покрытие. Вода с совмещенных покрытий отводится по внутренним водостокам.
|
|
Стены гаражей - стоянок выполняют из несгораемых или, в редких случаях, трудносгораемых материалов: монолитного железобетона, сборных железобетонных панелей, крупных и мелких бетонных или керамических блоков, кирпича, многослойных панелей, листовых материалов.
Стены могут быть решены как несущие, самонесущие или навесные.
В качестве несущих конструкций в панельных зданиях используются железобетонные панели различных серий.
Несущие ограждающие конструкции могут выполняться сборными железобетонными с применением панелей разных серий, железобетонными монолитными или из мелких блоков и кирпича.
Самонесущие ограждающие конструкции выполняются из одно-, двух- и многослойных панелей, мелких блоков из ячеистого бетона, пенобетона, керамзитобетона, газосиликатных или арбалитовых блоков и кирпича.
Применяют следующие конструктивные решения лестниц:
- сборные железобетонные марши и площадки;
- сборные железобетонные ступени по стальным или железобетонным косоурам;
- монолитные железобетонные марши и площадки;
- стальные косоуры, проступи и площадки.
Специфическим элементом объемно-планировочной структуры гаража - стоянки являются рампы, особенность которых состоит в необходимости организации наклонного перекрытия. Конструктивное решение рампы определяется ее типом и общим конструктивным решением здания. Рампы, как и основной объем здания, могут быть решены в каркасном варианте или с несущими стенами.
Каркас может быть металлическим, железобетонным монолитным или железобетонным сборным.
Несущие стены выполняют монолитными железобетонными, из мелких блоков или кирпича. Перекрытия в прямолинейных рампах выполняют, как сборными, так и монолитными, в криволинейных рампах, как правило, монолитными.