Схема №20. Классификация ФПН по различным основаниям.
Субъект ФП – это потенциальный субъект правоотношений, который непосредственно реализует предоставленные законом права и обязанности.
Опр. Субъект ФП – лицо, обладающее финансовой правосубъектностью, благодаря чему оно может участвовать в финансовом правоотношении.
Фин. правосубъектность = Ф. правоспособность + Ф. дееспособность + Ф. деликтоспособность.
Финансовая правоспособность – способность иметь предусмотренные законом права и обязанности.
Финансовая дееспособность – способность лица приобретать, осуществлять, изменять, прекращать финансовые права и обязанности.
Финансовая деликтоспособность - способность лица самостоятельно нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих прав и обязанностей.
Физические лица приобретают финансовую правоспособность с рождения, а дееспособность – с совершеннолетием, остальные субъекты – одновременно – с момента их образования.
Деликтоспособность и дееспособность обычно неотделимы друг от друга. (Пример – при реорганизации лица деликтоспособность переходит к правопреемнику.)
Классификация субъектов ФП. (схема №21)
1) Общественно-территориальные образования:
· Российская федерация,
Российская Федерация в целом является субъектом финансовых правоотношений:
а) в случае реализации материальных бюджетных прав;
б) при рассмотрении и принятии федерального бюджета и отчета о его исполнении;
в) в случае установления федеральных налогов и сборов;
г) в случае взимания налогов и сборов;
д) по поводу определения порядка, условий размещения долговых обязательств РФ;
е) в случае денежной эмиссии;
· Субъекты РФ,
Субъекты РФ являются субъектами финансовых правоотношений:
а) в случае реализации материальных бюджетных прав;
б) при рассмотрении, принятии бюджетов субъектов РФ и отчетов об их исполнении;
в) в случае установления налогов и сборов субъектов РФ;
г) в случае определения порядка, условий выпуска долговых обязательств субъектов РФ;
д) в случае взимания налогов и сборов субъектов РФ.
· Муниципальные образования,
Муниципальные образования являются субъектами финансовых правоотношений в тех случаях, когда взаимодействуют с государством по поводу финансов, а именно:
а) получают дотации и субвенции из бюджетов субъектов РФ;
б) получают средства из фонда финансовой поддержки муниципальных образований, образуемого в бюджетах субъектов РФ;
в) получают средства из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации и субъектов РФ;
г) установления и взимания местных налогов и сборов;
д) формирования и исполнения местных бюджетов;
е) выпуска муниципальных займов.
· Административно-территориальные единицы,
· Административно-территориальные единицы особого режима (наукоград Кольцово).
2) Коллективные субъекты:
· Органы государственной власти:
а) Представительные органы власти (при осуществлении Ф. контроля),
б) Исполнительные органы власти (при составлении и исполнении бюджетов),
в) Банк России (но не всегда, а когда выполняет обязанности по бюджету, перечисляет в бюджет остаток своей прибыли, обслуживает государственный долг, осуществляет денежную эмиссию).
· Уполномоченные кредитные организации (т.к. являются агентами валютного контроля).
· Другие организации и юридические лица.
а) предприятия, организации;
б) филиалы и другие обособленные подразделения предприятий;
в) консолидированная группа налогоплательщиков;
г) крестьянские (фермерские) хозяйства; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера.
3) Индивидуальные субъекты:
· Граждане РФ*,
· Иностранные граждане,
· Граждане без гражданства,
· Граждане - ПБОЮЛ,
· Должностные лица финансовых органов.
*не все граждане являются субъектами ФП, т.к., не имея имущества и само-стоятельных доходов, гражданин не будет иметь обязанностей по уплате налогов.
Финансовое правоотношение НЕ МОЖЕТ возникнуть:
· между физическими лицами (гражданами),
· между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности,
· а также между данными юридическими лицами.